Марат Кульшарипов

Самосознание западных башкир. Текст выступления на научно-практической конференции, посвященной обучению башкирских детей западных и северо-западных районов родному языку (1990 г.)


В советской историко-философской литературе национальное самосознание определяется как сознание своей принадлежности к определенной этнонациональной общности, осознание ее интересов, ценностных ориентаций и установок по отношению к другим национальностям, умение выделять свою нацию из среды других наций. Поэтому национальное самосознание приобретает особенно четкий и ясный характер в инонациональной или многонациональной среде.

Национальное самосознание складывается под влиянием окружающей среды и связей – межнациональных и внутринациональных – потребностей и интересов, вырастающих на почве общности территории – родной земли, или «атайсал» у башкир, политической судьбы, экономической жизни, быта, происхождения, культуры и религии, и в особенности языка. Национальное самосознание оказывает активное влияние на формирование и развитие нации, на ее жизнеспособность и выживаемость.

Национальное самосознание тесно связано с идеей национальности и национального самоопределения, с национальной культурой и обычаями. Поэтому национальное самосознание, по мнению наших ученых, оказывается в конечном итоге решающим с точки зрения консолидации народности и нации. Вот что писал по этому поводу известный дагестанский ученый А. Г. Агаев: «…Нация, будь она буржуазная или социалистическая, становится подлинной нацией лишь тогда, когда под воздействием социально-экономических процессов формируется активное отношение человека и нации, т. е. национальное самосознание»¹.

Формирование этнического самосознания у башкир шло параллельно с их этнической консолидацией, с формированием единой башкирской народности. Притом следует иметь в виду, что северо-западная Башкирия, особенно территории к югу от р. Белой, по мнению этнографа Р. Г. Кузеева, была основным и более древним районом этнических процессов, приведших к сложению башкирской народности. К разным составным частям башкирского этноса относятся племена юрми, еней, буляр, танып, ирэкти, гайна, уран и др. Например, башкиры-гайнинцы (Янаульский, Татышлинский районы, Пермская область) всегда считали себя «самыми первыми и древними башкирами»¹. Северо-западные башкиры с древнейших времен признавали себя неотъемлемой частью башкирского этноса, что нашло свое отражение в их преданиях и легендах, родословных записях – шежере. Консолидации башкир, росту их национального самосознания способствовала их борьба против монголо-татарского ига, их любовь к родной земле – Уралу.

В дальнейшем осознание башкирами своей этнической общности очень ярко проявилось в процессе вхождения Башкирии в состав Русского государства. Так, еще в 1554–1555 гг. северо-западные башкиры добровольно приняли русское подданство. В преданиях башкир Янаульского района рассказывается, что родовой вождь племени Гайна Айсувак побывал в Казани и получил там грамоту у наместника царя².

После добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству было покончено с былой раздробленностью башкирского народа между тремя ханствами:

Казанским, Сибирским и Ногайской ордой. А это создало благоприятные условия для дальнейшей этнической консолидации башкир в рамках единой территории.

Национальное самосознание, идея единой башкирской народности крепли в борьбе с национально-колониальным гнетом царизма, в ходе грандиозных башкирских восстаний XVII–XVIII вв. В этих народных движениях участвовали все башкиры: юго-восточные и северо-западные, северо-восточные и южные. Так, крупное башкирское восстание 1681–1683 гг., руководимое Саитом Саадиром, началось среди башкир Казанской дороги, в пределах современного Мензелинского района ТАССР. Это восстание было поддержано всем башкирским населением. Так было и в ходе башкирского восстания 1704–1711 гг., когда оно охватило всю Башкирию. Большую активность проявили в борьбе против национального гнета в 1755 г. гайнинские башкиры, проживающие ныне в северных районах Башкирии. В этой связи следует подчеркнуть, что не выдерживает критики заявление некоторых наших коллег из Казани, историков и этнографов, о том, что будто бы «родоплеменное образование “башкир” Восточного Закамья восходит по меньшей мере к XVI–XVIII вв. и что эти “башкиры” даже к концу XIX в. не имели башкирского этнического самосознания, и поэтому их можно считать принадлежащими к татарскому этносу»¹.

Подобный взгляд не имеет под собой никакой реальной почвы. Исторические факты говорят о другом. Западные башкиры в дореволюционный период всегда устойчиво сохраняли свое национальное самосознание, т. е. четко осознавали свою принадлежность именно к башкирскому этносу, о чем говорят их наказы в Екатеринскую Комиссию по составлению проекта Нового Уложения. Эти наказы были вручены старшине Гайнинской волости Осинской дороги Тухтамышу Ишбулатову, депутату Екатеринской Комиссии. Он, выражая общее мнение северо-западных башкир, в своей речи, произнесенной в ходе работы Комиссии 1767 г., говорил «о набежавших на башкирские земли татарах», о необходимости положить

Но в XX в. постепенно начинаются ассимиляционные процессы в Башкирии, что было связано с деятельностью Мусульманского духовного собрания, руководимого преимущественно муллами татарского происхождения. Царское правительство сознательно выдвигало на должность муфтия выходцев из татарских феодалов, которых оно считало более надежными, нежели муллы из башкир. В результате в башкирских аулах, особенно в западных районах, открывались медресе, где преподавание вели татарские муллы, распространялись религиозные и полурелигиозные книги на татарском языке. В этих условиях северо-западные башкиры постепенно переходили с башкирского на татарский разговорный язык. Но в XIX и даже в начале XX в. северо-западные башкиры прекрасно владели своим родным языком. Так, известный башкирский поэт-просветитель Гали Сокрый (1826–1869), уроженец деревни Иске Сокор ныне Татышлинского района, писал: «Мы из лесных башкир племени Ирякты». Он же указывал, что когда бывает в г. Казани, ему говорят о том, что его язык башкирский, т. е. в своей биографической справке он четко выразил свое башкирское происхождение.

Особенно ярко национальное самосознание западных башкир нашло свое отражение в творчестве выдающегося башкирского поэта Шайхзады Бабича, уроженца дер. Асяново ныне Дюртюлинского района. Он еще до Октября писал стихи на башкирском языке, а в его поэзии нашли наиболее законченное выражение национальные чаяния башкир, их любовь к свободе, к родному языку. Весьма примечательно и то, что Ш. Бабич написал серию стихотворений («Татарам – противникам автономии Башкирии», «Список № 9», «Враги» и др.), в которых разоблачал и бичевал татарских националистов, выступавших против самоопределения башкирского народа.





_ __ __ __ __ __ __ __ __



¹Агаев А. Г. К вопросу о теории народности. – Махачкала, 1965. – С. 53.

В сферу национального самосознания входит и самоназвание народа. Известно, что более тысячи лет тому назад появился этноним «башкир» или «башкорт». Под этим самоназванием формировалась башкирская народность, буржуазная и затем социалистическая нация. Но иногда бывает и так, что некоторые народы несколько позднее обретают твердое и общее самоназвание. Это относится, в частности, к узбекам и татарам, современное название которых утвердилось в XIV–XV вв. в связи с распадом Золотой Орды.

¹ Башкирские предания и легенды. – Уфа. 1985. – С. 79.

² Р. Г. Кузеев и В. Х. Юлдашев. 400 лет вместе с русским народом. – Уфа. 1957. – С. 53.

¹Д. М. Исхаков. Из этнической истории татар восточных районов ТАССР до начала XX в. — К вопросу этнической истории татарского народа. — Казань. 1985.

конец массовому их переселению, которое, по его мнению, «приводило к обезземеливанию башкир-вотчинников». Интересным является требование Ишбулатова о замене писарей из татар при башкирских старшинах башкирами. Это требование он мотивировал тем, что «между… башкирского народа ученых людей ныне состоит довольно».

¹ ЦГИА, ф. Комиссии по составлению проекта Нового Уложения, д. 109, п. л. 214.



Тем не менее в начале XX в., как писал об этом Р. Г. Кузеев, «школы, печать и литература, функционировавшие активно в западных районах Башкирии на татарском языке», подвергли западных башкир «татарскому этническому влиянию». Но до Октября, как образно писал об этом на страницах газеты «Совет Башкортостаны» писатель Виль Гумеров, «считалось на Урале почетным быть башкиром», ибо башкиры являлись вотчинниками, т. е. имели привилегии по вопросам землевладения. Поэтому в дореволюционный период башкиры устойчиво сохраняли национальное самосознание, особо не подвергаясь ассимиляции.

К списку номеров журнала «БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ» | К содержанию номера