Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Проект АРЕаЛ | ГЕОЛОГИЯ | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ | Спонсоры | Связь с координатором портала |
![]() Центр |
Артём ТерентьевОб авторе: Публиковался в «Журнале ПОэтов», бюллетене Школы Вовлеченного... |
Николай КараменовОб авторе: Живет в Украине, в городе Александрия Кировоградской области. Печатался в... |
Александр ЧистяковОб авторе: Председатель профсоюзной организации Ассоциации литературных работников... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Юрий КазаринОсобенно - собакаПоэзия, в своем языковом воплощении, обновляет мир, являя ему то, что считается или погибшим, исчезнувшим, или забытым, исчезающим. Поэзия не отражает мир и не отображает его — она увеличивает в нем (и — преувеличивает) те предметы, процессы, атрибуты и явления, которые, возрождаясь в просодии, в мысли и в образе, преображаются, как бы возникая в мире заново, в первозданном, в первоприродном, в оптимальном виде — в той форме, функции и содержании, которые соединяют в одно целое сущее и воображаемое, когда степень адекватности таких миров приближается к тождеству. Прямо говоря, поэзия в языке и в мире работает одновременно и со словом (с любой единицей языка и мышления), и с делом. Когда в поэтическом тексте произносится, например, слово «дерево», то означаемое есть не просто растение (многолетнее и т.д.), но и сам предмет как часть бесконечно длящейся в пространстве и во времени ситуации «дерево». Дерево в поэзии — это свет, небесный свод, влага, воздух, птицы, насекомые, кошка, сидящая на нижней ветке, плоды и цветы его, почва, трава, камни, глина и корни, уходящие в глубь земли, — корни, зрячие осязанием своим, — и соседние растения — сад, перелесок, лес, бор, чащоба, бурелом, — и пила, и рубанок, и древесина, и бревна, брус и доски, и дом деревянный, и все постройки, и забор, и ворота с калиткой, и люди, строившие дом, и люди, и животные, живущие в нем, и… Здесь остановлюсь: концепт «дерево» бесконечен, ибо он означает главное — жизнь, жизнь как таковую, т. е. чудо появления, роста, гибели — и вновь роста, но уже не собственно дерева, а дома. Рост дома. Растение дома. Жизнь дома, во дворе которого (и в саду, и на огороде, и в палисаднике) — весь мир, мир с бабочками, детьми, кошками и собаками. Птица села на ветку — дерево названо птицей. Имя дерева сливается с именем птицы — птица названа деревом.Взаимная номинация. Иногда — самоназывание: коршун в небе — крест, если смотреть снизу, с земли, — и коршун над землей, если смотреть на него сверху, с неба, — есть часть пернатой суши, не распятие уже — но размах крыльев, сила, голод и любовь, горячее тепло и драгоценные глаза — желтые изумруды с золотистым дном, оправленные в пейзаж, в голод и любовь. Распятье и размах. Стихотворное косноязычие — это следствие отрыва слова от мира, или — распредмечивание языка. Для современного городского сочинителя всё, что летает, — птица или насекомое: «птицекомое»; всё, что растёт, — аллея, клумба, газон, парк и пресловутый лесопарк; всё, что мяукает и лает, — домашний любимец или помоечный дворянин (правда, породы кошек и собак нынче различаются в городах всеми). Мир не превращается в слова, а становится паузой, лакуной, образовавшейся в зазоре между значением слова, его предметностью и звучанием. Мир в современных стишках — дыра, напичканная оценкой и эмоцией. Современное стихотворение — это иллюзия самоидентификации и самооценки, то бишь самовыражение. Такой текст — это не духовный поступок, а некое речевое поведение, походка, жестикуляция, лишенныезвукоизображения, семантизации и денотативности / предметности: слово опустевшее живет само по себе («грызуны словарного запаса»), а предмет остается равнодушным к говорителю и автономным в процессах языковой антропоморфии.Одним словом, поэзия в таких стихах «не ночует». Люблю собак. Кошек, синиц, ястребков-перепелятников, поползней, соек, снегирей, полевых воробьев, луней (белых ястребов), осенних молодых сóвок, сидящих на заборе по вечерам и ввинчивающих свои головки в небо — выше и выше; люблю хомяков-мужичков с ношей защёчной по плечам; люблю всё живое — рыб, деревья, травы, цветы, особенно ёлку, рябину, пихту, сосну, кедр, березку и осину. Во всю мою жизнь у меня было несколько собак и кошек — котов. Кот Григорий и пёс Верный, уже покойные, до сих пор мои лучшие посюсторонные и потусторонние друзья. Верные друзья… Я — трижды предатель. Предатель собак и собачье-человеческой дружбы. Предатель вольный и невольный. Но — предатель. В детстве я проворонил своего Джека, щенка-дворняжку: пока я был на тренировке, мать отвезла его к какому-то дяде в поселок Красное; я чувствовал, что-то не так, что мать устала с этим собачонком, со своими работами, с мужем-алкоголиком, с нами двумя — мной и младшим братом, оставившим мне после утраты Джека такую записку: «Мама Джеку отдала деденьке на Красном от Уровмаша далеко ешь конфеты в шкафу». Брата я пальцем не тронул.Конфеты не ел. Просидел три дня в шкафу, рядом с конфетками (пока мать была дома между работами).
Ольга Арефьева Индеец и собака
Индеец не умеет долго плакать — Индеец обнимается с собакой, Индеец наливает ей вина, Индеец выпивает с ней до дна, Индеец знает, в чем его вина. Индеец не умеет долго плакать — Индеец утирается собакой, И шерсть ее, как море, солона, И в черном небе так луна полна… Индеец знает, в чем его вина. Индеец не умеет долго плакать — Индеец накрывается собакой — Сегодня ночь на диво холодна, Сегодня от него ушла жена. Индеец знает, в чем его вина.
Третье мое предательство точно описано в третьей (последней) строфе этого стихотворения: я разводился с первой моей женой, вернее, она уезжала в Лондон с новым мужем (по-русски его фамилия звучала бы так: Ювелиров, Иван Ювелиров). Наш пёс (колли) Джолли («весельчак») зависал в пропасти, образовавшейся между нами. И я настоял на том, чтобы она (уходящая жена) забрала Джолли. Я просто не мог смотреть на него без слёз: этот разбойник, рыжий мохнатый проказник был для меня символом, что ли, моей до-катастрофы-семьи. Собаку б/у жена забрала, но дочь оставила мне, слава Богу.
Александр Макаров-Кротков
тихо так воет собачка словно хочет повеситься а не умеет
Я знаю много стихов о собаке, написанных и классиками, и безвестными авторами, — и вот что сейчас скажу: я ненавижу сентиментальные стишки (особенно — Есенина) о собачках, всё это бл…ое говорение — всегда с высоты человеческой низости (и Гитлер любил собачек, сентиментальный ублюдок, жестокий и лживый трус; то же можно сказать и о многих стихотворцах-собачниках), — всегда с выдавливанием из себя сентиментально-пьяного/полупьяного рыдания: вот я какой добрый и хороший!..
Арсений Седугин
В бурю Затонул огромный корабль. Темной ночью На берег Вышла одна собака. Жены погибших нашли мужей, Мужья погибших нашли жен. Только одинокая собака Все бегала На песчаном берегу И выла. Людям стало Не по себе, И они застрелили Собаку — как собаку.
Не могу смотреть фильмы о Белом Биме — Чёрное Ухо, о Хатико и т.д. — сердце разрывается на две части — на собачью и человечью.
Николай Глазков
Шебуршит колючий снег. В стужу и во мраке Мёрзнет бедный человек — Лучший друг собаки.
Второе мое предательство собаки, души собачьей и живой, — предательство жизни ее и моей, — было вынужденным: я оставил своим флотским друзьям Верного, лайку-маламута, лохматого, мохнатого, огромного пса с косоватыми глазами полупьяного мичмана, — пса умнейшего и добрейшего, — друга милого, хитрого и настоящего. Я уходил на дембель, а товарищи мои еще дослуживали — ну и попросили: оставь нам Верного, без него совсем тоска, а? Дембеля ехали на «Уазике» из Североморска в Мурманск — к дембельскому паровозу. Верный бежал за машиной до Мурмашей. Мы остановились, и я попросил Верного вернуться к ребятам. Он понял всё — и заплакал, встал на задние лапы и обнял меня передними. И я заплакал. Верный сказал мне: ладно, не вой, Юрик, — такова жизнь наша служивая, — и побрел, опустив уши, обратно… А потом наша машина перевернулась, но никто не пострадал: Бог не фрайер — намекнул мне, что сука я, а не старший матрос… К поезду мы успели. Сегодня мне 60. Живу один в деревне. Один, да не один: четыре призрака всегда со мной — Джек, Верный, Джолли и кот Григорий, который изредка показывается мне. Чёрный кот на белом снегу…
Вениамин Блаженный
Итак, давным-давно, когда я спал в сарае И духом угасал, — Приснился мне Господь, бредущий за горами, — Он брел в обличье пса.
Свисала доброта с его косматой шерсти Лохмотьями репья, Он брел, но не один — со мною брел он вместе, Судьбу свою стерпя. И был Господь так слаб, глаза слипались болью, В глазах была тоска, — И брел я рядом с ним с суровою любовью Собаки-старика…
Любой природный объект, живой или «неживой», — есть сущность комплексная и «коллективная», системная,конститутивно главная и структурно неизбежная: камень — это воздух, небо, огонь, дерево, птица, рыба, человек, собака, земля, звезды, Вселенная. Человек — это воздух, земля, огонь, вода и всё, и все, кто и что обитает в этих известных нам (но названы, естественно, не все) стихиях. Дух коснулся всего — и всё теперь живое, целое и одновременно часть целого.
Иван Бунин Собака
Мечтай, мечтай. Все уже и тускней Ты смотришь золотистыми глазами На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме, На метлы гулких, дымных тополей. Вздыхая, ты свернулась потеплей У ног моих — и думаешь… Мы сами Томим себя — тоской иных полей, Иных пустынь… за пермскими горами. Ты вспоминаешь то, что чуждо мне: Седое небо, тундры, льды и чумы В твоей студеной дикой стороне. Но я всегда делю с тобою думы: Я человек: как Бог, я обречен Познать тоску всех стран и всех времен.
Собака здесь — субъект познания, она здесь коллективный познаватель, в котором работают миллионы мыслящих существ — от инфузории до волка, от волка до собаки, от собаки до Бога.
Александр Цыбулевский
Лежит собака на газете. За нею темный двор ночной, Склад угольный и дровяной. Блестит трамвайный путь прямой. Еще пожить на белом свете. Лежит собака на газете.
Несвободная воля — быть человеком, деревом или собакой. С точки зрения вечности никакого времени нет — есть только жизнь. Жизнь собаки. Жизнь человека. Жизнь дерева. Жизнь жизни. Время придумано нами: оно есть тавтологический цикл, круг, или — кривая, синусоида, или любая протяженность в любой конфигурации в любом направлении. Время социальное, историческое придумано для того, чтобы заслоняться этой иллюзией от смерти, от вечности, от бытия, — чтобы оправдать наш безумный, тупой, подлый и комфортный быт. Блез Паскаль заметил, что человечество мчится к бездне, к пропасти, закрываясь от них экраном (прямоугольным куском непроницаемого материала.А сегодня еще — и монитором, планшетом etc). И Паскаль же сказал, что Вселенная — это круг, центр которого везде, а окружность нигде. Вселенная состоит из вечности и жизни. Такие дела.
Игорь Шкляревский
Пока в столовой жадно ест собачник, к его фургону, развевая мрак, в рубахе белой подкрадется мальчик, сорвет засов! И выпустит собак… Они рванутся в темноту на волю! Пьянея, с ног спасителя собьют. Вот, кувыркаясь, по ночному полю они уже бегут, бегут, бегут. Река блеснула. Им не надо брода — они плывут. И где-то за рекой соединяет радостно свобода вой ликованья и собачий вой. Их колет рожь! Их радуют проклятья! Под каждым стогом есть для них приют. Но и во сне, обнявшись, словно братья, они бегут, бегут, бегут, бегут…
Несвободная воля вечности, жизни и бытия. Мы все, живые и мертвые, в этом мире — собеседники. Но говорим мы на разных (разноприродных) языках. Нам нужен переводчик. Толмач. Вселенная предлагает нам его — это Дух. Дух, душа, духовное, душевное, или — досмысловое, но не эмоциональное, не реакция, а движение — шарообразное — души.Направление такого движения — мысль, которая порождает всё остальное — от эмоций до метаэмоций. Есть у Ивана Бунина странное (хочется сказать — слабое) стихотворение «Одиночество», где в четвертой строфе есть две строчки, которые знают все:
<…> Что ж! Камин затоплю, буду пить… Хорошо бы собаку купить.
Ирония. Горькая. Но и усмешливая: здесь, в последних двух словах стихотворения, звучит «ку-ку» (собаКУ КУпить). Мой приятель В.Г. как-то спародировал эту ложно тоскливую интонацию:
Газ зажгу. Буду бухать. Хорошо бы собаку продать…
Эмотивное Бунина не смогло преодолеть, с одной стороны, иронической деструкции, а с другой стороны — онтологической тоски. Потому что собака — тоже человек… Потому что слово «дерево» — это дерево. Дерево онтологическое и ментальное. Потому что слово «собака» — это и собака, и Вселенная, и Бог, и человек. Слова не информативны, они — когнитивны, то бишь они несут знание. А информация — это знание минус эмпирика, познание и душа. Впрочем, компьютерная цивилизация этого уже не поймет.А жаль. Но — дети-то еще понимают язык Вселенной, они еще воспринимают произношение Толмача, Духа Его и нашего.Собаки любят детей, потому что сами — и дети, и мудрецы, и дерево, и птица, и река от истока до моря со всеми своими дождями, ручейками и притоками. Слово детское, слово изначальное, слово чистое, слово поэтическое возвращает миру всё, что мы уже почти потеряли. Уже. Почти.
За листьями — листва, как за душою — тело. Скупее волшебства сезонные пробелы. Проворнее дождя бегут на свет из мрака собака и дитя, особенно — собака. ![]() |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыКыштым-ГраниПятью пятьКочегаркаСОТЫРусское вымяВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГОСОБНЯКМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЮЖНЫЙ УРАЛБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовТело ПоэзииГРАФИТБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗИНЗИВЕРЛИКБЕЗВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕИЛЬЯАРГАМАК-ТатарстанИНФОРМПРОСТРАНСТВОДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬСВОЙ ВАРИАНТБАШНЯ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЗАПАСНИКЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЗНАКИ11:33АЛЬТЕРНАЦИЯ |