Наталья Бельченко

Смиряющий хаос из Чернигова

Еще 8 марта 2013 года Святослав Евдокимович Хрыкин поздравлял меня с Праздником Весны («...и пусть для Вас никогда не иссякают сладость жизни, радующий аромат её цветения и волнующий хмель творческих исканий и находок! СХ»), а 10 марта он ушел из жизни. Он, который признавался в письме: «Я давно уже разменял восьмой десяток, а всё чувствую себя мальчишкой двадцати двух лет...» Свои инициалы CХ порой шутливо расшифровывал как Справедливость Холящий, или Старый Хроникёр, или Стихами Хворающий, а также Смакующий Хокку, Спешащий Ходок, Смиряющий Хаос, Скромник Хитренький (это уже в письмах к В. Ильину) – в зависимости от содержания переписки.

Мое знакомство со Святославом Евдокимовичем состоялось благодаря Дмитрию Быкову и книге стихов незаслуженно забытого поэта Серебряного века Игоря Юркова (1902–1929), изданной в Санкт-Петербурге (издательство «Геликон Плюс») в 2003 году стараниями Дмитрия. Это было время литературных знакомств, возникших благодаря виртуальной курилке Лито имени Стерна, время, когда сайт Сетевая Словесность был не одним среди прочих, а особо значимым для многих. Хрыкин и Быков (еще в юности заинтересовавшийся Юрковым) осуществили подготовку текста и составление сборника. Однако главным знатоком и хранителем юрковского наследия, подвижнически извлекшим его из-под спуда, был именно Святослав Евдокимович. Вот как писал Быков в своей книге «Вместо жизни», вспоминая их встречу: «Меня впустил высокий блaгообрaзный стaрик в очкaх, с лицом губернского интеллигентa, с седой бородой, в чем-то ветхом и черном. Вопросов у него не было, искaть общий язык не требовaлось. Более всего это было похоже нa встречу членов тaйного орденa, состоящего из двух человек». До появления полноценных публикаций Cвятослав Евдокимович делал со стихами Юркова самиздатские (издательство «ЭСХА») книжечки карманного формата (позднее стал записывать CD-диски). Как художник-оформитель он с большим вкусом создавал эти простенькие издания, а также сборнички своих стихов; все это он затем раздавал или отправлял по почте тем, кто интересовался. У меня тоже есть эти покетбуки. Официально его собственные стихи были изданы только книгой «Жертвенный камень» (2008), 208 страниц. Весь тираж оказался в библиотеках. В послесловии к подготовленной самим Святославом Евдокимовичем, но изданной посмертно (Еленой Грицюк) книге стихов «Прости мне» он пишет следующее: «Был период в моей жизни, когда я экспериментировал с формой стиха (в общем-то, не открывая ничего нового, но развивая собственные внутренние способности владения любой формой стихосложения, вплоть до более чем «заумного», правда, принимавшего тут же вид пародии). Наблюдая в течение десятков лет за развитием современной мне поэзии, я воспринимал (и воспринимаю) вполне свободно все нарождавшиеся направления, оставаясь сам всё же приверженцем классических традиций».  

Однако не только Юркову не давал исчезнуть в небытии Святослав Евдокимович – он собрал антологию черниговской поэзии, в аннотации к которой написал, в частности, следующее: «ЛЕДИ и ДЖЕНТЛЬМЕНЫ, ДАМЫ и ГОСПОДА, ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ и МИЛОСТИВЫЕ ГОСУДАРИ! Мною, – Хрыкиным Святославом Евдокимовичем, родившимся в 1939 году на Дальнем Востоке, ставшим черниговцем в 1955 году, постоянным участником и свидетелем литературной жизни города с 1960 года, – подготовлено к изданию несколько больших работ: 1. Антология Русская поэзия Чернигова: двадцатый век (400 страниц), включившая в себя 59 авторов, от Ивана Товстухи (1889–1935) и Владимира Нарбута (1888–1938) до Ирины Кулаковской (год рождения 1976) и Оксаны Куринской (год рождения 1983)  (...)» Найти эту книгу можно здесь http://samlib.ru/k/klimenko_j_n/rus_poez_cherndoc.shtml А стихи Юркова, откомментированные Хрыкиным, – здесь http://1576.ua/file/17885

Мы несколько раз встречались на литературных мероприятиях в Киеве, в частности на проводимых Юрием Капланом. Летом 2006 года Святослав Евдокимович показал мне, Игорю и Андрею Кручикам юрковский Чернигов (Лесковицу, состоящую из одноэтажных домиков, сохранившуюся в почти первозданном виде со времен Юркова). В Киеве – прогуливались с ним по Подолу и Левобережью. Святослав Евдокимович, невзирая на болезнь сердца, был очень энергичен, всем живо и доброжелательно интересовался. Вообще был на редкость гармоничным человеком, отцом пятерых детей, младший из которых, Евгений, – художник, чьи работы находятся в музеях современного искусства в США.

Рада, что смогла опубликовать в киевском альманахе «Соты» (2012) и в журнале «ШО» заметки о выходе московских и питерских сборников Юркова, об открытии поэту мемориальной доски в Боярке (где он умер от туберкулеза) и о роли Хрыкина в этих событиях. В середине октября 2012 года я дала электронный адрес Святослава Евдокимовича Владимиру Ильину, так как последний, черниговец по рождению, хотел провести презентацию переводов поэзии Папы Иоанна Павла ІІ и Игоря Рымарука именно в Чернигове. Cвятослав Евдокимович помог устроить чтения: Ильин и автор этих строк выступили с переводами и собственными стихами в Черниговском педагогическом университете, той же осенью состоялся и наш вечер в музее М. Коцюбинского. Между CХ и ВИ завязалась творческая переписка, изданная Владимиром Ильиным в 2015 году в книге «Находка ЭСХА».

Святослав Евдокимович не раз присылал в Киев книжные посылки, щедро делясь читательским восторгом (например, так появилась у меня книга Жоакима Пессоа), или передавал книги с кем-то, знакомя тем самым людей между собой. Так я познакомилась с Еленой Грицюк, интересной художницей, она впоследствии занималась публикацией хрыкинского поэтического наследия. После нашего общего выступления в черниговском музее Коцюбинского был очень теплый вечер дома у семьи Грицюк. В своих воспоминаниях о Хрыкине, вошедших в книгу «Находка ЭСХА», Елена проницательно писала: «...его радость: стихи Игоря Юркова опять хотят издать! За тридевять земель от Чернигова, где Хрыкин собрал все возможное и невозможное об этом талантливом и забытом поэте начала ХХ века... Вот радость-то, ваш труд, Святослав Евдокимович, к славе других писателей и журналистов, выйдет в другом городе, в другой стране, а вам пришлют несколько экземпляров! Да, радость. Москва, Питер, Киев цепкими деловыми руками хватаются за сокровища, а кладоискатель и рад, что поднял их на свет...» Таково оно, счастье бескорыстного собирателя! В непреходящем состоянии этой заразительной радости и запомнился мне Святослав Евдокимович Хрыкин...

К списку номеров журнала «БЕЛЫЙ ВОРОН» | К содержанию номера