Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ |
![]() Центр |
Равиль ФайзуллинОб авторе: Родился в деревне Балтач (Юлсубано) Рыбно-Слободского района Татарской АССР... |
Радиф ГаташОб авторе: Родился в деревне Марс Кушнаренсковского района Башкирской АССР в семье... |
Зульфат ЗульфатОб авторе: Родился в деревне Новое Саитово Муслюмовского района Татарской АССР в семье... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Станислав АйдинянО поэзии Елены Ивановой-Верховской. РецензияСозерцательная и порой взволнованная трагическая естественность осознания себя в мире и мира в себе – таково ощущение, возникающее от чтения «выборки» стихотворений Елены Ивановой-Верховской… Творческое «Я» этого поэта музыкальным ключом, таинственно тонкой недосказанностью напоминает эмоциональный ключ Арсения Тарковского… В стихотворении «Ромбики стекол во все горизонты…» будто бы речь идет о фрагменте ощущений. В нём – осколок воспоминания, будто запомненный с детства – преломление света в стекле, в котором в контуре сирени обретает магическое волшебство образ бабочки. Но эта картинка – не сама по себе, а звучит трагической нотой расставания – с садом безвозвратного прошлого…
Ромбики стёкол во все горизонты – Дачной террасы крыльцо, Помню сирени расплывшийся контур, Если приблизить лицо,
Бабочки плен. И насквозь, и навылет, И не касаясь перил… Вот и расстались. Как выйдет, так выйдет С парой раскрашенных крыл,
С этим, как ветки, поломанным светом, Тем, что попал под раздел… С этой поры не случается лето Больше со мною нигде.
Эта женственная, прочувствованная поэтичность, горечь сожаления о тревожно-далёком… Думаю, такое поэтическое воплощение поняла бы и приняла Марина Цветаева, если бы ещё жила среди нас. Это у неё была ярко вспыхнувшая встреча, а потом и разрыв, расставание с Тарковским. В каждой жизни, а тем более в жизни поэта есть своё расставание. Оно может быть лёгким, как взмах крыла бабочки, а может быть горестным, как вздох души ощущающей над во многом смертным миром… Вышеприведенный текст, у Елены заканчивается так –
Съехали, сгинули, не поделили… Будто три жизни назад, Под пирамидою солнечной пыли Спит мой непроданный сад.
В заключающем словосочетании, словоспряжении – «непроданный сад» эхом отзывается всё стихотворение и строится, возникает в чувстве читателя камертон цельности, досказанности, «спетости»… Образ бабочки возникает и в другом стихотворении Елены – в её «Диалоге». С кем диалог? – с Буддой. Тот отпускает в северные поля, где не выживает даже зверь, бабочек. И просит у Будды – умерить совершенство своего творения и пожалеть души-бабочки, посланные выживать на Север взаимной человеческой охлаждённости нашего подлунного мира. А насчёт зверя сказано особенно проникновенно –
Местных бабочек родина – Древний Китай, Я давно наблюдаю за ними оттуда, И, целуя у Будды одежды край, Говорю, – Не пускай их сюда, не пускай! Что их ждёт здесь, поля да простуда… Совершенство своё, умоляю, умерь, Здесь у жизни предел, не справляется зверь, Даже зверь здесь теряет надежду, Обращён то в еду, то в одежду…
Елена Иванова-Верховская – из тех душ, кто верит нашим братьям меньшим, верит в их природу, в искренность их звериной привязанности к тому, кого полюбили… Она в реальной, не застрочной жизни домашним зверям, попавшим в беду в меру своих сил помогает выживать, окружает заботой и дарит кормом насущным… Душа не ощущает пустоты, когда творит доброе дело. Человек, лишь отдавая добро от души, становится причащенным высшим мирам, где живёт Свет… Поэт пишет о душевно мёртвых, неспособных у состраданию, клоноподобных людях, о которых «Бог безумец» у Джебрана Халиль Джебрана говорит как о живых мертвецах, у них в душах – вечная Зима, у них нет духовной Родины, своего Китая, их жизнь покрыта закатным инеем…
Кроме клонов безумной твоей саранчи, Им хоть стену построй, хоть отдай им ключи Поднебесной, забудут и схлынут, И по кругу уйдут без возврата… Так, так, так, – улыбается Будда во мгле И рисует улыбку его на стекле Белый иней земного заката.
Елена умеет в четырёх строках показать трагедию целого поколения тех, кто родился и осознал себя при советской империи, и жил, меньше заботясь о хлебе насущном, чем о внутреннем мире и о встречах-беседах – в мастерских художников, в дешёвых кафе. Общение тогда увлечённо доминировало над меркантилизмом очень частных, приземлённых интересов. Но мир изменился – стал в новое время буржуазен и Старуха Процентщица по Ф. Достоевскому, из «Преступления и наказания» стала воплощением скаредного эгоизма. Всё это закономерно, и оттого – «неслучайно»!..
Жить собирались одним только духом, По мастерским, по дешёвым чайным, А победила всё же старуха, Процентщица. Видимо не случайно!
И в стихотворении «Белле», скорее всего, посвящённом надмирной и тонко-лиричной, всегда недосказанной Белле Ахмадулиной, тоже есть след таких «горестных замет» – «Нынче все научились забрасывать невод, / Жаден стал человек, не то, что когда-то…». К списку номеров журнала «ЮЖНОЕ СИЯНИЕ» | К содержанию номера ![]() |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыСИБИРСКИЕ ОГНИВРЕМЕНАКыштым-ГраниСОТЫВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕБАЛТИКА-КалининградНОВЫЙ СВЕТНАЧАЛОСлово-WordКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСВОЙ ВАРИАНТГРАФИТИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:Пятью пятьКочегаркаРусское вымяЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтОСОБНЯКСЕВЕРЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯСеверо-Муйские огниАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИГВИДЕОНИНФОРМПРОСТРАНСТВОСорокопутДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬТело ПоэзииБАШНЯБЕЛЫЙ ВОРОН22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33ВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |