Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Проект АРЕаЛ | ГЕОЛОГИЯ | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ | Спонсоры | Связь с координатором портала |
![]() Центр |
Анастасия СойферОб авторе: Родилась и выросла в Одессе; филолог; преподавала литературу и эстетику в... |
Валентина ЧеловскаяОб авторе: Родилась во Львове. Закончила Университет, факультет романо-германкой... |
Михаил ЯровойОб авторе: Родился в Москве 24 августа 1969 года, образование – высшее... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Владимир Гутковский«Если ты в силах остановиться». СтихиК ПОРТРЕТУавтор – художник Рафаэль Багаутдинов
Ни взгляда оторвать, ни выпустить на волю. Затейливый пейзаж, сгодившийся на фон. Но ты уже к нему прикован, им присвоен, до капли растворён, навечно пригвождён. Как отзвук давних слов, плывут другие лица. Иные имена вплетаются в сюжет. И странный этот свет струится и двоится в ночи – как явь и сон. Как образ и портрет.
Там полная луна парит на пьедестале и символов ночных неразличима нить. И медлишь потому, уставившись в детали, что страшно сделать шаг – к загадке подступить. Цветного витража, растрескавшейся фрески осколок, лепесток, чешуйка и пыльца. И полуоборот решительный и веский над призраками снов царящего лица.
Которое к себе влечёт неотвратимо – пленительный изгиб, таинственный обет. С рождения души наложенная схима, Впитавшая в себя небесный этот свет. А ты опять ему внимаешь богомольно, глядишь во все глаза, следишь издалека, как тонкая рука роняется безвольно – трагический излом поникшего цветка.
Продолжить этот жест могли б клинок и гарда, опущенные вниз, – окончена дуэль. Улыбкою б черты чуть тронул Леонардо, но так – трезвей – её увидел Рафаэль. Обычный человек, нерасторопный гений. Всего вначале он и сам не знал, но вот – свободный результат медлительных прозрений, мерцая и маня, пред нами предстаёт.
И дальше – суть видна как прорастанье зёрен, как отповедь тоске, как парафраз обид. И дальше – каждый штрих случаен, но бесспорен. Он всё соединит. И снова раздробит. Глаз этих глубина как ангельское пенье. И как благая весть из неизвестных стран. Как под рукой – волос спокойное кипенье. И кожи белизна. И горделивый стан.
Что самоценно и что параллельно славе – неизъяснимость слов, объятий нежный хруст. О чём не рассказать, когда раздует пламя неистовой свечи дыханье этих уст. Порхают мотыльки в трепещущем полёте, настойчивая кисть вскрывает новый пласт – простой и внятный смысл – что и по части плоти высокий этот дух любому фору даст.
И всё же стоит быть поэтом и изгоем, и смутно ощущать, как с плоскости холста нисходит в бренный мир провидческая горечь – бессмысленна любовь, бесцельна красота.
И сколько надо слов отбросить и растратить, пускать Пегаса вскачь, переводить в полёт, чтоб истину постичь или себе потрафить, – а там – кому дано, возможно, и поймёт. Оставить лёгкий след, едва заметный слепок своей души и знать – хоть вечен бег времён, но их могучий рёв, неуловимый лепет, по сути, для тебя – не более чем фон.
***
Вот я и в Раю. Тут даже не тесно. Кущи. Птички. Фонтаны. Словом, почти как надо. Только я для себя всё же выпрошу место у толстой стены, отделяющей Рай от Ада.
Пусть флейты вокруг так упоительно блеют, призывая забыть все мирские печали. Но эта стена, хоть немного, да греет холодными здесь, как и везде, ночами.
Там за нею бушует адское пламя. Серный огонь выжигает людские страсти. Чтоб из того, что однажды случилось с нами, ничего не осталось – ни горя, ни счастья.
Я-то в Раю по ошибке. Вернее – случай. Но иногда, если совсем уже худо станет, с твоей душою – не такою везучей – через стенку перестукиваться пытаюсь.
***
Пение сироты радует меломана. Иосиф Бродский
Ария. Голосок тоненький и дрожащий. Звук к языку присох, ищет и не обрящет.
Так собой увлечён и красотами слога, даже на слове «Чёрт!» не запнётся о Бога. В пении до зари всё, что спеклось и спелось, рвущийся изнутри неутолимый мелос. Прошлое теребя и заломивши руки, иногда про себя, чаще в открытом звуке.
Бывший больничный сад. Воспоминаний свалка. Прежних его услад, как и себя, не жалко. Трепыханье пичуг с их переливом чистым. Общий у всех недуг. Утоление – свистом. Соткан диагноз весь из недомолвок и пауз. Бестолковая спесь, – дескать, сколько осталось!
Многое на ходу делая по наитью, обретая судьбу, то есть, идя за нитью, верен теме одной, женщине, впрочем, тоже, балагур расписной, на себя не похожий, дует в свою дуду, ноту сквозную тянет, разную ерунду мелет, не перестанет.
Это такой расклад, что не имеет срока. Возвращаясь назад, но не ища истока, лучше глаза раскрой – самое милое время чёрной ночной порой, чтоб таращиться в темень. Чуять, как реет дух за стеной вертограда. Может, не стоит вслух? И вообще не надо?
Но всесильна тщета, зависть даже потешна. Как и гордыня та, что почти неизбежна. Ария подбодрит, но, извиваясь странно, вряд ли удовлетворит горнего меломана. Ждать ли благую весть иль дожидаться сдачи? Рядом, похоже, есть Кто-то ещё, тем паче.
Нам не предъявит счёт поле священной брани, обоюдный зачёт делать никто не вправе. Если ты, словно в сон, в их взаимные распри до конца погружён, можешь постигнуть разве тривиальный ответ, чудо расхожее, что ли, как умаление лет, умноженье юдоли.
Горе, воздевши взор, вмешиваться не к спеху в этот извечный спор, чтоб не выпасть в прореху. Или же впасть в сарказм, в глупость, которой близок обыкновенный маразм, не способный на вызов. Но у этой черты просветляются лица. Остановись, если ты в силах остановиться.
Росчерк черновика? Только не слишком грешный всё поёт сирота, полностью постаревший.
КОКТЕБЕЛЬСКАЯ ОСЕНЬ
В созвездье впечатлительных гостей руины поэтических страстей воздать согласны каждому по вере. Естественное сопряженье скал собою представляет пьедестал, где профиль будет не один примерян.
Пролог, переходящий в эпилог, Возвышенно высокопарный слог, Созвучия, богатые фонемы. И сквознячок уносит лёгкий пар, Отходы снов, подкорки вялый жар, Оскомины навязчивые темы.
Вещать посредством чистого листа, смежив глаза, не разомкнув уста, лишь изредка душою – чаще чревом. А в промежутках оседлав кровать, перебиваться, как перебивать, и знать – тебе всегда внимает Ева.
Но всё-таки тащиться по следам, что оставлял стреноженный Адам, и загребать веслом по сонной глади, попутно занося себе в актив недопрочтенной жизни детектив, и так и не решив – чего же ради.
Да, многолики здешние места, куда я возвращаюсь неспроста по прихоти души. Но, в самом деле, их снова обходя за пядью пядь, не понимаю – что могу понять в истоптанном словами Коктебеле.
***
Господь прорёк мирам не исчисленным – Я есть Спасенье, Путь, Первопричина! И Голос покатился по Вселенной воистину как горняя лавина.
Вознесено духовное над плотским. Но расстоянья – трудная помеха. До нас дошли всего лишь отголоски, обрывки галактического эха.
И постигая вечные основы, цепляясь за доступные детали, ниспосланное нам Господне слово отчасти поняли, а, в целом, – переврали.
Но в трепете благоговейном, или чтоб не было Ученье слишком сухо, его во славу Божью расцветили всей мощью человеческого духа.
Сложили гимны. И воздвигли храмы. Предивно расстарались богомазы… И в завершенье возглашали – Амен! – в языческом, по сущности, экстазе.
Но, в общем-то, – не велика потеря. За то Господь нас не осудит строго, что истово и просветленно веря, мы поклоняемся – Макету Бога.
***
Неизъяснимый взлёт – паденьем искупаем. И ржавеет душа в глуши на якорях. Как саблезубый тигр, я прочно ископаем, как снежный человек – я где-то там в горах.
А ты – доносит слух – всё больше хорошеешь. И видно потому, мечтаю об одном. Но только раз в сто лет высовываю шею, чтоб озеро Лох-Несс ходило ходуном.
Как прошлое забыт и как преданье вечен. Но прилетит к тебе однажды НЛО. И выйдет из него зелёный человечек. И скажет – Это я! – и больше ничего.
_ __ __
К списку номеров журнала «ЮЖНОЕ СИЯНИЕ» | К содержанию номера ![]() |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыКыштым-ГраниПятью пятьКочегаркаСОТЫРусское вымяВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГОСОБНЯКМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЮЖНЫЙ УРАЛБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовТело ПоэзииГРАФИТБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗИНЗИВЕРЛИКБЕЗВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕИЛЬЯАРГАМАК-ТатарстанИНФОРМПРОСТРАНСТВОДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬСВОЙ ВАРИАНТБАШНЯ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЗАПАСНИКЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЗНАКИ11:33АЛЬТЕРНАЦИЯ |