Галина Булатова

Найти зерно добра. Дети о назначении поэта и поэзии

Первое удивление солнцу, дождю или радуге проросшего зёрнышка детства, посаженного в благодатную почву, может явить на свет первые стихотворные строки: «Зима укрыла снегом / Леса, луга, поля, / Деревьям шубки белые / Из снега раздала…». Вкусив радость от умения выражать мысли в рифму, детская рука испещрит белый лист сказочной историей: «Шёл зайчонок по дорожке / В новых красненьких сапожках. / Вдруг за кустиком ракиты / Он услышал храп сердитый…». Всё по-настоящему, в рамках сказочного жанра: и положительный герой зайчонок; и отрицательный – хищник, и мораль в конце. Наконец, уже подростковое понимание поэзии, знакомство с эпитетами и метафорами выльется, например, в историю о Луне и Солнце: «На небе бархатном сгустилась / Царица-ночь – подруга звёзд / И через звёздный Млечный мост / Она на землю опустилась…».

Под благодатной почвой, во-первых, подразумевается родительское воспитание, та психологическая атмосфера, которой ребёнок дышит; во-вторых, круг чтения ребёнка; в-третьих, работа чуткого педагога, бережно поливающего ростки таланта.

Несколько лет я вела в школе работу с детьми по литературному творчеству. «Часы поэзии», библиотечные и музыкальные уроки, поэтические праздники-конкурсы – всё было призвано решить не только конкретные воспитательные и образовательные задачи, но и в первую очередь разбудить фантазию детей и мотивировать их на создание своего литературного мира. Всплеск детского творчества особенно был заметен после проведения поэтических презентаций. Приведу несколько высказываний ребят как попытку написания ими литературного отзыва после презентации моей книги стихов. «Если внимательно вслушиваться, представляешь себе маленького бездомного щенка, дирижёра тополя и музыку ночи. Пронзительные, душевные стихи, даже мурашки по коже». (Рыскалкина Таня, 6 кл.); «Стих «Листок» имеет своего героя, зашифрованного под листок, который отрывается от куста, как и человек от дома». (Алиева Динара, 7 кл.) Были отзывы и с критической составляющей, например: «Я считаю, что ритмы стихов использовались русскими поэтами и частично избиты. Обилие эпитетов, возможно, показывает богатство фантазии, но в прочитанных стихах идёт описание жизни, как в розовом стёклышке. Я уже убедился, что жизнь и судьба могут ставить бесчисленные подножки, жестокие насмешки. Всего более мне понравилось стихотворение «Щень». Оно отражает реальную природу вещей. Половина стекла судьбы всегда остаётся чёрной!» (Ершов Марк, 7 кл.)

Итак, современные дети в большинстве своём не равнодушны к поэзии и, чувствуя и примеряя на себя переживания лирических героев, в то же время ждут от поэзии новых форм и реальности, доступной пониманию. Какие же темы волнуют школьников? Анализируя конкурсные поэтические работы учащихся 3–10-х классов одного из лицеев, а также стихи участников студии детского поэтического творчества, можно сделать вывод, что на первое место выходит пейзажная лирика. Это и неудивительно, ведь школьная программа богата на подобные произведения русских классиков, и природа – наиболее близкий юному человеку объект удивления и осмысления.

«Метели, метели, метели, / И ветры уносятся вдаль. / Озябли берёзки и ели, / Пришёл старый дед, наш Февраль». Это строчки из стихотворения третьеклассницы Грудановой Полины. А вот каким видит прощание с зимой шестиклассник Киселёв Евгений: «Ручьи журчат спокойно и терпимо, / Покрытый снегом мир теплее стал. / Пробившись через тучи светлым клином, / Поднялось солнце наконец на пьедестал». Уж если ручьи журчат «терпимо», вполне можно и нам задуматься о своём отношении к людям и проблемам. Радует метафоричность мышления детей. Вот у Кати Ковтуненко (10 лет) «малый молодой апрель играет с инеем-малюткой», при этом одет он «в зелёные и модные листочки». А осени Анны Ситухиной (12 лет) может позавидовать и взрослый поэт: «Устала осень, хлопает ресницами, / Она ещё не попрощалась с птицами, / Листва опала и появилась просинь, / Пусть хлынет дождь в ночную осень!». Здесь и осень, хлопающая ресницами, и «плывущий месяц, как карась». Есенинские нотки – это очень здорово.

Человек и братья наши меньшие. Какой мир, какую природу мы оставим детям? Экологические проблемы волнуют третьеклассницу Ксению Жучкову. Ручеёк, который был «звенящий» и «тёк своей дорогой», чтобы «пройдя две тыщи стран, превратиться в океан», замусорили туристы: «Стал он грязным и вонючим, / Стал болотом он зыбучим. /Как очистить ручеёк, / Чтобы снова он потёк?» Решение снова в руках человека: именно мы ответственны за судьбу планеты: «Славно люди потрудились / И работою гордились!»

          Девятиклассник Егор Шаталович занят поисками смысла жизни: «Когда рассудок победил / И вместо сладких дум о рае / В реальность адскую спустил»; «Ты понимаешь – жизнь сурова / И трудностей и горести полна». Молодой человек пытается найти своё назначение, приходя к выводу, что «любя себя», нужно «не забывать о других»: «И в суете пустого дня / Найдёшь зерно добра…». Ему вторит семиклассник Колесов Егор, призывающий «Добро творить, любовью жить, / И никогда не дорожить / Деньгами больше дружбы! / Людей любить, стихи дарить / И мир за всё благодарить – / Нет для поэта лучше службы!». Вот вам и вечная тема школьных сочинений о «назначении поэта и поэзии».

Свобода в выражении эмоций – важное качество раскрытия творческого потенциала детей. Вот, например, как передаёт растерянность своей героини четырёхклассница Елена Татаринцева: «Наборы букв, не слов! Не фраз! / А просто буквы… / А сейчас / Контрольный выстрел прямо в сердце…». В это же самое время её подруга Горячева Кристина мудро размышляет о судьбе человека: «Судьба – это книга, / А у книги есть автор, / Но друг или враг / Тот иной рукописец?». На строки «Перелистаю страницы! / Буду летать, / Биться о стёкла/ И стены разбивать / Взглядом изнутри!» не лишне будет взглянуть детскому психологу: в трудных ситуациях ребёнок может «уйти в себя», и, возможно, стихи – единственная ниточка, ведущая к пониманию его состояния.

 

          Приятно удивляет незашоренность детского взгляда. Вопросы, которые ребята ставят, и ответы, которые дают. Поражает круг тем и спектр переживаний. Не связанные рамками оценочности школьного курса, дети раскрываются по-новому, более смело, более искренно. Возможно, несколько рекомендаций по развитию детского поэтического творчества будут полезны педагогам и родителям: во-первых, бережно относиться к детским стихам, не ограничивать их творческих порывов, направляя в нужное русло. Приветствуется индивидуальная работа по авторской корректуре (почему это слово здесь не уместно, какие другие эпитеты можно найти и т.п.). Во-вторых, собственное фантазирование непременно должно быть уравновешено образцами хорошей поэзии для детей. Замечательно тонкие строки о природе можно найти у Тимофея Белозёрова, Михаила Тимонина, Галины Новицкой. Читая стихи поэтов, опустите последнее слово в строке – пусть дети найдут разгадку самостоятельно. В-третьих, изучение литературоведческих понятий можно вполне проводить на базе детского творчества, дав, например, задание придумать строки в ямбе или хорее, использовать в стихотворении ту или иную метафору. В-четвёртых, лучшие работы обязательно должны быть отмечены (опубликованы, прокомментированы). В-пятых, вспомогательные, казалось бы, задачи, но необходимые для словотворчества – расширение словарного состава – решают игры со словами. Их примеры во множестве можно найти в печати. Из самых распространённых – составление слов из букв заданного слова, сочинение стихов на заданные рифмы (буриме), поиск анаграмм к данному слову (кукла – кулак, стирка – старик, карета – ракета, апельсин – спаниель и т. п.) 

Конечно, не все дети станут поэтами, но наша цель – развитие их духовного мира и потенциала, умения понимать эстетическую красоту, отличать её от пошлости. Даже зарифмованные строки могут нести пустоту, повторять чужие мысли. Пусть же растут поэтические хрупкие побеги, вбирая великую силу поэтического слова, чтобы сделать нашу планету добрее и краше. 

К списку номеров журнала «КАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХ» | К содержанию номера