Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Проект АРЕаЛ | ГЕОЛОГИЯ | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ | Спонсоры | Связь с координатором портала |
![]() Центр |
Дмитрий АщеуловОб авторе: Родился во Фрунзе, окончил Бишкекский архитектурно-строительный колледж. С 1998... |
Карыбек БайбосуновОб авторе: Пишет по-русски, по-кыргызски. Кандидат философских наук. В настоящее... |
Валерий ЖернаковОб авторе: Родился в уральском городе Кушва Свердловской области. Отец ушел на фронт и не... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Наталия ЧерныхЧУДЕСНЫЙ АЛМАЗ В НЕБЕ ПОДЗЕМЕЛЬЯ: о поэзии Аркадия СлаворосоваАркадий Славоросов - 1957 - 2005 гг. Эта поэзия - оппозиция всему.
Разведённому водой неверия авангарду, толстожурнальной землице, актуальным кульбитам. "Вы задохнётесь от запаха наших цветов" - писал он в одном из манифестов. Именно Славоросов стал центром поэтической жизни "Детей подземелья" - московского андеграунда 80-х и 90-х. * Для начала представлю два разных фрагмента двух авторов. Речь пойдёт не о прямом заимствовании, а о поэтической интуиции. * Светлей луны у нас фонарь, И свет его весьма приятен, Он очень круглый, он без пятен, Наш удивительный фонарь, Луну певали деды встарь — Нам этот пафос непонятен: Ну что луна, когда фонарь И светел и весьма приятен. Евгений Кропивницкий, 1939 «Горят, горят, коптя, фонарики сознанья, Но сколько ни плети вы кружево погонь, Гниения огни осветят мирозданье, Переходя затем в агонии огонь…» «Левой ноге Миши Красноштана». Аркадий Славоросов, 90-е. * Эта поэзия поражает мощнейшей интуитивной связью с лианозовской школой. Поэзия Славоросова ─ настоящий подземный взрыв, длившийся с конца 70-х до конца 90-х. Названное явление можно было бы обозначить как субкультура, но слово мне кажется не весьма точным. Всё-таки субкультура — это нечто младшее по отношению к культуре. Поэзия Славоросова так же мало похожа на хипповые байки, как и на стихи из толстого журнала. * Возможно, Славоросов был знаком с текстами «старших», то есть Кропивницкого, Андрея Сергеева и других. Не вполне, а вскользь, чуть-чуть, как получалось. Идеи носились в воздухе. Но поразительно, что его стихи похожи именно на простые стихи лианозовцев. Поэт скорее отталкивается от них — от этих идей и образов. Как от земли. …У забора проститутка, Девка белобрысая. В доме девять ели утку И капусту кислую. (Евгений Кропивницкий) Ветер бродит по панели Между пьяненьких блядей. Всюду серые шинели Одеваются в людей. (Аркадии Славоросов, «Начало зимы»). * В истории литературы случаются периоды, когда большие идеи (а именно такой была идея языка лианозовцев, актуальная и сейчас) словно собирают себе питательную основу про запас, впрок. Их сокровища прячутся в совершенно непредсказуемом месте и дают впоследствии весьма любопытные всходы. Превышающие объём посеянного зерна в несколько раз — в сто раз. Примеры: 2 Идеалист, послушай лицемера: Ты всё в Европе проклял наперёд — Но это старомоднее Вольтера! Ты пробуждаешь к жизни свой народ — Опять ветхозаветная химера! Потом народ пускаешь в оборот, Дуришь его дурманом мессианства И топишь в гуртовом котле славянства. (Андрей Сергеев, «Шварц», часть 1) * … Некоторые, чтобы не идти на поводу у толпы И не слыть баранами, идут в козлы. Добрые люди, по большей части своей, глупы. Умные люди, как правило, соответственно злы. И чрезвычайно редко встречается сочетание этих частей, Но и оно, пожалуй, не предназначено для мира сего. Добрые и мудрые кончают в застенке или же на кресте, Что уже зло и глупо. А из ничего не сделаешь ничего. И только циники протирают свои бриджи и галифе — В России — на кухнях, во Франции — на террасах кафе, И с улыбочкой тонкой, как джентельменская месть, Цедят истины, банальные как «Аз есмь». (Аркадий Славоросов, «Открытка из Ниццы»). * Реалии полуфантастического мира московского подземелья выписаны у Славоросова либо с долей юмора, либо с какой-то последней мукой. На рассвете вышли в сад вы Созерцать созвездье Рака. Там с улыбкой бодисатвы Я дербанил клумбу мака». (Аркадий Славоросов, «Опиум») * Аркадий Славоросов пишет лёгким стихом, не отказывая себе в известном эстетстве («Открытка из Ниццы», «Приметы времени…» и др.). Темы стихотворений похожи на лианозовские: реалии советского быта, филососфские темы, религиозные темы). * Я живой — пока. Один из многих Земноводных и членистоногих. Дышащее братство. Биомасса. Все бредём, не зная дня и часа, Сколько б смерть свою не торопили — Поперёк вселенской энтропии. (Аркадий Славоросов) * «Будь смиренен и не злись. Всегда кайся, ибо ты грешен, как и все. Старайся все время помнить, что надо быть добрым. Будь не упрямым, а умным. Не бойся, но и не храбрись». (Евгений Кропивницкий, из «100 советов самому себе») * У Славоросова метафоры более сложные. У Кропивницкого — просто фонарь, который «светел и весьма приятен», у Славоросова — «фонарики сознанья». В лирическом «я» последний циник подаёт руку нежному идеалисту. Это «я» словно бы выложено мозаикой по контуру, а не высечено из цельного куска. Это — уже признак новой поэзии; но это поэзия, идущая от Пушкина и Тютчева. * Ссылка. «Обновление было намечено сразу и тематическое (философические, религиозные, общественные темы) и стилистическое. Выход из старых жанров означал не создание новых жанров внутри всё той же старой жанровой системы, а совершенное изменение подхода к жанру. «Совлечение искусственных форм» (по Ламартину) влекло к длительной стилистической работе вне этих «форм» (жанров) — влекло к фрагменту». Юрий Тынянов, «Пушкин и Тютчев», // История литературы. Критика, СПб, «Азбука-классика», 2001, с. 196. * Многие из стихов, включённых в подборку, написаны в 90-х. Это последние стихи. В них нет свойственным 90-м смелости и роскошной разрухи, но есть нскупость и мудрость. Аркадий Славоросов умер от рака в 2005 году. Уже после смерти в Севастополе вышла книга его стихов с названием «Опиум». Обложка сделана с каким-то розовым восторгом, который строгому содержанию книги не соответствует. Однако стоит поблагодарить составителей и издателей этой книги, потому что теперь все желающие смогут познакомиться с необычным творчеством замечательного поэта. * Иду я в сутолоке мира, Иду к загадочной черте. И надо мною звезд порфира, Их кто-то, бросив, завертел. Земной уют уныл, ненастен, И под окном собачий вой. И неужели ж я причастен К великой тайне мировой?!» Евгений Кропивницкий, 1944 * …Но, когда небо ночью звездами горит, Я вдруг смутно припомню свой небесный постой: Я не жалкий булыжник, но — метеорит, И был тоже когда-то звездой. Чёрный камень, на землю упавший с небес, От неё уже неотделим, Я всего лишь одно из усталых чудес На дороге в Иерусалим». Аркадий Славоросов, «Камень». К списку номеров журнала «НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» | К содержанию номера ![]() |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыКыштым-ГраниПятью пятьКочегаркаСОТЫРусское вымяВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГОСОБНЯКМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЮЖНЫЙ УРАЛБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовТело ПоэзииГРАФИТБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗИНЗИВЕРЛИКБЕЗВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕИЛЬЯАРГАМАК-ТатарстанИНФОРМПРОСТРАНСТВОДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬСВОЙ ВАРИАНТБАШНЯ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЗАПАСНИКЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЗНАКИ11:33АЛЬТЕРНАЦИЯ |