Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Проект АРЕаЛ | ГЕОЛОГИЯ | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ | Спонсоры | Связь с координатором портала |
![]() Центр |
Григорий СалтыковОб авторе: ... |
Алина НауменкоОб авторе: Родилась в 1992 году. В 2017 закончила ТГУ. Факультет "Филология"... |
Сергей БарановОб авторе: Родился в 1986 году. В Тольятти провел свое детство с 8 до 16 лет. После учился... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Игорь ДеревянченкоЛСД. СтихотворенияСОНЕТ
Поверь, мой друг, не всё так просто, как кажется на первый взгляд, к чему привык ещё подростком… Смотри, как над тобой горят во тьме трепещущие звёзды, когда созвездий стройный ряд из-за темнеющих громад встаёт торжественно и грозно! Но если б все мы были слепы, каким бы странным и нелепым стал в этой непроглядной мгле мир без рассвета и полудня, где мы ходили б не по круглой, а по расплющенной Земле. * * * Этот призрачный город разросся зловещей фигурой в заболоченной низменной пойме равнинной реки, где на апофеоз обездушенной архитектуры сиротливо взирают старинные особняки. Здесь теряются люди. Не выйдешь без дрожи поджилок, – могут череп пробить или шилом живот проколоть. Русь беззубой колдуньей окраин клыки обнажила и смакует, ощерясь, детей сладковатую плоть. Здесь пропитано всё достоевщиной, маргинализмом: теплотрассы, подвалы, вокзалы, домов чердаки. Обитатели местных кварталов, инъекцию впрыснув, проникают в иные миры, докторам вопреки. Здесь подростки сбиваются в стаи и ищут поживы, – то дадут тебе в глаз, то стакан самогона нальют… Это всё – затянувшийся бред шестирукого Шивы, что ушёл с головой в созерцаемый им абсолют. А мучительность будней, тупая размеренность быта умножают в трущобах количество самоубийств. Пролетающий спутник не видит с высокой орбиты, как живёт этот город с нелепым названием «Бийск». * * * Центр Евразии. Юго-восточный край Западно-Сибирской равнины. Лесостепь, постепенно переходящая в предгорья Алтая. Середина июля. Солнце пылает, как щит былинный. Я сижу на бордюрине, – ожидаю трамвай и газету листаю. Здесь когда-то носились свирепых джунгар легкоконные орды, а теперь – лишь дома громоздят бастионы своих этажей и гигантским подобием древних кочевий плывут облаков белогривые морды, повергая в уныние старожилов и сторожей. Город смотрится в реку. Вот уже тридцать десятилетий длится этот затянувшийся нарциссизм. Отражённые сосен стволы, словно ножки красоток из кордебалета, у пологого берега неустанно колеблют пловцы. Здесь – в зловонных парах ацетона и политуры – гордо гибнем, туго стянув столыпинским галстуком шеи, мы – осколки незародившейся контркультуры, распавшейся на пороге эпохи великих свершений. * * * Распался старый круг. О, где они теперь, те верные друзья, с которыми я прожил немало долгих лет, – открыт реестр потерь! – лишь память иногда их призраки тревожит. О, городской кошмар! В толкучке площадей я чувствую себя затерянным, как в джунглях. Но, повстречав в толпе знакомых мне людей, я отвожу глаза и молча обхожу их. Распался старый круг, – классический сюжет, в котором роли всех отдельных индивидов так схожи меж собой, что и надежды нет, что станет жизнь иной, свои загадки выдав. Мне нечего терять. Я знаю свой финал: цикута не грозит – окончу в богадельне остаток скорбных дней. А всё, что я познал, я унесу с собой в иные сновиденья… * * * Заблуждения юности – терпкий и пряный настой… Всё казалось так искренно, так безнадёжно серьёзно, что, как Фаусту, хочется крикнуть мгновенью: «Постой! Я хочу умереть от открытого туберкулёза!» Мы росли как спартанцы, мы свой поэтический дар развивали в глуши, далеко от столичной культуры, собирая по каплям познания горький нектар и страшась, как чумы, бюрократов от литературы. Мы в истории города всё же оставили след, все заслуги по полочкам время расставит толково, но уже не вернуть беззаботность студенческих лет и тусовок, пронизанных мистикой Гребенщикова! Я прощусь с вами, словно с отечеством. Издалека как структура реальности всё же легка и воздушна, – эти кроны деревьев, похожие на облака, где разобранный купол театра торчит, как ракушка. Что такое стихи и зачем они нам, подскажи, – Ты, кому ни имен, ни молитв, ни курений не надо? Для чего мы живем в этом мире безжалостной лжи?.. Наступает сентябрь – золотая пора листопада. * * * Лето прошло, и промозглая сырость заполонила понурое небо. Вяз распластал по земле гобеленом жёлтый костюм, из которого вырос. – Бабушка. Слышишь? Зачем – мне не ясно – на зиму листья снимают деревья? «Полно. Не спрашивай, внучек, напрасно… Скушай-ка лучше варенья из ревня». – Но почему загрустил он внезапно, вниз опуская скрещённые ветви? «Просто сегодня его безвозвратно вновь покидает ещё одно лето…» Взгляд от окна отвела – и за пяльцы, тонкими иглами быстро мелькая… Вяз облетевший костлявые пальцы клонит устало на крышу сарая. * * * Тополя облетели – стоят словно призраки. У подножий их листья циновкой расстелены, на которой – едва уловимые признаки желтизну пробивающей блекнущей зелени. Силуэты прозрачные множатся лужами. Серовато-бледны, утомлённые, сникшие, их костлявые кроны под небом простуженным – под чахоточным небом, от сырости выцветшим. Как мучительно длился процесс увядания! Долгожданный покой, наконец, ими выстрадан… О, как хочется, глядя на серые здания, со страданьем покончить единственным выстрелом. ПСАЛОМ НА 7-Е НОЯБРЯ Рёв репродукторов призывный терзает площади с утра: и гимн о том, как брали «Зимний», и громогласное «Ура!». Ноябрьский ветр срывает флаги, - трепещут алые клоки! Патриотические саги сейчас подхватят старики. И, присягнув в своем безверье, в гордыне дьявольски слепой воздев портрет и имя Зверя на транспарантах над собой, колонны двинутся помпезно… О Ангел Божий, – поспеши! Приди! И посохом железным пустую глину сокруши! * * * Восемь огненных спиц промелькнут в мельхиоровом небе, полыхнут и погаснут двенадцать багряных зарниц. И отправятся в путь, позабыв о посеянном хлебе, вереницы паломников к праху священных гробниц. О, их призрачный мир пусть не кажется вам иллюзорным, - сам Аллах начертал в нём порядок знамений и дат. И орнамент бежит по стене минарета узорной, словно стих из Корана, одной из крылатых цитат. Мы живём на клочке, ограждённом стеной горизонта и обтянутом сверху резиновым сводом небес, отделяя себя полосой атмосферного фронта от заоблачных сфер и от ветхозаветных чудес. Но плывут над землёй кучевые воздушные башни небывалыми сценами из фантастических снов, и Спаситель спешит в этот мир с испытанием страшным, чтоб подвергнуть сомненью незыблемость наших основ. А скитальцы, покинув свои обветшалые замки, чтоб искать в эмпиреях небесный Иерусалим, чудотворных мощей прославляя святые останки, в неизведанных далях навеки растают, как дым. * * * Ты идёшь пустыней Палестины. На тебя с небес струится свет. Но вдали – за полосою синей – притаился ветхий Назарет. На руках покоится ребёнок, на сердце головку наклоня. Взгляд его пронзителен и тонок… Что он видит в облаке огня? Видит ли Голгофу и распятье, колкий терн Давидова венца, как с креста, раскрыв свои объятья, мир зовет в объятия Отца?.. Ты идёшь пустыней Палестины и, прикрыв младенца рукавом, утаить пытаешься от сына знанье о призванье роковом. * * * Мы с тобой конгруэнтные люди, - ни кола у нас нет, ни двора. Чью там голову вносят на блюде зачарованные вечера? Но не нужно ни слез, ни проклятий, - всё давно предрешила судьба! Мы, как серапионовы братья, ненавидим проклятых рубак. Гой-еси! – выйдем в чистое поле посмотреть, как за дальним бугром расхрабрившийся народоволец тычет в небо багровым багром. У тебя богатырская хватка, двинь ему промеж глаз – не сробей! Пусть в кармане всего лишь двадцатка, а в загашниках жук-скарабей… И когда, опрокинутый навзничь, он исторгнет восторженный крик, все грядущие казни и язвы нам отменит всевышний старик. У него милосердное сердце, он не станет нам строить козу, а в багряном венце страстотерпца расстреляет толпу из базук. * * * «Коллапс» – это слово как резкий сухой хлопок в ладоши, – и схлопнется перед глазами мир до точки единственной. Где твой исток, Восток? В каких измереньях теряется твой пунктир? И снова, теряя все шесть степеней свобод, ты смотришь в пространство, чьи рамки, как боль, узки. И время вонзается в плоть, словно скалы в борт, всё туже сжимая на сердце тиски тоски. И разум, за эту точку хватаясь, как хватается тот, кто тонет, за бритвы грань, страшась погрузиться навеки в кромешный мрак, выталкивает в гортань площадную брань. ПАМЯТИ ШУКШИНА Суров он был. Он в молодые годы любил сходить поссать за камыши. Учил нас жить для славы и свободы Василий по фамилии Шукшин. Сознательно мирские наслажденья в себе он мастурбацией глушил. Он жажде сердца не дал утоленья, открыв России тайники души. И если мне сомненье тяжело, я у него опять ищу ответа, – не потому, что от него светло, а потому, что с ним не надо света… О Бия-мать, когда б таких людей ты иногда не посылала миру, заглохла б нива жизни для блядей и я бы не писал свою сатиру! * * * Есть грань, за которой теряются ориентиры пространства и времени, – стены обычной квартиры сдвигаются с мест и, впуская иные пространства, становятся снова ареной заманчивых странствий. Есть некая грань, за которой ни дна, ни покрышки и жизнь – как цветная картинка из красочной книжки, которую в детстве листал мальчуган лупоглазый, маразмом насилуя свой созревающий разум. Есть некая грань, за которой, как эпос былинный, на каждом шагу вырастают вокруг исполины, тогда мифотворчество переплетается с бытом и новая жизнь обернётся корытом разбитым. * * * Наверно, я схожу с ума, - кричат обшарпанные стены! На штукатурке – письмена чужой, неведомой системы. А под нависшим потолком парит уныло беловатый плафон. За пыльным колпаком пережигая киловатты, выдавливает гнойный свет… А стены стонут, стонут, стонут!.. Тревожный пепел сигарет на фоне серого бетона ложится горкою у ног, растёт развалинами Рима… Переплелись в тугой клубок провисшие колечки дыма… Наверно, я сойду с ума – сойду с ума, открыв случайно в наштукатурных письменах весь ужас тайны мирозданья. * * * Горит зелёный меч. Ползёт тупой костёр суровый гроб испечь. Косматый день остёр. Бряцанье синагог развеяло рассвет. Сплетает суть дорог мерцающий потрет. Прозрачный козодой заблеял сквозь звезду. Вода струится в бой. Мохнатый зуб – в бреду. Бурлящий гриб лакал из чащи стылый храп, - ночей литой оскал недвижен, как сатрап. Стонал змеёй клубок, язык вгрызался в плач, - на потных красках строк гортанных дел палач; на оргиях сердец, на бутербродах лиц – немыслимый Отец, кастрированный ниц! В слепую круговерть слеплю промозглость чувств, - живительная смерть уродливых искусств! Зажгу священный шум, раскрашу вкусом звук, - пусть жадность всех коммун искрится, как паук! Буди пространный дух, неизъяснимый лай. Распущен странный пух. Софистский перл – сияй! Клади огонь в бокал, раздвинь безумство стен… Горбатый суд скакал, гремя венцом систем! Питомец влажных нег кладёт спонтанный хвост на семиструнный снег, и алый ветер – прост. Прогрохотал Клондайк несбыточных пустынь: «Прелюдии кидай и по скрижалям стынь!» * * * Новый год… Свой рассказик так, пожалуй, начну. Почему в этот праздник я ищу тишину? И, подальше от шума уголок отыскав, я уселся в раздумье с сигаретой в руках. Осыпаю с огарка пепел прямо на пол… Вот спешит санитарка мне поставить укол… Вспоминаю психушку – сульфазин, инсулин… Как я плакал в подушку, оставаясь один… Но грохочет над залом оглушительный рок. Упиваясь «металлом», сбившись в тесный комок, то визжа, то стеная, ликовала толпа, а на сцене, кривляясь, диск-жокей хохотал. ![]() |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыКыштым-ГраниПятью пятьКочегаркаСОТЫРусское вымяВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГОСОБНЯКМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЮЖНЫЙ УРАЛБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовТело ПоэзииГРАФИТБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗИНЗИВЕРЛИКБЕЗВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕИЛЬЯАРГАМАК-ТатарстанИНФОРМПРОСТРАНСТВОДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬСВОЙ ВАРИАНТБАШНЯ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЗАПАСНИКЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЗНАКИ11:33АЛЬТЕРНАЦИЯ |