Маргарита Промахина

Израиль глазами путешественников

В этом году на семейном совете было решено исследовать Израиль.

Почему Израиль?

Во-первых, тепло. А у нас в конце марта – начале апреля, как правило, и пасмурно, и грязно, и холодно.

Во-вторых, недалеко. В Таиланде или на Шри-Ланке гораздо теплее, но лететь надо часов 8-10. А сюда всего три с половиной (из Москвы).

Ну и, наконец, в Израиле мы ещё не были.

Почему исследовать?

Большинство наших соотечественников отправляется в Израиль либо для посещения святых мест, либо в так называемый медицинский тур.

Мы же туристы активные, любим за максимально доступный, но довольно короткий срок увидеть как можно больше. Сами планируем маршрут, сами по нему передвигаемся. Благо, интернет-ресурсы предоставляют информацию, возможности бронирования и оплаты, а дети свободно владеют английским языком, который во многих местах является самым распространенным. Мы хотели охватить и историчес-кие, и природные достопримечательности, познакомиться с разными городами, объехав всю страну с севера на юг.

Почти месяц ушёл на подготовку.

И вот 21 марта в 23-20 мы приземляемся в аэропорту Бен-Гурион. Как в любом аэропорту, суетно: люди, багаж, тележки. Идём получать забронированную напрокат машину. Испытываем лёгкий шок от вида авто: во-первых, не та что заказывали (прокатчик имеет право менять авто на аналогичное этого же класса), во-вторых, весьма поцарапанная. Машинка оказалась для нас шестерых маловата. С трудом размещаем наши 4 чемодана, детское кресло, забираемся сами. Но мы оптимисты, готовы к любым приключениям. Ещё немного – и в путь!

Не тут-то было!  GPS-навигатор, и дома-то работавший по своему усмотрению, категорически не хочет связываться со спутником и вести нас по маршруту. Это не пугает, ведь есть же указатели на дорогах, направление мы знаем, наконец, как крайний вариант, имеется«Карта паломника» с указанием магистралей.  Время 2-30, выезжаем в Хайфу.

Дорога понятная, пустая, что приятно.  К тому же, и навигатор минут через 15 ожил: «Вы превысили разрешённую скорость!» Во всеоружии добрались до Хайфы. Проехали по длиннющему  тоннелю  через гору Кармель, поплутали в поисках парковки по пустынным  односторонним улочкам. Припарковались. Заселились в отель. 4-30, теперь спать.

Утром, выспавшиеся, позавтракавшие, решаем, что нам интересен Национальный музей науки, программирования и технологии. Он оказывается в 15 минутах ходьбы от нашего отеля. Три часа в музее пролетели как один миг. Безумно интересно, причёмвсем: и взрослым, и подросткам, и детям! Это физика и химия в наглядном проявлении. Открытия Архимеда, Леонардо да Винчи, динамика, механика, акусти-ка, гидравлические и кинетические опыты, оптические фокусы, различ-ные измерительные приборы, головоломки – всё очень занимательно и познавательно! С извиняющейся улыбкой охранник попросил нас поки-нуть экспозицию, так какмузей уже закрылся.

А затем был продуктовый рынок Хайфы. Сколько всяких фруктов мы накупили: клубнику, мандарины (ах, какие они были вкусные!), питайю, маракуйю и мои любимые финики – огромные, сладкие!

Из достопримечательностей Хайфы у нас намечены были к осмот-ру Бахайские сады, куда мы и отправились на следующий день. Предполагалось, что наверх поднимемся на так называемом «Кармелите»– подземном фуникулёре. Оказалось, что метро закрыто, пришлось добираться на машине.

С экскурсией, где нам рассказали об истории и основах бахайской религии, мы спустились к Храму. По пути останавливались, любова-лись прекрасной панорамой города, восторгались красотой сада. И здесь с моим мужем случилось «чудо».

Дело в том, что за полторы недели до нашего отъезда в Израиль муж, катаясь на горных лыжах, упал и сильно повредил ногу. Еле ходил. К счастью, врач сказал, что это только ушиб, ни перелома, ни растяжения нет. Но нога болела сильно, и прописанные мази не помогали. А здесь на спуске в садах нога вдруг чудесным образом болеть перестала! Совсем! Вот и думай что хочешь: то ли время пришло, то ли «святая земля» исцелила, то ли бахайская святыня подействовала.

На радостях мы добрались до немецкой колонии, которую я всё норовила назвать – по аналогии с московской – «немецкой слободой». Погуляли там, особо ничем не впечатлившись.

А следующим утром мы попрощались с несколько суетливой, но понравившейся нам Хайфой и отправились дальше по средиземноморс-кому побережью на самый север к местечку Рош-ха-Никра.

По пути заехали в Акко, полазали по развалинам древнего порта, посмотрели на маяк, и здесь со смотровой площадки дети обнаружили пляж. Пришлось срочно передислоцироваться туда. На пляже кроме нас никого не было. Температура воздуха +20-21°С, воды +18°С, ветрено. Но разве такая ерунда может помешать воспользоваться возможностью искупаться в Средиземном море, тем более, когда это в наших планах? После купания решили не продолжать осмотр развалин и достопримечательностей, а поехать дальше. В нашей компании из 6 человек только двое взрослых – я да муж, а остальные – дети, от 4 до 22 лет. У них нет особого интереса к древностям и истории. Поэтому вперёд, к новым впечатлениям!

Гроты Рош-ха-Никра расположены на севере Израиля на границе с Ливаном. С высокого белого утёса открывается завораживающий вид на море. Кажется, что этой лазурной синевой и простором  можно любоваться вечно! По легенде с утёса в морские глубины бросилась молодая красивая девушка, которую родные, как водится, силой хотели выдать замуж за нелюбимого старого, но богатого жениха. С тех пор внизу среди шёпота накатывающихся волн кажется, что слышен её печальный голос.

Мы не стали повторять этот трагичный опыт, для спуска воспользовались вагончиком фуникулёра.

Внизу в гротах было прохладно и таинственно. Вода нежно подсвечивалась снаружи то голубым, то изумрудным. Загадочные пещеры переходили одна в другую, мы то спускались, то поднимались. Нерукотворная красота сил природы и её мощь поражают и удивляют!

Затем был черёд поразиться плодами рук человеческих. В горе прорыт тоннель, некогда связывавший Африку с Европой. По некото-рым сведениям, он был сооружён армией Александра Македонского ещё в 333году до н.э. Затем англичане в начале 19 века построили здесь железную дорогу, которая связывала Палестину и Ливан. В 1948 году тоннель был взорван отрядами Хаганы во время войны за независимость. А сейчас прямо в тоннеле расположился небольшой кинозал, где на разных языках гостям-туристам рассказывают и легенду, и фактическую историю этих мест, и то, как образовались эти изумительные гроты.

Вагончик канатной дороги доставил нас наверх, прямо к контрольно-пропускному пункту. О том, что это КПП, мы догадались по большому числу молодых людей в военной форме и с оружием.

Наш путь лежал теперь вглубь страны к озеру Кинерет, или так называемому Галилейскому морю, в окрестностях которого соверша-лись многие библейские события. Здесь прошла большая часть земного существования Иисуса, здесь рыбачили апостолы Петр и Андрей. Кроме того, Тивериадское озеро (его ещё и так называют) – самое низкое на Земле. Его побережье находится в среднем на глубине  213 метров ниже уровня моря. И ещё оно уникально тем, что, хотя и является пресным, подпитывается солёными источниками. Озеро – самый большой и основной источник пресной воды для всего Израиля.

В городке Тверия на берегу Кинерета мы только переночевали, утром полюбовались спокойной гладью озера с тихо скользящими по нему лодками рыбаков, набережной, прогулочной зоной и отправились дальше. Теперь мы направлялись в Иерусалим.

В дороге нам повезло увидеть автопробег ретромобилей. Около полусотни старинных машин с весьма экстравагантными  водителями обгоняли нас в сопровождении полицейских.

Иерусалим поразил сразу. Ещё на подъезде к городу панорама холмов, сплошь покрытых белыми домами, удивляла! Почему-то я предполагала увидеть постройки больше в восточном стиле, а оказа-лось, что Иерусалим – это вполне современный европеизированный город с широкими улицами, красивыми домами, уютными парками, прогулочными и торговыми зонами.

Зато Старый город – это многовековые постройки, восточные базары, узкие мощёные улочки, на которых немудрено заблудиться. Всё здесь пропитано духом древности и святости. Толстые крепостные стены, огромные ворота усиливают ощущение, что ты находишься в музейной среде. Однако прямо среди этих исторических и религиозных памятниковживут люди. В Еврейском квартале нам встретилась довольно большая процессия.  Впереди шли музыканты с барабанами и какими-то дудками. За ними под навесом-балдахином в окружении нарядных родственников и друзей шёл мальчик-подросток. Все улыбались, были радостно возбужденными. Видимо, они шли к Стене Плача, отмечая бар-мицву (еврейское совершеннолетие). А днём ранее мы забрели в Муниципальный центр, где сразу много людей за разными столами делали мацу. Рядом на площадке мамочки с детьми разных возрастов  занимались поделками. Наверное, это была подго-товка к Песаху. Приятно видеть, что в семьях сохраняются традиции.

Иерусалим – совершенно особенный! Удивительно гармонично здесь сочетаются древность и современность. Рядом  с модными и элегантно одетыми людьми можно увидеть ортодоксов в чёрных сюртуках и шляпах. Перезвон колоколов перекликается с  призывом муэдзина, юноши с пейсами спешат в синагогу, арабы зазывают купить что-нибудь. Фантастическое смешение культур, народов, историй и религий! Такое богатство делает его незабываемым!

С самыми приятными впечатлениями мы простились с Иерусали-мом, чтобы отправиться к Мёртвому морю.

По пути к нему решили посетить Масаду. Дорога петляла между скал, то поднимаясь, то опускаясь. Иудейская пустыня – вокруг только жёлтые камни, ни кустика, ни деревца.

Две тысячи лет назад Ирод Великий построил на вершине одино-кой скалы с отвесными стенами крепость. На плоском плато размести-лись дворец, хозяйственные постройки, большие склады с провизией и золотом, были даже бани и уникальная система водных резервуаров. Невозможно себе это всё представить в окружающем ландшафте!

Приехали на парковку у подножия скалы. Охранник поинтересо-вался,хотим ли мы совершить пешую прогулку? Ответ был единодуш-ный: «Конечно!»

Солнце палит нещадно, жарко. Но мы упрямо взбираемся по искусственно сооружённой римлянами насыпи. Три года они осаждали восставших евреев, прежде чем те не приняли решение предпочесть смерть позорному рабству. Женщины и дети были убиты мужьями, затем по жребию были выбраны 10 человек, которые убили остальных, а затем покончили и с собой. Для израильтян это символ отваги и стойкости духа. Меня поражает, как можно было держать осаду в пустыне на скале в течение трёх лет?! Это насколько же всё было в крепости продумано и искусно создано!

Наверху также жарко, но тянет ветерок со стороны Мёртвого моря. Панорама впечатляет! Даже снизу  плато выглядит весьма внушитель-но, но, поднявшись, осознаёшь всю необычность этой крепости.

Спуск с 450-метровой высоты занял значительно меньше времени, чем подъём. Жадно восполняем потерянную влагу – и снова в путь!

Теперь курс на Мёртвое море, самое солёное и самое низкое на Земле. Очень любопытно ощутить, как тебя «выталкивает» из воды! По пути на скалах замечаем отметки высоты над уровнем моря: "+500", "+200", "0", "-200", "-400". Немного закладывает уши, зато кислорода в воздухе должно быть много!

На пляже почти никого нет, так как уже вечереет. Немного опаса-ясь, заходим в воду. А в воде – «лежбище котиков»! Дяденьки и тётеньки с почему-то сосредоточенным видом, как будто проделывают некую работу, возлежат на воде. Мы тоже устраиваемся. Забавно, вода действительно держит тело! Не можем устоять и пробуем воду на вкус – такая солёная, что аж горькая!

А на берегу новый аттракцион – свежеприбывшая группа отдыхаю-щих обмазывает друг друга принесённой с собой грязью. Теперь они напоминают «джентльменов удачи» из одноимённого фильма Гайдая после купания в цементном растворе!

Солнышко скатывается всё ниже, мы уезжаем на ночлег в Арад, небольшой и спокойный городок. Уже начался шабат, поэтому людей на улицах не видно.

На следующий день нам предстоит самый долгий переезд нашего путешествия –отАрада до Эйлата.

Дорога бежит вдоль границы с Иорданией, иногда даже видна раз-делительная полоса. Холмисто-гористая местность Иудейской пустыни  сменяется совсем ровными плато пустыни Негев.

Удивительно, в Израиле пустыня – это зона интенсивного земледе-лия! Сюда проведена вода, что дало возможность выращивать помидо-ры, перцы, мандарины, арбузы (это то, что удалось разглядеть через стекло нашей машины). Пальмовые рощи стоят вдоль трассы.

Ближе к Эйлату пустыню Негев сменяет Арава. Здесь нас удивили дорожные знаки, предупреждающие об опасности во время затопления, а также отметки уровня воды. Пустыня и вода?! На следующий день мы разобрались в чём дело. Оказывается, если в этих местах идёт дождь (а он всё же бывает в пустыне), то вода, стекая с возвышенных участков, образует целые ручьи-реки и может создавать на дороге большие проблемы для водителей.

Эйлат встретил нас сухим тёплым ветром и пылью. Шабат  здесь не ощущался. Город жил по обычным законам курорта.

Конечно, первым делом мы отправились на пляж. И сразу были неприятно поражены. Компании по 10-12 человек прямо у воды пили водку и пиво. Вокруг пробки от бутылок, окурки. Громкая речь, соответствующее поведение. Безобразие с пьянством обычно ассоци-ируется с русскими, но это были израильтяне. В России давно такого не увидишь – у нас запрещено распитие спиртных напитков в обществен-ных местах, а теперь ещё и курение тоже. Все израильтяне, с кем довелось обсуждать эту проблему, отмечали, что раньше такого прак-тически не было. Если пили, то это были русские. Вирус «русского пьянства» заразил израильскую молодежь?

На следующий день мы отправились в национальный парк Тимна. В долине, окружённой отвесными скалами, встречаются причудливые творения природы: каменные грибы, сфинкс, арки, каньоны. Скалы имеют разный цвет – от жёлтых до ярко-красных.  В парке расположен самый древний медный рудник. Экспозиция об этапах добычи меди в старину особенно понравилась младшей дочери 4-х лет – с энтузиазмом она дробила камнем руду, превращая её в порошок, раздувала вообра-жаемый огонь с помощью управляемых ногами мехов.

Территория парка огромная и, хотя мы и передвигались по ней на машине, непосредственный осмотр достопримечательностей занял мно-го времени.  Небо над скалами стало подозрительно темнеть. И вдруг огромной серебряной стрелой сверху донизу его пронзила молния. Гроза?

Не захотели на себе испытывать, каково это быть смытым потока-ми воды с гор во время ливня в пустыне. Быстро погрузились  в  маши-ну и поехали в Эйлат. На трассе в некоторых местах, где уже прошёл дождь, стояли огромные лужи. Мы бороздили их нашим авто, как кораблём.

В самом Эйлате было солнечно и сухо. Дети решили посетить подводную обсерваторию – интересно же своими глазами увидеть, как живут обитатели Красного моря. Мы же с мужем после трекинга в Тимне решили отдохнуть на скамеечке рядом с комплексом. И здесь «разверзлись хляби небесные»! Потоки хлынувшей с неба воды залива-ли проезжую часть, подбирались к тротуарам. Стоя под навесом около касс, я наблюдала, как тает островок сухой тротуарной плитки у меня под ногами, и вода подбирается всё ближе. Было интересно – промочит или не успеет? Ливень закончился, когда до моих мокасин оставалась буквально пара  сантиметров.

Дождь отмыл и освежил Эйлат. На следующий день стал ясно виден противоположный иорданский берег Эйлатского залива, скры-тый до этого висевшей в воздухе пылью. Погода была отличной, море чистым. Два дня мы купались и загорали.

Пришло время распрощаться с нашей машинкой –аренда закончи-лась. Оказалось, мы проехали на ней 1100 км!

До конца нашего путешествия оставалось совсем немного.Нам оставалосьдобраться на автобусе до Беэр-Шевы, чтобы встретиться с родственниками.

Израиль стал мне напоминать Москву. Раньше казалось, что у каждого провинциала имеются родственники в столице. Или друзья. Или родственники друзей. Или друзья родственников. А москвичи, по-моему, привыкли жить с ощущением неминуемости внезапного приезда какой-нибудь «тети Вали из Житомира». Теперь у всех есть родственники в Израиле.Это логично, учитывая какое числонаших бывших соотечественниковживёт здесь.Их мы встречали повсюду, во всех виденных нами городах.

Вот и у нас оказалось, что дядя моего мужа женат на еврейке. Семья их внучки решила 10 лет тому назад уехать на постоянное жительство в Израиль. А бабушку и дедушку позвали, чтобы те помогли воспитывать правнучку. Первое время тётя Алла очень тосковала по России, а вот дядя Гена чувствовал себя здесь отлично. Обоим уже за восемьдесят, он подрабатывает, она занимается правнучками – их уже две. Я поражаюсь  оптимизму и жизнелюбию этих людей, их преданности семье. Всё-таки согласиться на переезд в другую страну в весьма солидном возрасте – это не простое решение.

Беэр-Шева – город приятный, спокойный, показался скучноватым и «пенсионерским». Говорят, что правительство Израиля рассматривает вопрос о привлечении в этот город молодых специалистов путём переноса сюда научно-технических центров и системой льгот.

Воспользоваться гостеприимством родственников мы могли только одну ночь. Совесть (разместить у себя 6 человек!) и время (на следующий день мы улетали в Москву) не позволяли.

Из Беэр-Шевы прямо до аэропорта Бен-Гурион идёт поезд – доби-раться очень удобно. Правда, нам не повезло. Мы уезжали в четверг 2.04.2015. В этот день, да ещё накануне Песаха, очень много солдат возвращалось со службы домой. Из-за некоторых проблем при досмотре на вокзале мы чуть не опоздали на поезд и вынуждены были искать свободные места, продвигаясь вдоль поезда. Идти с чемоданами, пакетами и маленьким ребёнком по проходу, заваленному солдатскими рюкзаками и сумками, было трудно, а иногда просто невозможно. Ни один человек не помог, не убрал свою сумку из прохода, не опустил ног с соседних сидений, не говоря уж о том, чтобы уступить место,– на это мы и не рассчитывали. Европейская свобода и раскованность израильской молодёжи были налицо, безразличие тоже. Печально.

Около двух часов в пути, и вот опять аэропорт Бен-Гурион. Но на этот размы покидаем тёплый Израиль, возвращаемся в пока ещё холод-ную Россию. За двенадцать дней мы объехали всю страну от границы с Ливаном на севере до самой южной точки. Искупались в трёх морях: Средиземном, Мёртвом, Красном.Полюбовались на Галилейское.  Видели развалины древних крепостей, дворцов, храмов. Побывали в местах, священных для христиан, иудеев, мусульман. Ознакомились с  уникальными природными объектами.

Наверное, везде можно было побыть чуточку подольше, узнать чуточку побольше. Но время наших каникул, к сожалению, ограничено.