Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Проект АРЕаЛ | ГЕОЛОГИЯ | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ | Спонсоры | Связь с координатором портала |
![]() Центр |
Борис КушнерОб авторе: Математик, поэт, переводчик, эссеист и публицист. С 1989 г. живёт в США... |
Нина БольшаковаОб авторе: Родилась в Новосибирске. Детство провела в селе Юдино под Казанью. Отрочество... |
Владимир БатшевОб авторе: В 1965-1966 годах один из организаторов и руководителей неформального... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Дмитрий ПерегудовДети доктора Франкенштейна
Тайна жизни всегда завораживала человечество. Но еще более будоражила умы возможность создавать жизнь – выполнить смертному ту задачу, которая всегда была прерогативой богов. Вот и существуют легенды о големе, о создаваемых алхимиками гомункулусах (средневековых андроидах). Из мифов идея об искусственном создании жизни неизбежно проникла и в литературу. Знаковым можно назвать роман Мэри Шелли “Франкенштейн, или современный Прометей”. Даже те, кто его не читал, скорее всего, знакомы с сюжетом. Доктор Франкенштейн и его помощник Игорь сшивают вместе куски человеческих трупов и оживляют получившееся существо электричеством. Получившееся человеческое существо не находит места среди людей и восстает против них, а сам Франкенштейн ужасается своему созданию. Почему? Потому, что “вмешался в божью работу”. Частое обвинение любой науки, не правда ли? Мы смеем “вмешиваться в промысел божий”. Смеем раскрывать сакральные тайны мироздания и ставить их на службу людям. Роман Шелли оказал огромное влияние на становление научно-фантастического жанра в литературе, а также готического хоррора. И в дальнейшем, многие авторы возвращались к теме создания учеными новых живых существ или видоизменения существующих. Еще до появления генетики и открытия ДНК инструментом такого видоизменения была назначена хирургия. Успехи медицины и биологии в этой области конца 19-го века и начала 20-го вдохновляли писателей. Как пример можно привести роман Герберта Уэллса “Остров доктора Моро”. В нем доктор Моро с помощью вивисекции превращает животных в людей. А тема хирургической модификации человека была позже затронута Александром Беляевым в романе “Человек-амфибия”. Правда, в советской н/ф тема “вмешательства науки в таинство жизни” преподносится под совершенно иным углом. Доктор Сальватор, создатель Ихтиандра, защищает свое творение и свою работу на суде перед церковниками. Между тем, бурно развивающаяся в первой половине 20-го века западная н/ф преподносит все больше примеров страхов перед наукой. Тогда становятся популярными сюжеты о восстании машин, о порожденных безумными экспериментами чудовищах. Снова и снова, жуткие творения восстают против творцов. Так было и в романе Говарда Лавкрафта “Хребты безумия”, где населявшая миллионы лет назад Антарктиду цивилизация Старцев создала себе слуг – шогготов, искусственную форму жизни. И это кончилось полным уничтожением ими Старцев. Лавкрафт оказал огромное влияние на жанр хоррора. И его темы повлияли на литературу, кинематограф и интерактивное искусство. В фильме Ридли Скотта “Чужой” люди сталкиваются с опасным, сильным и невероятно живучим организмом. И в приквеле к “Чужому”, снятом тем же Скоттом “Прометее” эти существа оказываются творениями древней, давно исчезнувшей цивилизации Инженеров. Знакомый паттерн, правда? Снова рукотворные монстры. Снова наказание за попытку “стать равными богам”. Становление современной генетики и открытие ДНК подтолкнули как воображение, так и страхи. Теперь уже генетическая инженерия стала инструментом наследников доктора Франкенштейна. Наука и научная фантастика всегда влияли друг на друга. Такие концепции как генетические конструирование, клонирование, биомодификации и т.п. нашли свое место как в научных работах, так и на страницах научно-фантастических произведений (не говоря уж о киноэкранах и позже – мониторах компьютеров). Конечно, изображению искусственных существ как монстров всегда находилась антитеза. Например, в космической опере Сергея Снегова “Люди как боги” биотехнологиям отводится немалое место. Общество будущего на Земле активно видоизменяет формы жизни (используя воздействие на ДНК), в том числе и воссоздавая мифических пегасов и драконов. И это преподносится как вполне позитивные научные достижения… Во второй половине 20-го века появились новые субжанры научной фантастики. К таким жанрам относится биопанк. Произведения этого субжанра рассматривают социальные последствия для человечества широкого внедрения развитых биотехнологий. К произведениям биопанка можно отнести “Схизматрицу” и другие произведения Брюса Стерлинга. Или “Рибофанк” Пола Ди Филиппо. Или “Заводную” Паоло Бачигалупи. Или же “Next” Майкла Крайтона. Взаимоотношения между людьми и их живыми творениями (которые в “Рибофанке” зовутся трансгенами) многообразно затрагиваются в биопанке. И часто они не самые радужные… В мире Пола Ди Филиппо трансгены являются рабами, собственностью хозяев – “натуральных” людей. И многие из них достаточно разумны, чтобы осознавать свое положение. В книге даже действуют члены Фронта освобождения трансгенов. В произведениях Лоис Макмастер Буджолд, относящихся к “Барраярскому циклу” также фигурируют генетически модифицированные гуманоиды, выведенные корпорациями будущего для выполнения определенных задач. И когда надобность в них отпадает, не имеющим прав человека трансгенам грозит уничтожение. Человечество за свою историю показало многообразие различных форм угнетения себе подобных, обосновывая это религией, расой или генетикой. И происхождение из пробирки может стать еще одним обоснованием нового неравенства. И неизбежного восстания против этого неравенства. Так бунт создания против создателя выходит на иной уровень. И разве этот бунт не оправдан? Успехи науки всегда вызывали страхи. Каждая новая технология вызывала новый всплеск теорий заговоров – как сейчас ГМО, клонирование человека, генетические модификации и т.п. Раздаются даже призывы запретить или ограничить исследования в области биологии. Тем не менее, прогресс невозможно повернуть вспять. Настанет время, когда искусственно сконструированные живые существа (некоторые из которых вполне могут быть разумными) будут частью окружающей нас жизни. Придет время, и реальные дети доктора Франкенштейна откроют глаза и впервые взглянут на мир. И к чему готовят нас книги, фильмы и компьютерные игры? Заранее к тому, чтобы считать их монстрами или утилитарными органическими машинами?
Дмитрий Перегудов
Сигнал
Это был бритый наголо белый мужчина в клетчатой рубашке и джинсах, худой и поджарый, словно борзая. Выглядел тип довольно опасно. Я случайно встретил его в баре. Тем вечером в “Наполнитель” забилась такая куча народу, что почти все столики оказались заняты. И только одно свободное место – рядом с этим мрачным типом. А я уже взял себе кружку пива. Делать было нечего. Пришлось устроиться рядом. Лысый хмырь просто сидел перед своей гигантской кружкой и смотрел, как пузырьки в золотистой жидкости поднимаются вверх. А потом он поднял на меня налитые кровью глаза. – Здорово… – Привет, – осторожно произнес я. Голос у хмыря был похмельный. – У тя память хорошая, а? – вопросил он. – Вроде не жалуюсь. Я принялся лихорадочно соображать, где и когда я мог с этим парнем пересечься. – Везет тебе. А у меня нет. Вот ведь зараза! Есть вещь, которую я не вспомню, даже если моя жизнь будет от этого зависеть. – Да? Хмырь кивнул. – А тут вот какое дело. Будущее человечества зависит от этой херни, которую я не могу вспомнить. – Да? Да, мои реплики не отличались оригинальностью. Я подумал тогда, что имею дело с обыкновенным психом. Лучше всего было быстренько допить пиво и свалить. Но, против воли, во мне просыпался интерес к истории. – Я много чего пробовал, знаешь ли. Лекарства всякие, то да се. И ничего. Я все помню, кроме одной самой важной гребанной детали. Понимаешь? Нет, разумеется… – Так вот, слушай. Вот как я дошел до жизни такой… Незнакомец сделал пару гигантских глотков пива, рыгнул и продолжил рассказ: – Я в школе считался умным парнем. Мне прочили будущее, но не сложилось… денег не хватило, чтоб продолжить образование. Но я продолжил интересоваться наукой, да и друзья у меня были. В общем, мы делали всякую интересную херь. – Это… любопытно, – пробормотал я словно на автомате. Кружка моя осталась нетронутой. Тип обвел равнодушным взглядом бар и собравшихся в нем людей. Они его не волновали. – Была группа – я, Мануэль, Хорхе, Роза. У Мануэля оказались связи с каким-то “Фондом Азен”, который помогал научным проектам. Так что у нас были ресурсы, были возможности… и этим масонам было плевать, у кого какой диплом. – И чем вы занимались? – Слыхал о SETI, да? Уравнение Дрейка? – Поиск внеземных цивилизаций? – Ага. – Но ведь из этого ничего не вышло! – Да. Вся херня! Silentium Universi, мать ее! А что они вообще искали? Они даже не знали, что надо искать! Лысый хмырь теперь почти орал. Барменша Мария уже начала поглядывать на наш столик, а я перепугался. Но незнакомец быстро успокоился. – Да. Радиоволны, блин. Почему еще к нам на Землю инопланетные почтовые голуби не залетают? – Я такого не помню… – Искать радиоволны, испускаемые иными цивилизациями – мертвое дело. Ты ведь знаешь, какова скорость их распространения в межзвездном пространстве? – Нет. – Меньше скорости света. Мы думали, что нужно искать нечто другое в качестве носителя информации для Послания. Возможно, это излучение, еще неизвестное науке. Тогда голос незнакомца разительно переменился. Он стал спокойным, четким, размеренным. – Как найти то, чего мы не знаем? Где искать? Будь у нас миллион клонированных Эйнштейнов… но нет, таких ресурсов Фонд Азен” нам не предоставил. – Зато у нас был радиотелескоп. Старый, правда, но внушительный. Знаешь, такая гигантская тарелка, которые так любят показывать во всяком сай-фае. – Это было круто! Радиотелескоп только для нашей группы! И мы могли делать с ним, что только захотим! Уж не знаю, как “Фонд” его раздобыл. – И что вы делали? – Поначалу мало чего. Разбирались, читали инструкции. И думали о том, что делать дальше. Тогда-то Роза и предложила свою идею. И тут начинается мой провал в памяти. Но точно была какая-то установка, дополнение к телескопу. Незнакомец с усилием сжал виски руками. Зубы его оскалились. Потом мужчина со вздохом расслабился. – Нет. Не помню. Какая-то идея пришла в голову Розе, а Хорхе подхватил ее, и мы с Мануэлем помогли… – Оно заработало. Помню только, что не сразу. Пришлось Мануэлю попросить помощи у “Фонда” – дополнительные генераторы и еще что-то. А потом заработало… – Тут уже все нечетко. Наша хрень жрала океан энергии. Долбанная тарелка снаружи раскалилась. Я видел красное свечение. И тогда мы его приняли, этот Сигнал. Мне показалось, что собеседник уже совершенно не осознает, где находится и с кем говорит. – Сигнал. Мы не знали, что именно приняли. У физиков сейчас даже нет названия того типа волн, на который он был записан, понимаешь? А мы его поймали и вывели на экран компьютера! И это было изображение! Видеозапись, и мы смогли ее воспроизвести! – Я видел, там, на экране. Существо. Представляешь, оно было похоже на лошадь… но оно было разумным. Я это понял, даже просто смотря на экран. – И что дальше? – Мы пялились на существо. А потом установка сначала налилась красным светом и взорвалась. Меня отбросило к стене, я сильно приложился головой и отключился. Вот так. Я очнулся в больнице и узнал, что Мануэль, Хорхе и Роза погибли. – Так? – Да, именно так. Их опознали только по зубам. От установки ничего не осталось, телескоп расплавился, даже джунгли рядом с ним загорелись. А я вот уцелел, только обожгло спину. Спасатели меня нашли под завалами. Вот и все… Какое-то время он молчал. Потом допил пиво несколькими огромными глотками и задумчивым тоном продолжил: – Удивительно, а? Я так хорошо помню все, что произошло. Помню то существо. Оно просто стояло и смотрело через экран, смотрело прямо на меня. – Существо походило на лошадь? – Ага. Четвероногое, с копытами и вытянутой мордой. Шкура была такого странного цвета и покрыта узорами… Я так хорошо помню это… и совсем ничего о том, как мы собрали чертову штуковину… глупо правда? Четыре человека сделали то, что не смогли гигантские научно-исследовательские коллективы… Незнакомец откинулся на спинку стула и закрыл глаза. Через какое-то время я услышал его размеренное дыхание. Так я тогда и не дождался, когда этот тип проснется. Допил пиво и ушел. А ведь я даже имени его не знаю.
![]() |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыКыштым-ГраниПятью пятьКочегаркаСОТЫРусское вымяВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГОСОБНЯКМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЮЖНЫЙ УРАЛБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовТело ПоэзииГРАФИТБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗИНЗИВЕРЛИКБЕЗВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕИЛЬЯАРГАМАК-ТатарстанИНФОРМПРОСТРАНСТВОДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬСВОЙ ВАРИАНТБАШНЯ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЗАПАСНИКЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЗНАКИ11:33АЛЬТЕРНАЦИЯ |