Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ |
![]() Центр |
Ара НазаретянОб авторе: Родился 10 августа 1950 г. в г. Алаверди. Окончил экономический факультет ЕГУ... |
Амбарцум АмбарцумянОб авторе: Родился в 1984 году в Ереване. В 2007 г. окончил Ереванский Государственный... |
Нара ВарданянОб авторе: Родилась в 1985 году. Окончила филологический факультет Ереванского... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Петр БулатовДед Ермошка– Вот что, Ермошка, хочешь, чтобы у тебя были новые штаны и была бы рыбица на ушицу, поедем сегодня ночью рыбачить. Ты знаешь, завтра господня пасха. Вот люди-то нажрутся мясного до наглохтятся винища, так на следующий день и захотят с похмелья ушицы. Уж я это знаю. Мы с тобой этой ночью и наловим рыбицы. Ты гоже на лодке ездишь, только грести у меня будешь, – с такими словами обратился ко мне дед-сосед, прозванный в народе «Гроб-Ермошка».
– У меня, – продолжал старик, всякая снасть имеется, на всякую рыбу. Только вот какой уговор: никому, даже домашним, не говори, что мы с тобою сегодня поедем рыбачить. Вот как только стемнеет, приходи к нефтяным бакам. Ты знаешь мою лодку и там жди меня…
Очень странный был дед Ермолай. Жил он одиноко в своей хате. Давным-давно у него умерла жена, от которой остались двое детей. Фёдор и Настя уже обзавелись своими семьями и жили в деревне. Изредка дети навещали отца, но он их встречал неприветливо, и дети уходили от него всегда расстроенные. Дед Ермолай ни с кем из людей почти не дружил, ни к кому не ходил и отличался молчаливостью. А если с кем говорил, то говорил медленно, тихим, степенным голосом. На моей памяти он дважды приводил себе старух на сожительство, они что-то долго не жили, умирали. Старик ухитрялся в любое время года ловить рыбу. Когда к деду приходили покупатели и спрашивали: «Дедушка Ермолай, не будет ли с килограммчик рыбы?» – старик недовольно бурчал: «Ты говори мне по-русски, никаких килов я не знаю и знать не хочу. Самая правильная мера – это фунты, пуды». Он брал свой древний заржавленный безмен, похожий на палку с набалдашником, на которой были какие-то бугорочки, ямочки, чёрточки. Только дед мог разбираться в этих премудростях. – Вот смотри, я вам даю с походом: три фунта и ещё восемь золотников. На поверку же никакого похода не было. Наоборот, каждый убеждался, что дед граммов 200-300 недодал. – Уж очень ты, дедушка, дорого за рыбу берёшь, – жаловались покупатели. – Что вы, господь с вами, божескую цену беру, а такой рыбицы нигде не сыщешь. И эти ваши деньги беру не для себя, а для господа бога. Ведь всё до копейки уношу в храм божий. И за себя, и за вас, грешных, молюсь. Дед, действительно, посещал церковь, но чтобы он больше одной свечки ставил, никто не видел. Старика многие пожилые односельчане побаивались, считая его за недоброго человека, который может навести на людей и животных порчу. Всех мальчишек он почему-то называл «Ермошками». За что и получил прозвище. А женщины все у него были Васёнами, по имени первой его жены. Идёт дед по улице и видит: человек укладывает или строгает тёс. Он остановится, посмотрит и скажет: «Хорош тесок, особенно вот эти две смолистые. Ты их, Василий, побереги». – Зачем их беречь-то? – скажет Василий. – Как зачем? – ответствует дед. – Все под богом ходим. Мы не знаем, что с нами случится через час. А может кто-нибудь у вас и умрёт, вот тесинка-то и пригодится на гробок. Износу ему не будет. – Типун бы тебе на язык, – огрызнётся Василий. Увидит дед толстое бревно, осмотрит его со всех сторон и промолвит, обращаясь к хозяину: – Кирилл, выдолби-ка из этого бревна домовину. Пригодится. Сто лет не сгниёт. И пойдёт дальше, довольный тем, что испортил людям настроение… вёсла и топор. – А где у тебя снасть? – спросил я. – А снасти-то у меня на острове, в землянке. Туда сейчас и поплывём. Я сел за вёсла. Длинная, неповоротливая, кособокая посудина, у которой нос и корма были на одном уровне, густо просмоленная с обеих сторон, напоминала гигантскую рыбину. Лодку так и звали «щука». Но щучьего в ней ничего не было и по её ходу надо было называть черепахой. Несмотря на все мои усилия, «щука» продвигалась весьма медленно. Мастер, сделавший лодку, соорудил её с «секретом», она при движении всё время забирала влево, так что я скоро разгадал «секрет» и грёб левым веслом, а правым только еле касался воды. Вот и остров. Дед сошёл с лодки и скрылся в кустах. Скоро он вернулся, неся в руках «охан» и багор. Я знал, что этой снастью рыбная ловля запрещена. Охан на длинном железном пруту идёт по дну и срезает всякую рыбу, и об этом я сказал деду. – Довольно болтать-то. Запрещена! Откуда ты знаешь? Уж сколько лет этой снастью рыбу ловлю, и никто мне ничего не сделал. Чай, я не чужое ворую, рыба-то ничья, её никто не кормил, а значит над ней нет и хозяина. Дед был в настроении. – Давай, давай, милый, нажимай на вёсла-то. Ночь, ночь-то какая, такая ночь только раз в году бывает, – восхищался дед. – Ермоша, ты в каком классе учишься? – обратился ко мне старик. Я ответил. – Ты вот что мне скажи, почему накануне пасхи всегда бывает тёмная ночь? Я знал почему и сказал, что это зависит от положения Земли и Луны, что учёные намного лет вперёд рассчитали, когда будет полнолуние, когда темно. Известно даже на сотни лет вперёд время солнечных и лунных затмений. – Брось-ка врать-то, – повысив голос, сказал Ермолай. – Кто же это может высчитать, когда господние светила будут нас, грешных, освещать и греть. Всё это враки. Господь сам предназначил дни пасхи.
Со стариком спорить было бесполезно. – Ты ещё вот что мне скажи, учёный человек, – не унимался дед, – почему освящённые крашеные яйца на пасху не портятся. Вот приходи ко мне завтра, я достану при тебе из-за божнички прошлогоднее яйцо, расколю его, и оно не будет испорченным. Нам ранее учитель химии объяснил «секрет» крашеного яйца и я пояснил деду. – Всё это вам в школе учителя наврали, а вы, дурачки, и верите, – со злостью произнёс Ермолай. Я почувствовал, что старик переменил ко мне отношение, стал сердитый и что-то бурчал про себя. – Эй, ты, Ермошка, – поворачивай на середину реки. Что я буду тебе приказывать, то ты и делай. Старик запустил охан, и он пошёл ко дну. – Эх, какая глубина-то, наверное, аршин пятнадцать будет. Через несколько минут в лодке трепетало несколько стерлядей и другой рыбы. – Ну, слава богу, Ермоша, начало есть, – промолвил дед. – Сколько по-твоему сейчас часов? – Думаю, часов одиннадцать, – ответил я. – Значит, скоро Христос воскреснет, – уточнил старик. В лодке рыбы прибывало. Дед брал даже малюсенькую стерлядку-пиковку. Вдалеке послышался рокот мотора. – Дед, – сказал я, – нас догоняет катер. Вероятно, рыбохрана. – Бросай грести. Покрой мешками рыбу. Бери скорее кормовое, на вот конец верёвки, просовывай в дыру весла, завязывай. Дай мне теперь весло сюда, – шептал дед. Я только теперь догадался, для чего у деда в кормовом весле проделано отверстие. Привязав верёвку от охана, дед взял кормовое весло и стал для видимости управлять лодкой. «Хитрый старик, – подумал я, – никто не догадается, что за кормовым веслом волочится охан». Догнав нас, с катера кто-то крикнул: – Что за люди плывут? Старик не растерялся и умирающим голосом произнёс: – Меня вот, больного старика, внучек в больницу везёт. Катер промчался. – Кто это, Ермоша? – Да это инженер из гидростроя, – ответил я. – А чего их шайтан ночью носит? Чего они делают? – Измеряют местность. Здесь где-то Волгу перегородят плотиной. Построят электростанцию. – Безумцы! – воскликнул дед. – Да разве Волгу перегородишь? Как текла Волга-матушка с испокон веков, так и будет течь. – Уж сколько гидростанций построили. Поравнявшись со старым городом, мы услышали ружейные выстрелы. Осветилась яркими огнями церковная ограда: зажгли плошки со смолой. Это значило: наступило воскресение Христово. – Ну, кто сказал, что бога нет? Кто сказал, спрашиваю я. Скажи ты мне, Ермошка. Я ничего не ответил. А старик вдруг запел: «Христос вос-крес из мёртвых». Пел, а сам внимательно присматривал за посудиной. – Что ты как гребёшь? Греби сильнее, лодка-то боком пошла, ворочай, ворочай скорее! «Смертию смерть поправ…». Греби, чёртушка, сильнее, охан заносится под днище. Я выбивался из сил. А старик продолжал: «И сущим во гроби, жи-вот да-ри-ви…» Что это было за пение? Жутко было слушать. Я никогда не слыхал подобного. Старик не обладал ни малейшим даром голоса и слуха. Мне показалось, что на корме сидит не один дед, а по крайней мере пять-шесть самых бездарнейших певцов, которые орали дикой блажью. Эхо далеко разносило по Волге это дикое «попури». Чтобы заставить деда прекратить его завывание, я закричал: – Дед Ермолай, зачем ты поёшь? Нас могут услышать и отнимут охан да рыбу. – Чаво ты сказал? Кому это вдомёк, что мы рыбачим. И дед снова запел. – Перестань петь, страшно тебя слушать, – воскликнул я. – Чаво ты лепечешь? Вот пропою молитву двенадцать раз, тогда и перестану. Вдруг я почувствовал, что лодка не подвигается вперёд. У меня блеснула мысль: уж не охан ли зацепился за корягу. Старик внезапно прервал пение, закричал: – Греби, греби сильнее, снасть за что-то зацепилась. Греби правым веслом. Давай налево! Поворачивай лодку против течения! – Я не успевал выполнять дедовы команды. – Талань, талань, подлец! Поворачивай к острову! Бросай вёсла, иди ко мне. Давай вместе тянуть верёвку и снасти. Я ухватился за конец. Нос «щуки» высоко поднялся, корма стала захлёбываться. Лодка рыскала в разные стороны. – Садись снова за вёсла, – крикнул дед, – греби вперёд, назад давай! Талань, талань ты, сукин сын! Нажимай, нажимай на вёсла сильнее! И тут совершилось невероятное: неуклюжая «щука» помимо моих усилий закружилась вокруг своей оси. Мы, по-видимому, попали в водоворот. Вода ревела, бурлила. Мы намертво сели на одном месте. – Что делать-то будем? – заорал дед и изрыгнул целую серию пятиэтажных сквернословий, каких я никогда и не слышал. А ограда церкви, напротив которой мы остановились, по-прежнему светилась огнями и с колокольни плыл над рекой малиновый пасхальный звон. – Руби верёвку, – крикнул я, – иначе мы не выберемся из этого водоворота. – Утону, а снасть не брошу. Дед выбился из сил, стал задыхаться, кашлять. Послышался тяпок топора. Я догадался: старик перерубил верёвку охана. И вдруг мимо моей головы что-то со свистом пролетело и булькнулось в воду. У меня мелькнула мысль: это Ермошка со злостью кинул в меня топором. – Вот подлец, через тебя «кормилицу-то» потерял. Ну, погоди, я ещё с тобой расправлюсь, – пригрозил дед. – Не боюсь я твоих угроз, ничего ты мне не сделаешь, вот тебе это даром не пройдёт. – Ну, поворачивай к домам. Старик долго-долго молчал. И, видимо, желая загладить свою вину, заговорил самым смиренным тоном: – Знаешь что, Саня, я немного погорячился. Нервинный уж больно стал. Снасть жаль. Ведь ею я кормился. Ты только подумай, что я за жизнь перенёс: четырёх жён похоронил, да две убежали с моим добром. – Зачем ты в меня топором кинул? – И сам, Саня, не помню. Видно, бес попутал, – оправдывался старик. – Ну, дед, хорошо ты ругаться умеешь, такого сквернословия я никогда не слышал. – Я ругался? – воскликнул дед. – Ты с ума сошёл? Это тебе почудилось. В жизни не ругался. Зачем на старика наговариваешь. Грех падёт на тебя. Вот что, Сашенька, забудем всё, что у нас произошло, ты никому не говори об этом. – Нет, обязательно расскажу. Чуть меня не зарубил, а я буду молчать. Мы пристали к берегу. – Вот тебе рыбка на ушицу, – и дед бросил мне на берег рыбы. – Плевать я хотел на твою рыбу, – и пинком ноги далеко отшвырнул её в воду. Дома меня хватились. Я всё объяснил, что со мною случилось, а днём рассказал своим товарищам о ночных похождениях с дедом Ермошкой. И с тех пор к деду прибавилось ещё одно прозвище: «Браконьер».
Послесловие Год литературы: наследие моего дедушки
2015 год объявлен в России Годом литературы. Мой дед, Булатов Пётр Степанович (1910 – 1987), всю жизнь проработал учителем русского языка и литературы в сельской школе, был её директором. Родился он в 1910 году в деревне Подборное Ягодинской волости Ставропольского уезда, северная часть которого до 1850 года входила в состав Казанской губернии, а с 1 января 1851 года – в образованную Самарскую губернию. Детство Петра прошло близ Ставрополя-на-Волге. После смерти родителей пятеро детей остались сиротами. Для того, чтобы его взяли на работу в маслобойню, он прибавил себе два года. В школе вместе с ним учился будущий детский писатель Виктор Иванович Баныкин, младше его на 6 лет. Позднее Пётр окончил педагогическое училище в Ставрополе, приехал к старшему брату Владимиру, который учительствовал в Нижегородской губернии, и остался работать учителем в селе Перелетиха Лысковского района. Здесь он познакомился с моей бабушкой, также учителем русского языка и литературы, Голышевой Клавдией Васильевной. В 1939 году заочно окончил Горьковский пединститут, и они с бабушкой стали работать учителями русского языка и литературы в сельской школе села Валки Лысковского района. В войну, в 1942 году, был призван в 3-й Гвардейский полк, 4-ю стрелковую дивизию. После ранения лечился в военном госпитале, был демобилизован. С 1943 по 1947 год дедушка работал директором сельской Валковской школы. А с 1965 по 1968 г, незадолго до пенсии, был завучем этой же школы. Всего проработал в школе 36 лет. Был депутатом сельского совета, народным судьёй, все сельчане его любили и уважали. Больше всего детьми – Ниной и Вовой – занимался дедушка, поскольку бабушка страдала неизлечимыми ревматоидным артритом. Дедушка учил мою маму пришивать заплатки, жарить рыбу, готовить тесто для пирогов, печь плюшки, гладить брюки и даже пилить дрова. Ходил с ней в лес за грибами, черникой, брусникой, клюквой, шиповником. Семья жила в Валках в большом двухэтажном доме, который раньше принадлежал какому-то купцу. По окончании Горьковского мединститута в 1965 году мама была направлена на работу в участковую больницу посёлка Макарьев (в 10 км от Валков, где жили дедушка с бабушкой) врачом широкого профиля. В 1969 году, не дожив до 55 лет, на глазах у мамы угасла бабушка. Дедушка в 59 лет остался один, и был один до конца своих дней, воспитывая сына Владимира. Наша семья жила в Макарьеве на улице Ленина, в бывшем купеческом доме на втором этаже. Из окна открывался вид на Волгу. У папы была лодка, в постройке которой большую помощь ему оказал дедушка. Дело в том, что после смерти родителей он жил у своей сестры Марии в селе Кунеевка Ставропольского уезда Самарской губернии. Муж Марии Илья делал лодки, кадки, бочонки, был мастер на все руки. И дедушка, помогая Илье, хорошо овладел техникой их изготовления. Дедушка виртуозно играл на баяне и балалайке, знал нотную грамоту и сходу подбирал любую музыку. Народная ли песня, частушка, вальс, романс, танго, фокстрот – всё было подвластно его баяну. «Амурские волны», «Не слышно шума городского», «Тёмно-вишнёвая шаль» – эти прекрасные мелодии живы в душе и поныне. Интересно его эпистолярное наследие. В книгу «Письма из Валков», подготовленной мной к 105-летию со дня рождения дедушки, вошли письма, заметки, а также рассказ «Дед Ермошка», который я предложила «Казанскому альманаху».
Галина Булатова К списку номеров журнала «КАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХ» | К содержанию номера ![]() |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыКАШТАНОВЫЙ ДОМСИБИРСКИЕ ОГНИВРЕМЕНАКыштым-ГраниСОТЫВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕБАЛТИКА-КалининградНОВЫЙ СВЕТНАЧАЛОСлово-WordКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСВОЙ ВАРИАНТГРАФИТИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:Пятью пятьКочегаркаРусское вымяЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтОСОБНЯКСЕВЕРЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯСеверо-Муйские огниАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИГВИДЕОНИНФОРМПРОСТРАНСТВОСорокопутДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬТело ПоэзииБАШНЯБЕЛЫЙ ВОРОН22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33ВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |