Вениамин Слепков

«Рыжий снег» Светланы Вьюгиной

Порой, рассматривая полки с детской литературой в книжных магазинах, отходишь разочарованным. Сказочные истории с невообразимыми персонажами, картонные герои, надуманные взаимоотношения с родителями и сверстниками, решения не существующих в жизни ребенка проблем… Возможно, такие книги тоже нужны, возможно, они будят фантазию, возможно… Однако, предлагая детям эти книги, не отучаем ли мы их видеть мир во всем его многообразии, живо воспринимать окружающее, уметь разглядеть неожиданное в казалось бы привычном?


И невольно возникает вопрос – а где же настоящее? Где книги, в которых малыш может прочитать о таких же ребятах, как он? Книги, которые отображают мир, в котором живет сам читатель?


На мой взгляд, к таким нужным книгам относится новый сборник рассказов Светланы Вьюгиной «Рыжий снег». Герои «Рыжего снега» вошли в книгу из реальной жизни, но это не значит, что реальные рассказы показывают мир менее фантастическим, менее сказочным, чем книги, о которых я сказал вначале. Светлана Вьюгина ненавязчиво, без дидактики учит маленького читателя видеть многообразие мира, видеть необычное в обычном, помогает читателю обратиться именно к настоящему – к живой природе, к живым существам, реальным, но таким интересным!


Оттого, наверное, действие большинства рассказов Светланы Вьюгиной происходят в деревне, на даче, что именно там человек, в том числе и маленький человечек, может ощутить общность всей природы, ощутить свое родство со всем живым миром, будь это лисичка, белка, муравей или даже цветы, деревья. Жизнь природы, часто напоминающая жизнь человека, поскольку все на земле взаимосвязано, отражается в книге: «…черемуха душисто отцветала, потом тихо осыпала крылечко легкими лепестками и теперь скромно наклонилась над нами, как бы прислушиваясь к маминой сказке». Читатель Светланы Вьюгиной начинает понимать, как важно уметь увидеть или прислушаться к голосу этой природы. Вот дети просят маму придумать сказку про черемуху, но мама отвечает: «Черемуха сама о себе рассказывает…»


Взаимосвязь природы и человека автор показывает, не только олицетворяя природу, но и демонстрируя похожесть наших человеческих действий с природными образами. Вот мама варит варенье, разливает его по банкам, и автор приводит сравнение: «Мама была похожа на усталую пчелу, яблочное варенье – на мед».


Жизнь в деревне более естественна. Эта естественность пронизывает все рассказы, она видна даже в образах. Вот бабушка, нарядившаяся в день своего рождения. «Бабушка Таня сидела у самовара, маленькая, ладная, похожая на ватную куклу, которую надевают на заварной чайник…» Ватная кукла – образ, который сразу рисует очень яркий портрет бабушки, а кроме того, он ассоциируется с работой своими руками, с народными промыслами, с давними традициями. Ведь это не фарфоровая, тем более не пластмассовая кукла, а ватная – такая, какие делали наши предки. На поток их производство не поставишь – потеряют свою прелесть. А сейчас горожане могут учиться делать их только на мастер-классах, которые ведут мастерицы.


Общение с живым существом помогает ребенку взрослеть, формирует чувство ответственности. Как переживает герой рассказа «Конопастик» мальчик Вова, когда, оставленный без присмотра в квартире, пропадает его хомячок. И мама говорит Вове: «Ты перестал с ним заниматься, вот он и убежал» «Я ведь только немножко, на один денек перестал», – объясняет мальчик. «А если бы я тебя на денек оставила?» – говорит мама. Маленький читатель этого рассказа может соотнести себя с героем, осознать, как важно нести ответственность за кого-то.


Рассказам Светланы Вьюгиной присущ мягкий юмор. Не может не вызвать улыбку кот Валенок, не желающий жить в городской квартире. Чтобы поехать обратно в деревню, он загодя забирается в походную сумку человека, отправляющегося в деревню. И молчит кот, чтобы его не обнаружили, и терпит тряскую дорогу в автобусе.


Автор показывает красоту мира. Вот маленький герой рассказа «Земля» отправляется с папой на пруд. И по дороге папа показывает ему различные цветы, рассказывает о них, о своем деревенском детстве.


«– Да-а, – говорит папа. – Красота!


– Где красота?


– Где-где… – смеется папа. – Везде! Вокруг нас! На всей нашей земле красиво».


Так, через диалоги, через восприятие взрослого и ребенка учит Светлана Вьюгина своих маленьких читателей замечать красоту вокруг, ценить живую природу, общаться с животными, приобретать тот необходимый жизненный опыт, на который потом, во взрослой жизни, можно будет опереться в трудные минуты. И при этом не всегда обязательно отправляться за город. Есть и еще одна важная наука, которую преподает автор. Это умение ценить то, что есть, радоваться дарам мира, которыми можно любоваться, не уезжая из дома. «В городе, где живет Вадик, нет ни океана, ни моря, есть только реки – Сейм и Тускарь… Но это тоже замечательно, что у нас есть целых две реки! Многие вон в пустыне живут, там стакан воды дороже всякого золота…»


Герои Светланы Вьюгиной задаются детскими вопросами: «А зачем небо?», «Что тебе больше нравится – небо или земля?», «Зачем нужна дорога?», и над этими детскими вопросами иной раз было бы полезно задуматься и взрослым. Есть и другие вопросы, которые рождаются в процессе общения с природой. Отождествляя себя с муравьишками, помня свой пусть еще небольшой опыт, девочка Полина спрашивает, не холодно ли муравьям зимой в муравейнике. И в этом вопросе звучит не просто любознательность, но забота о другом существе.


Ребенок, познающий мир, часто живее воспринимает природу, которая на взгляд некоторых взрослых скучна. Дождливым и холодным летом, которое девочка Аня проводит на даче, она ходит в сапожках по лужам, слушает, как тихонько хлопают листья рябины, наблюдает за трясогузками, пьющими воду… Она познает мир, а мир в рассказах Светланы Вьюгиной благодарно раскрывается внимательному взгляду, радуя героев необычными, сказочными ситуациями. То уголек – Огневица жарко топит баньку, то филин притворяется домовым и кричит человеческим голосом. А то природа просто радует фантастической картинкой – рыжим снегом, например. Откуда бы рыжему снегу взяться? А просто ворона щиплет клювом березовые сережки, из которых сыплются на снег рыжие семена…


Думаю, рассказы Светланы Вьюгиной помогут маленькому читателю чуть больше ценить мир, стать чуть внимательнее, чуть добрее, а значит, сделают жизнь чуть лучше.


...................................


Вьюгина С.В. – Рыжий снег –


Рассказы для детей –


Издательство Литературного фонда России


«Донской писатель» – Ростов-на-Дону – 2013 г. – 120 с.

К списку номеров журнала «СЕВЕР» | К содержанию номера