Сергей Куликов

О современной днепропетровской поэзии

Днепропетровск — город хотя и не маленький, но в культурном аспекте непростой. Уже то, что в минувшем году у нас закрылось несколько рок-клубов, говорит о многом — о чем, казалось бы, в такой обстановке мечтать тем, кто выходит к микрофону, чтобы почитать стихи?  Тем не менее, поэзия в городе есть и, безусловно, заслуживает внимания.

В приведенном обзоре названы поименно те, кого автор, будь у него такая возможность, пригласил бы поучаствовать в сборнике сочинений лучших поэтов города. На полную объективность изложенное мнение не претендует, но гипотетический сборник, думается, вышел бы интересным и доказал бы, что не так уж все плохо у нас обстоит в немодной нынче силлаботонике.

Из представленного на сайте «Лiтературна Днiпропетровщина» списка литераторов области следует, что в Днепропетровске живет и творит не менее пятидесяти поэтов. Впрочем, только треть из этого списка (17 человек) являются молодыми авторами в возрасте до 30 лет. Между тем, поговорить хотелось бы, прежде всего, о молодых, о тех, кто формирует сейчас поэтический облик города.

Необходимо заметить, что упомянутый сайт учитывает исключительно авторов, так или иначе подвизавшихся на стезе «официальной» литературы: творческие союзы, фестивали и прочее. Основную часть молодых авторов в этой среде собирает вокруг себя ежегодный областной конкурс «Молодая Муза», по итогам которого выходят сборники произведений финалистов с наивно-задушевными названиями советского образца.

Уровень текстов, скажем, вышедшего в 2010 году сборника «Вiдзеркалення небес», в котором опубликованы в том числе и не слишком удачные стихи автора этих строк, представляется весьма невысоким. Скорее всего, активно рифмовать кровь с любовью у нас будут до тех пор, пока не вырастет поколение, окончательно отмеченное печатью интернета. Поколение, некоторые представители которого сумеют в информационном хаосе отыскивать лучшие образцы современной поэзии и следовать их примеру.

Такие авторы, разумеется, есть и сейчас, и некоторые из них принимают участие в том числе и в «Молодой Музе». Среди них такие самобытные и яркие поэты, как Татьяна Самарина и Наталья Пирогова. Заслуживают внимания также Елена Огнева, Руслан Белый и Татьяна Волкова. Но все-таки в рамках областного конкурса хотелось бы видеть больше талантливых стихов и новых имен на пьедесталах.

В более «возрастном» официальном кругу пока еще наблюдается наличие пороха в пороховницах. Подтверждением тому — вышедший на исходе 2011 года 4-й номер альманаха «Форум», издаваемого Днепропетровской организацией Конгресса литераторов Украины. По мнению автора, средний уровень представленной в нем поэзии тянет на твердую четверку, а отдельные поэты представлены мастерскими произведениями. В альманах вошли сильные стихи  участников литстудии «Уголек» — Людмилы Некрасовской, Нины Олейник и Ирины Ахметшиной.

К слову, о литературных студиях. Всего их в городе более десятка, автору довелось посещать три: «Уголек», «Лiлея» и «ОДД». Каждая из студий в той или иной мере привлекает молодых авторов, предоставляя возможность почитать стихи коллегам по клавиатуре, а и иногда и услышать полезную критику. Но характер деятельности студий представляется исключительно очаговым. Каждая студия функционирует на базе группы из 5-10 авторов и соответственно образует особую специфическую среду. Контакты между студиями минимальны, о каком-либо сотрудничестве и вовсе говорить не приходится.
Самое же главное в том, что при всех  несомненных достоинствах ни литстудии, ни альманах «Форум», ни упомянутый сайт, да и вообще «официальный пласт» в целом не отражают состояние современной поэзии города. Они образуют определенную плоскость, или даже несколько плоскостей, с дифференциацией по языковому признаку и идеологическим соображениям. Но о том же конкурсе «Молодая Муза» никто не пишет в соцсетях, он по большому счету интересен только участникам, а на мероприятия Конгресса литераторов ходят почти исключительно люди в возрасте «от пятидесяти и старше».

Совершенно другую, все более заметную плоскость образует слой молодежной поэзии, которую автор этих строк предпочитает назвать «ноутбучной». Несмотря на обилие молодых и энергичных авторов самого разного пошиба — от агрессивно-нецензурных до пронзительно-лирических — данный поэтический пласт пока породил всего одного безусловно яркого автора. Речь о Максиме Волохане, отметившемся эффективном промоушеном поэзии: с его подачи впервые за последние годы стихи читались на площади.

С точки зрения автора, говоря о «ноутбучной» поэзии, нужно акцентировать внимание на нескольких негативных моментах. Первый из них — немалая доля позы, нередко заключающаяся в чтении с ноутбуков и мобильных устройств. Далее, не радует тенденция к «разжевыванию» текстов читателям в соцсетях и слушателям на вечерах с помощью фоновой музыки. Огорчает проскакивающая в сети откровенная неприязнь к образцам «устаревшей» поэзии в целом наряду с традиционным возвеличиванием отдельных классиков. Нежелание молодых авторов работать над стихом, подающееся под соусом  неприятия ограничений в смысле формы, тоже вызывает вполне понятные эмоции.

Наибольшие же опасения, на фоне всего вышеизложенного, внушает непритязательность и неразборчивость подрастающего слушателя, а зачастую и самих авторов, чему свидетельством стал недавний поэтический турнир, организованный все тем же Максимом Волоханем. Откровенно слабые тексты волей жюри и зала то и дело одерживают верх над произведениями талантливых поэтов. Многое на таких состязаниях решает и подача, благодаря которой на ура проходят технические ляпы и незатейливое графоманство.

Конечно, есть в городе настоящие и действительно поэты. Как правило, они не принадлежат ни к одной из двух упоминавшихся выше плоскостей, и это, пожалуй, в определенном смысле хорошо. Не возникает устоявшейся тусовки с характерными недостатками. У каждого из этих авторов — свой круг культурных предпочтений, и друг к другу они не слишком тяготеют, хотя иногда и пересекаются  в рамках совместных вечеров и фестивалей.

Так, на «ТА-НЕ-НА-ДО Фесте», проводимом силами Самариной в августе, автору дважды довелось видеть выступления Станислава Кузьмина и Анны Смоляковой. Уникальные благодаря контрасту предлагаемой поэзии и музыки и очень светлые по ощущениям вечера проходят с участием Ярослава Апрасюхина, Юлии Гридасовой и Павла Коробкова. Очень необычную, спорную в плане техники, но впечатляющую по силе образов и уровню декламации поэзию демонстрируют Александр Чернов и Анастасия Гришко. Большой интерес вызывает творчество таких авторов, как Александр Протасеня и Евгений Брегман.

Итак, краткий и неполный обзор знакомого автору поэтического Днепропетровска позволил выделить 18 имен. С одной стороны, не так уж и мало. С другой — что такое два десятка человек в масштабах без малого миллионного города? Противореча сложившимся тенденциям к нахваливанию родного болота, придется отметить, что в некоторых городах Украины размерами поменьше поэтическая жизнь кипит куда активнее. И дело не только в отдельных энтузиастах и подвижниках, а еще и в самой среде. В этой ситуации изменить можно (и нужно) многое, если не стоять на месте и не сидеть сложа руки.