Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ |
Центр |
Владимир СапожниковОб авторе: ... |
Вячеслав МихайловОб авторе: Родился в городе Термезе. Окончил Московский гидромелиоративный институт... |
Георгий ГорькийОб авторе: Настоящее имя — Георгий Панкратов. Финалист независимой литературной... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
Лариса Сонина«Собственный голос всего обо всем...» Евгения Изварина Дом для одной свечиЕвгения Изварина. Дом для одной свечи. Стихотворения — М.: Русский Гулливер, 2013.
Вначале немного истории. На горизонте поэтического Екатеринбурга середины 90-х возникли три имени, три молодых автора, о которых по прошествии двух десятков лет можно сказать: не будь других поэтов, с этими тремя уральская поэзия уже бы состоялась. Это Борис Рыжий, Олег Дозморов и Евгения Изварина. Про Рыжего с течением времени стало все понятно, перечислять его заслуги, прижизненные и посмертные, здесь не будем. Олег Дозморов, ныне живущий в Великобритании, пишет примерно так же, как и раньше, — немного, лаконично, легко, воздушно и умно. Евгения Изварина, оставшись в Екатеринбурге, тоже продолжает традицию интеллектуальной поэзии, не тяжелой, озлобленной и заумной, как зачастую на Урале пишут, но легкой, воздушной и при этом проницательной:
вся надежда богов на любовь без опыта лента реки то и дело подковой согнута у следящих вдвоем с моста за тенями рыбьими все четыре руки то и дело бывают крыльями вместо сердца то пестрый птенец то хрустальный шарик и это никому не мешает
По сути, эти два направления: улично-героическое, как у Бориса Рыжего, и интеллектуально-романтическое, как у Олега Дозморова и Евгении Извариной — тот необходимый минимум, который цементирует читающую публику, превращает ее в народ, способный на постоянную, систематическую работу, не только для популяризации нескольких любимых авторов, но и на распространение поэзии вообще, в целом, на географическую и ментальную экспансию уральской поэзии. Такое возможно только благодаря мощному посылу, заложенному в тексты, равному соотношению красоты и силы и ошеломляющей авторской образности:
В кипящем зное рафинадом холода — ледышки ландыша перевезем:
семь позвонков — фарфоровая хорда, семь позолот, сошедших в чернозем…
(Электричка)
Сама возможность так написать про обычную электричку — удивляет и завораживает. Конечно же, Изварина — поэт огромной одаренности, что диктует ей выбор тем и сюжетов, по которым уже сейчас можно изучать современный российский психотип и выявлять его исторические связи с другими. Одной из главных черт и лирического героя Евгении Извариной, и других героев, эпизодически или вообще только упоминаемых, является отстраненное, умудренное, если можно так назвать, «послевоенное без войны» восприятие действительности. Это жизненный опыт, приобретенный в негромких, непафосных, обыденных буднях бытия, опыт восьмидесятых, девяностых и двухтысячных. Он хотя и не воспринимается сейчас как героический или выходящий из ряда, но обязательно будет оценен по прошествии, может быть, уже нескольких лет, по завершении затянувшейся эпохи ожиданий:
все будет хорошо ли плохо ли и снова кто-нибудь бывалый нам скажет пороха не нюхали с земли воды не пили талой
но господи какая разница мы ожидали или жили девиз державы кто позарится крутя в ускоренном режиме
не подходите к ней без пряника кнута и маковой соломки она лежит на дне «Титаника» вцепившись в бусы незнакомки
Ощущение трагизма происходящего, проявляющего себя как в череде бесконечных ожиданий, так и в череде реальных событий, приводит автора к метафизическим обобщениям. Так, в стихотворении «Памяти невыплывших», посвященном, как следует из авторской ремарки, погибшим в ночном наводнении 07.07.12 в Геленджике, Крымске и др.: «…Бог этих свечек бурелом / взметенный лунным помелом / уже погасил». Или: «собственный голос всего обо всем / заживо к Божьим губам поднесен. / Все остальное — фальшиво». Нельзя не отметить еще одну черту творчества Евгении Извариной — стоицизм. Ярче всего он выражен в краткой формулировке, давшей название сборнику стихов: «Жизнь — для одной любви. / Дом для одной свечи». И этот стоицизм, которому больше всего подходит тот же прекрасный образ рафинада в кипящем зное, — одно из главных достижений поэзии Екатеринбурга и, пожалуй, основное цветовое пятно, создающее гармонию среди пестроты уральской поэзии.
|
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыКАШТАНОВЫЙ ДОМСИБИРСКИЕ ОГНИВРЕМЕНАКыштым-ГраниСОТЫВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕБАЛТИКА-КалининградНОВЫЙ СВЕТНАЧАЛОСлово-WordКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСВОЙ ВАРИАНТГРАФИТИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:Пятью пятьКочегаркаРусское вымяЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтОСОБНЯКСЕВЕРЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯСеверо-Муйские огниАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИГВИДЕОНИНФОРМПРОСТРАНСТВОСорокопутДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬТело ПоэзииБАШНЯБЕЛЫЙ ВОРОН22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33ВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |