АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Сергей Бирюков

Nota bene: книжная полка

«Доски судьбы Велимира Хлебникова». Текст и контексты. Статьи и материалы / Сост. Н. Грицанчук, Н. Сироткин, В. Фещенко М.: Три квадрата, 2008

 


Из аннотации с обложки: «В книгу вошли как работы  академических ученых самого разного профиля, так и опыты художественного  освоения хлебниковского текста. Таким образом, это издание адресуется  не только исследователям, вовлеченным в орбиту Хлебникова и проблематики  “Досок судьбы”, но также кругам творчески-авангардно мыслящим и  действующим».
То есть, прямо нам.
В целом эта книга являет собой мощный прорыв в освоении хлебниковского  текста с выходом в пространство современности и будущности. Остроты  добавляют, в частности, актуальные политологические включения,  подтверждающие прозрения Велимира.




Елена Польдяева. «Послание Николая Обухова: Реконструкция биографии»  М.: Русский путь, 2008

 


Первая биография феноменального русского композитора  Николая Обухова (1892–1954), большую часть жизни прожившего и умершего  во Франции.
Елена Польдяева восстановила творческий путь композитора и мыслителя,  изобретателя новых путей в искусстве, чье положение в музыкальном мире  «можно было бы определить словом “souvag”, что означает “дикий” и  одновременно “одинокий”». Между тем это фигура, в музыкальном мире  сопоставимая по крайней мере со Скрябиным.
В книге подлинные документы, письма, свидетельства современников, нотные примеры.
Сама книга Е. Польдяевой являет собой уникальный пример исследовательского творчества.




Маргарета Тильберг. «Цветная вселенная: Михаил Матюшин об искусстве и зрении» /  Пер. с английского Д. Духавиной, М. Ярош М.: Новое литературное обозрение, 2008

 


Книга шведской исследовательницы М. Тильберг является  первой монографией о выдающемся деятеле русского авангарда Михаиле  Матюшине (1861–1934). Художник, композитор, теоретик искусства,  разработчик уникального «Справочника по цвету», Матюшин сопоставим с  такими фигурами как Малевич, Татлин, Кандинский, Филонов. М. Тильберг,  опираясь на различные дисциплины (психология, физика, философия),  проводит детальнейшее рассмотрение теории и практики Михаила Матюшина и  его последователей.
Книга в значительной степени по-новому высвечивает не только картину  исторического авангарда, но и культурную жизнь страны 1900-х-1930-х  годов.




Илья Зданевич (Ильязд), «Философия футуриста». Романы и заумные драмы /  Предисл. Р. Гейро, подг. текста и комм. Р. Гейро и С. Кудрявцева, сост. и общ ред. С. Кудрявцева  М.: Гилея, 2008

 


Объемистый том (840 стр) впервые открывает нам  замечательного деятеля авангарда с такой полнотой. Оказавшись в 20 с  небольшим во Франции, язык которой Зданевич знал в совершенстве, он  занимался многими вещами: пытался соединить русский и западный авангард,  произвел переворот в книгоиздании, привлекая к сотрудничеству самых  ярких художников, зарабатывал на жизнь раскраской тканей, даже одно  время был директором фабрики, работавшей с тканями. Но прозу он писал  по-русски. И она оказалась никому не нужна. В 1930-м году он издал в  Париже на русском роман «Восхищение», его не покупали, хотя русские  критики оценили очень высоко. Еще два романа и повесть остались в  рукописях.
Издательство «Гилея» последовательно возвращает Зданевича. В 1994–95 гг  были изданы романы «Парижачьи» и «Восхищение», затем вышла мемуарная  повесть «Письма Моргану Филипсу Прайсу». И вот сейчас репринтно все пять  заумных драм, снова «Восхищение» и впервые роман «Философия». Драмы  написаны приблизительно 90 лет назад, романы — 80 с лишним. От книги  веет свежестью только что созданного.




Михаил Евзлин, «Поэты авангарда»  Madrid: Ediciones del Hebreo Errante, 2008

 


Небольшая, но чрезвычайно емкая книга специалиста в  области мифопоэтики и издателя (среди книг, выпущенных М. Евзлиным в  Мадриде, значительное место занимают книги русского авангарда, как  исторического так и современного). В книге «Поэты авангарда» собраны  статьи М. Евзлина, написанные им в разные годы. Основные герои книги:  Игорь Бахтерев, Сергей Подгаевский, Сегей Сигей, Савелий Гринберг, Ры  Никонова. Особый интерес представляет то, что автор не только не  является апологетом авангарда, но, напротив, находится в полемической  позиции. Эта позиция в целом позволяет выявить совершенно неожиданные  пути движения самого авангарда и его исследования.




Valeri Scherstjanoi, «lauter scherben. Texte Zeichnungen Chronik»  Books on Demand Nordstedt, 2008

 


Наиболее объемная книга современного русского и  немецкого авангардного поэта, без малого 30 лет живущего и работающего в  Германии. В книге отражены этапы и виды деятельности поэта, блестяще  сочетающего наследие русского футуризма, немецкого дадаизма, конкретной  поэзии и выработавшего собственный неповторимый художественный стиль.  Поэтические тексты, визуалы, партитурное письмо сочетаются с мемуарной  прозой, письмами, обращенными к Маяковскому, Хармсу, Карлфридриху Клаусу  (крупнейший немецкий поэт, художник и философ, живший в ГДР; Шерстяной  общался с ним и считает его своим учителем).




Моймир Грыгар, «Знакотворчество: Семиотика русского авангарда» /  Перевод М. Шерешевской, Е. Чебучевой, Г. Вириной СПб.: Академический проект, Изд-вo ДНК, 2007

 


В книге собраны работы чешского семиотика о русском,  чешском и западноевропейском авангарде, написанные в последние 30 лет.  Интересные факты и наблюдения, особенно в сопоставительном плане.




Николай Ладыгин, «Тамбовский Дом Ладыгина» /  Над книгой работали С. Бирюков, Е. Владимирова, Борис, Елена, Алексей, Татьяна Ладыгины. Тамбов, 2008

 


Книга представляет классика русского палиндрома  Николая Ивановича Ладыгина (1903–1975) в том числе как автора «обычных»  стихов, а также акростихов, тавтограмм, дружеских посланий. Все эти  тексты, а также фотографии, стихотворные посвящения поэту  восстанавливают атмосферу дома поэта, который близкий друг Ладыгина  выдающийся поэт Николай Глазков называл ТДЛ, то есть Тамбовский Дом  Ладыгина. Это пространство, в котором создается, звучит, живет поэзия.




Интерпретация и авангард: межвузовский сборник научных трудов /  Под ред. И. Е. Лощилова  Новосибирск, 2008

 


Сборник посвящен 120-летию В. Хлебникова и 100-летию  Д. Хармса и объединил ученых из разных стран. Сборник насыщен  интересными интерпретациями авангардных текстов. Это тексты в первую  очередь Хлебникова и Хармса, но также А. Введенского, Льва Зака, Неола  Рубина, Б. Пастернака, М. Цветаевой, С. Кржижановского и др. В  Новосибирске уже не первый год ведется последовательная работа по  интерпретации авангардных текстов, участвуют ученые из разных городов и  стран. Фактически можно сказать, что в Новосибирске, благодаря усилиям  И. Е. Лощилова и заинтересованности филологического сообщества, создался  своеобразный центр по изучению авангарда.




Литературно-художественный авангард в социокультурном  пространстве российской провинции: история и современность: сборник  статей участников международной научной конференции (Саратов, 9–11  октября 2008 г.) /
Отв. ред. И. Ю. Иванюшина
Саратов: Изд. центр «Наука», 2008

 


Основное место в этом сборнике занимает, конечно,  Саратов. Прослежены различные авангардистские действия в самом городе со  времен исторических до наших дней. Радуют саратовцы и разнообразием  тематики. В сборнике участвуют авторы нашего журнала. Кроме того, здесь  опубликована работа Елены Бороды об Академии Зауми.

К списку номеров журнала «ДЕТИ РА» | К содержанию номера