Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ |
![]() Центр |
Исаак ГланОб авторе: Журналист, работал в «Литературной газете», «Курантах»... |
Александр ПустовитОб авторе: Закончил Киевский государственный университет по специальности... |
Евгений МайбурдОб авторе: Родился и пошел в школу в Нижнем Тагиле. А закончил ее в Москве... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Алексей СмирновСтихи из ИталииСтихи А. Е. Смирнова – это та встреча с поэзией, о которой нельзя говорить без трепета. Из глубин, сквозь толщу времени поднимается она в напечатанных строчках, в звучащем голосе, в сердцах. Словно бы отодвигается наше время с его случайностью, модой и мимолетностью, и на поверхность высвобождается то общее, что объединяет истинных любителей поэтического слова. А. Е. Смирнов – наследник русской классики: интонирование, строфика, образность, сама ткань его поэзии носят отпечаток былого времени, иногда в пародийном, занимательном ключе (стилизации под "найденные" стихотворения Козьмы Пруткова или венок сонетов в стиле поэзии XVIII века), иногда – со всей строгостью серьезной поэзии, в которой мы узнаем наследие Ахматовой, Бродского, Мандельштама, Блока, ровно как и наследие "золотого века" русской поэзии, прежде всего, Боратынского, а также песенные интонации Визбора и Окуджавы. При таком широком культурном багаже, стихам Смирнова присуща редкая гармония, точность и простота. Предлагаем вниманию читателей стихотворения итальянского цикла, напечатанные в сборнике "Зимняя канавка" (М.: Воймега, 2012), устное чтение которых посчастливилось услышать вживую автору этого предисловия.
Юлия Бобрышева, Новосибирск
ПЬЯЦЕТТА 1
Что может быть уютней, чем пьяцетта? На площадь опущу, как из ларца, Придерживая кончиком пинцета, Собор и три игрушечных дворца. Зажгутся в окнах алые бумажки. К дверям придет, сверкая сбруей, конь. И маска вырвет поцелуй у маски, Прижав перчаткой белую ладонь.
Февральский вечер плоским звоном лютни Тебя окликнет коротко: «Постой!..» Вновь невидимки затевают плутни На полутемной площади пустой. А в глубине погасшего собора, Где лишь ночник рубиновый горит, На шалости их смотрит без укора Тот, кто в конце времен заговорит.
Ну, а пока, узорную манжету Из бархатного выпростав плаща, Возьми, как первообраз розы, эту Живую жизнь без долгих рифм на «ща», И прикоснувшись теплыми губами К изогнутым, что чаша, лепесткам, Тому, кто неотлучно вместе с нами, Воздай хвалу, как я ее воздам.
ГАБРИЭЛИ
У счастливца Габриэли На душе сегодня праздник. Очень весело и бурно Он в бутыль вино долил, Отхлебнул и в самом деле До утра решил отставить, Но как следует подумал И решенье изменил.
И совсем прекрасно стало На душе у Габриэли, И маэстро, солнцу низко Поклонившись, вышел на Плиты, залитые ало, Где пахучие горели На закате флорентийском Капли доброго вина.
И, минуя двор Сената, Улыбнулся Габриэли, Улыбнулся виновато И счастливо. Может быть! Пусть менялись меценаты, Отменялись юбилеи, Но к закату есть соната, И ее не отменить.
И по улочке столь тихой, Столь тенистой и уютной Шел притихший Габриэли, Что – как чудо из чудес – За оконной паутинкой Освещенный профиль юный Улыбнулся на мгновенье И нечаянно исчез.
И цветными, что бесценно, Леденцами, как подарок, На счастливца Габриэли С неба высыпался дождь, И струею семицветной Било солнце из-под арок, И, качаясь, плиты пели: – Габриэли, Габриэли!
* * * И мимолетны, и бесценны, Как много лет тому назад, С утра над пальмами Равенны Снежинки влажные кружат.
Я слышу смех твоих хозяек. Я верю притчам вещих книг. Я был творцом твоих мозаик И певчим древних базилик.
А ты – дитя из колыбели – У старины не сходишь с рук, И даже птицы оробели Лететь сквозь обруч южных вьюг.
Владеет миром быстротечность, На всем лежит ее печать. Тебя лишь на минуту вечность Дала мне в руки – покачать.
САН-МИКЕЛЕ
Памяти Иосифа Бродского
В идеальном порядке, где бы я ни ходил, Аккуратные грядки легендарных могил. Адмиралы-счастливцы, я покой ваш храню. Хорошо ли вам спится в вашем отчем краю?
Кредиторы, пройдохи, дамы сердца, певцы. Богатейшей эпохи золотые творцы. В гуще прошлого века, в ленинградские дни Было сказано веско средь людской толкотни:
Ни страны, ни погоста Не хочу выбирать. На Васильевский остров Я приду умирать.
К вам, купцы и банкиры, как попал буквоед, Перл космической лиры, своенравный поэт? Да еще из России… Что, – ответьте на раз, – Морозини, Россини, потерял он у вас?
В кипе тысяч ег? строф есть на этой печать: На Васильевский остров Я приду умирать.
Это было б красивым завершеньем судьбы: К волнам Балтики, к ивам, на родные гробы. Снисхожденье – заблудшим. Всепрощенье – врагам. Уважение – лучшим. Всем сестрáм по серьгам…
Где Венеция-Север? Где Венеция-Юг? Как заклинило реверс наших встреч и разлук! Есть балтийские воды, черно-белый покров. Есть дыханье свободы – Адриатики зов.
Между ними не версты – между ними века. Тот, чьи очи отверсты, знает наверняка И меняет свой выбор: и погост и страну – На Венецию-рыбу, на волну зелену.
Здесь, в последней постели под опавшей листвой, Островок Сан-Микеле, чужестранца укрой. Не отринь пилигрима. Чт? он смял голенищ – Мимо Родины, мимо дорогих пепелищ!
Не ищи лжепророка в том, чье сердце, плеща, Износилось до срока у Отчизны в клещах. Не венками обвитый – под пинками суда С не прощенной обидой он ушел навсегда.
Говорящих фамилий преумноженный сонм – Бродит тень его или погружается в сон В первом – дантова ада – самом легком кругу, Где как будто не надо быть у Неба в долгу.
Голос там на полтона ниже, чем на земле. Как в саду у Платона, там туманы к зиме. Этих сумерек дымка не доступна живым. Имярек-невидимка, мир смятеньям твоим.
ГОНДОЛЬЕР
Лакированный лоск чернокожей гондолы. Красных кресел качнувшийся строй… Все «коньки» по бортам к отправленью готовы. Время сумерек. Скоро шестой.
В полосатой футболке, наверное, маркой, В шляпе с лентой, к воде под углом Ты с покатой кормы, наклоняясь под аркой, Длинноруким вращаешь веслом.
Среди пегих ущелий кирпичного сада, Тусклых окон, похожих на клей, Ты скользишь, и вода шевелится усато Прямо п?д носом лодки твоей.
Живописных дремот византийская сирость Столько зим эти стены пасла! Да еще тишины застоявшейся сырость. Да трава, что свисала с весла.
Невозможно тут клавиш бренчанье от скуки, Барабан – вышибаемый клин. Здесь уместны едва различимые звуки Уплывающих вдаль мандолин.
Я не брошу в канал корабельного лота. Здесь иная живет глубина. Отошедших столетий дрожащая нота В лабиринты руин вплетена.
Гондольер не спешит, потому что недвижны Здесь эпохи – не то что вода. Украшенье фронтонов – парадные ниши Никогда не заглянут сюда.
Остров – в книге морей одинокое слово, А над ним дни и ночи туман. Осмотрительность, может быть, прежде другого Есть в характере островитян.
Аккуратно проплыть мимо каменной кладки Под моста изогнувшийся свод. Наши помыслы долги, а плаванья кратки. Не длинней полосы этих вод.
И когда в поворот, что назначен судьбою, Впишет нас водяная тропа, Ты исполнишь, от стен оттолкнувшись стопою, Островной осторожности па.
ВЕНЕЦИЯ
Я знаю, в этом городе должны Жить только те единственные тени, Чьи дни при жизни были сочтены, Как в воду уходящие ступени, Где серая когорта январей, Лагуны ветром ?т моря гонимых, Проходит, как цепочка фонарей, По низким берегам неисцелимых.
Что делать мне под хмурою стеной С моей веселой памятью о солнце? Одиннадцать столетий за спиной Блестят, как крошки золота на донце. Ночной прилив поднимет до плеча Морских огней мерцающие бусы, А в полдень ниспадает, как парча, Стоячий плеск воды зеленорусой.
О, праздник света, пестрый карнавал, Смешенье красок, шум, столпотворенье! Большой канал похож на интеграл, Изображенный в третий день творенья, Изборожденный стрелами гондол, В которых мавр везет гостей из Гавра, А догаресса, приподняв подол, Уже ступает нá борт «Буцентавра». 2
Завалены товарами мосты, Запружены игрушечные пьяцца 3, И чайками разубраны кресты Под звон колоколов и смех паяца. Венеция – подобье райских кущ, Они, и вечны и неугомонны, Так почему охватывает плющ Укутанные бархатом колонны?
Зияют окна черные кругом. С кем город-призрак борется в тумане? Кто и когда с кормы косым веслом Захлопнет ставни на дворце Гримани? Еще не вся искуплена вина, Еще не все оплаканы потери. Зачем же бирюзовая волна Стеклянные оплескивает двери?
Смелее, Адриатика, входи В свой ветхий дом, в забытые покои И хороводы зыбкие води, Покачивая белые левкои. Теперь я не забуду твой напев, Над площадью гнедых коней квадригу До той поры, пока крылатый лев Не дочитает мраморную книгу.
1 Маленькая площадь. 2 Корабль дожа, итал.
3 Площади, итал. ![]() |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыКАШТАНОВЫЙ ДОМСИБИРСКИЕ ОГНИВРЕМЕНАКыштым-ГраниСОТЫВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕБАЛТИКА-КалининградНОВЫЙ СВЕТНАЧАЛОСлово-WordКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСВОЙ ВАРИАНТГРАФИТИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:Пятью пятьКочегаркаРусское вымяЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтОСОБНЯКСЕВЕРЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯСеверо-Муйские огниАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИГВИДЕОНИНФОРМПРОСТРАНСТВОСорокопутДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬТело ПоэзииБАШНЯБЕЛЫЙ ВОРОН22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33ВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |