ШКОЛА ПОЭЗИИ

Авторы Мегалита

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Семенко Михайль


Дата смерти: 1937 г.

Место жительства: Украина, регион Украина

Михайль Семенко (1892–1937) — поэт, культуртрегер, «отец украинского футуризма». Фигура Семенко, в сущности, не имеет схожих примеров в русской словесности. Лирик с остро-трагическим мироощущением, реформатор национальной поэзии, он оказался активнейшим деятелем украинского искусства, идеологом, теоретиком и организатором объединений «Кверо» (1914), «Фламинго» (1919), «Ударной группы поэтов-футуристов» (1920), «Ассоциации панфутуристов» (1921), «Ассоциации работников коммунистической культуры» («Комункульт»; 1924) и «Новой генерации» (1927).
В статье 1922 года «Футуризм в украинской поэзии (1914–1922)» сам Семенко признавал свою преемственность от русских учителей, говоря что его собственный ранний кверо-футуризм был «смесью эго- и кубофутуризмов» и констатируя диапазон своей лирики «от символизма и импрессионизма до эстетического футуризма и крайних границ деструкции». Его особой гордостью неизменно оставался тот факт, что именно он привил Украине «бациллу футуризма»: «…в украинском искусстве возникла бацилла великого, монументального процесса футуристической деструкции мирового искусства»*.
Провозгласив в конце 1921 года панфутуризм, с его сверхцелью «ликвидации искусства», — то есть полного уничтожения границ искусства, достижения полного слияния искусства с жизнью, — Семенко не отказался от этого концепта и на исходе десятилетия, уже на совершенно новом витке советской истории. Однако с середины 1920-х и особенно в 1930-е он, подобно Маяковскому, полностью подчинил свою музу социальной публицистике: новый быт, индустриализация, интернационализм, «плановая организация культуры», агитация и пропаганда, отклики на политические события в СССР и за его пределами — вот темы его «вирш» и «памфлетов».
По сути, все главное он уже написал к 1923 году; все созданное к этому времени — почти 800 произведений — поэт объединил в огромный том под названием «Кобзарь» (Киев, 1924; Харьков, 1925). Претендуя на создание нового национального шедевра — своего собственного «Кобзаря» взамен «пропахшего дегтем и салом» шевченковского, Семенко предсказуемо становился мишенью для самой оголтелой критики.
В 1929–1931 годах Семенко выпускает трехтомное Собрание сочинений (четвертый том, куда должны были войти стихи второй половины 1920-х, так и не вышел в свет). В предпосланных этим томам стихотворных предисловиях поэт подводит итоги, думает о своем месте в истории, и вновь, в который раз, говорит о своем одиночестве. Вот-вот будет распущена «Новая генерация» и все остальные литературные группировки. Уже состоялась почти полная трансформация поэзии в публицистику. Впереди — компромиссы, политическое шельмование, аресты соратников, и даже символичный отказ от литературного имени: «Я/теперь/Семенко Михаил,/а до этого/был/Семенко Михайль…»
24 октября 1937 года, после полугода пыток в государственных застенках НКВД, с абсурдным клеймом «украинского фашиста», М. В. Семенко был расстрелян.

Публикации автора на Мегалите

Одиннадцать стихотворений о любви. Предисловие и перевод стихотворений - Андрей Россомахин