Наталия Черных

Екатерина Завершнева. Высотка. Роман. - М, Время, 2012



Роман читается без отрыва – как слушается любимая музыка. В нём есть всё, что нужно современному роману. Есть харизма, убеждающая в абсолютной подлинности повествования. При этом совершенно не важно, что рассказ идёт от первого лица. Это первое лицо сразу же, с первого утра в начале романа, становится прозрачным. Это уже не "я", это уже "она", которая "как я". В этом романе есть герои - ведущая героиня, открытая, привлекательная, отчаянная. Это характер, заострённый эпохой. Эпоха разламывалась именно о такие характеры. Герои - немного инфернальные, но глубокие, трогательные и милые. Сюжет - любовь и проникновение в мир совершенной другой культуры - рок-культуры. И эта чужеродная культура усваивается, становится родной. Есть и собственно "высотка" - Университет, ставший и местом рождения, и колыбелью нового человека. До "высотки" героиня одна, после - другая.

Студенты второй половины двадцатого века всегда напоминали битников и хиппи. Советские студенты - отнюдь не исключение. А в восьмидесятые и девяностые, как их видит героиня - так была просто самоустановка: стать как они. Не у всех. У лучших. Солнечные зайцы этого давно и невозвратно ушедшего мира мелькают на страницах романа - почти буквально. Графикой записи прозы. Отчего роман приобретает фактурность, вычурность прозы шестидесятых и семидесятых (прозы, скажем, Джона Леннона).

Автор поставил крайне сложную задачу - описать время, не касаясь времени. Не скажу, что она решена. Но взгляд на эту задачу - необычный, что отчасти можно считать решением. Задачу можно отнести к художественному методу романа. Концепция сливается с материалом, скелет - с плотью романа. Никаких "лихих девяностых". Никаких "потерянных поколений". Есть удивительно тонкие, но и мощные люди, выглянувшие из земляного разлома времени как длинные полевые цветы. Иных уж нет, а те далече.

Обладая опытом описания того же времени, но в более суровых условиях и обстоятельствах, могу сказать, что "Высотка" - прекрасное чтение, какое нечасто теперь встретишь. Это смелый и чистый эксперимент описания времени через себя, максимально отстранившись от расхожих представлений о времени. Я-время. Идея неновая, но воплотить её - не каждому дано.