Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Проект АРЕаЛ | ГЕОЛОГИЯ | Только для своих | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ | Спонсоры | Связь с координатором портала |
Центр |
Сергей МолодцовОб авторе: ... >>> |
Людмила ПивеньОб авторе: ... >>> |
Сергей ИслентьевОб авторе: ... >>> |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаСеверная АмерикаКанадаСШАЦентральная АзияКиргизстанУзбекистанСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
Евгения НевскаяПоэтом быть или не быть? – вот в чем вопрос. Ярослава ШироковаОбсуждать и раскладывать по полочкам стихи молодых поэтов – занятие сложное, ответственное и в какой-то степени неблагодарное – есть риск перехвалить или, наоборот, недооценить дарования. С другой стороны, без обсуждения произведений молодых авторов, без вынесения целесообразной, порой достаточно жесткой критики, рост, особенно молодого поэта, невозможен. В данном обзоре речь пойдет о подборке стихотворений уральского молодого автора Ярославы Широковой (http://www.promegalit.ru/publics.php?id=4081), которая мне показалось любопытной и достойной подробного анализа. Стихотворение «Ева», которое в подборке завершающее, на мой взгляд, является самым лучшим из представленных – цельным, лаконичным, ярким, в общем, совершенным с точки зрения исполнения. Хороша и сама идея-связка Старого и Нового Заветов, несмотря на то, что данная тема стара как мир: …низменность головы делает новый шаг. дети твои больны, муж у тебя дурак. яблоко пополам прячет убогий стыд выдай звезду волхвам, пусть и она сгорит. Сама Ева не описана в стихотворении, мы не знаем ни цвета волос, ни цвета глаз, даже выражение лица не описано автором, но отлично чувствуется состояние: чувство вины, стыда и горя, а главное – желание провалиться сквозь землю, сгореть синим пламенем, как говорят. Впечатление от чтения стихотворения усилилось бы еще больше при добавлении знаков препинания, но авторские знаки – личное дело каждого. Далее вверх следует стихотворение «Последствие», оно как будто не прописано до конца, поэтому является условным и размытым. Отчетливо видны только желтеющие города и молочные верблюды, которые почему-то «не денутся туда», и куда – туда – неизвестно, а хотелось бы знать это. Вообще говоря, «условности» – это первая беда всех молодых поэтов, однако перо, как известно, оттачивается со временем, а для Ярославы, думаю, это вопрос времени и желания работать со словом. «По правилам правых ног не должно быть парных» – третье стихотворение в подборке, строчка замечательная и очень точная, действительно, кому нужны два левых ботинка? Однако дальше стихотворение, увы, провисает: «Как левых, не для того, чтобы было круче». Круче кого? Почему? И для чего? Неизвестно, поскольку идея не раскрыта: И дальше: маячит небо в глаза и даром Обратно летит и трескается о тучи. И улица выдыхает себя парфюмом не в ноздри, и давит черепно (по Свердловску), Окликнул, вскурил, и после сказал как плюнул Шагающий мне навстречу, как Маяковский. Маяковский в потрескавшиеся тучи, конечно, вписался, но что-то похожее уже было и не однажды, равно как и улица, дышащая парфюмом. Повторюсь, «молочные верблюды» получились гораздо интереснее, и их судьба меня как читателя волнует гораздо больше. Таким образом, «уже было и не однажды» – вторая беда всех молодых поэтов, но у данного автора, я надеюсь, все поправимо. Идем дальше. громофонная повозка, ветер пичкает пролёты и метут ресницы в доску на оконных переплётах. Громофоная повозка – хороша, хочется дальше видеть картинку, а тут «ветер пичкает полеты», чем пичкает и с какой целью – нет ответа. Ресницы в доску, которые метут – расстроили совершенно, поскольку ассоциаций, кроме как с песней, в которой героиня взмахом ресниц разгоняла целую стаю пернатых, лично у меня не возникает, а ассоциация эта нехороша уже сама по тебе. Таким образом, третья беда молодого поэта – влияние «попсы», пусть и несознательное, но откладывание ее в головном мозге пишущего. В качестве ложки меда скажу, что последние шесть строк стихотворения, на мой взгляд, пусть не вполне совершенны стилистически, но в этом их прелесть, автор в поиске нового, своего: светофорные рутины уступают лежеходам. если думаешь не трогать - задеваешь за живое. руку выровняй с ногою - подрасти ещё на ноготь. Следующее стихотворение удачно «местами» и сточками: войду в себя через плечо набором мелочей стекляшки лопнули в ничьё, в натоптыши ночей. Какие именно стекляшки – непонятно, но в целом сие имеет место быть. потеют толпы поездов, утопленных в песке, линяя линией хвостов в накрытом по/езде . Самое ценное здесь – линяющие линии хвостов и потные поезда, но общая проблема – все те же условности. цепляясь окнами к зубам, живу до колеи, и примыкаю к голосам, похожим на твои. Зубы в сочетании с окнами сами по себе – ужасающее зрелище, а если цепляться окнами к зубам, а не наоборот, и вовсе возникает ощущение сумасшедшего дома. Даже если допустить, что таков был замысел автора – прием не удался, потому как финальные строчки хороши и, на мой взгляд, заслуживают отдельного стихотворения, но они совершенно не уживаются с тем, что написано «до». Огни почти оплыли, скоро снег, Намыленный горячкой или гриппом, В стране, где посторонних дальше нет Ты станешь только точной. Точка. Грифель. Но покрывать угаром кожу век, Наращивать плоды, детей и страхи. На хлопчатых перчатках только снег И отпечатки клетчатой бумаги. Стихотворение, опять же, удачно местами и не является цельным. Оплывшие огни, снег, намыленный гриппом и горячкой, страна без посторонних, хлопчатобумажные перчатки и даже отпечатки клетчатой бумаги могли бы существовать автономно. И последнее (оно же первое) стихотворение в подборке: Ты знаешь, такое утро, Когда ни тебе, ни мне. От холода поминутно Копаем углы в огне. А все бельевые тучи, Растущие в водосток, Нашли для себя: как лучше Сворачивать на восток. Как пульс округляет горло Своей кровяной рукой, Мурашки вшивает в поры: «А ты еще кто такой»? Да книги коптят на полках, Таких населенных стен. И кажется, что надолго, Окажется - насовсем. В целом – хорошо, немало находок, таких, как: «бельевые тучи, растущие в водосток», некто, коптящие книги и даже кровавый пульс – все это непонятное и непознанное дает нам картину обреченности с пометкой «навсегда». Картинка есть, осталось ее немного причесать и ликвидировать такие огрехи, как «а все», «и кажется», чтобы стихотворение стало более точным. Тогда и название подборки было бы совершенно оправдано: «Ты станешь только точной», хотя здесь и «точка» вписалась бы идеально. |
ГолосованиеВаш выбор в поэтической премии "Кочегар". С подборками номинантов на странице альманах "Кочегарка" №1ЖурналыКочегаркаСОТЫРусское вымяВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГОСОБНЯКМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЮЖНЫЙ УРАЛБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовТело ПоэзииГРАФИТБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗИНЗИВЕРВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕИЛЬЯАРГАМАК-ТатарстанИНФОРМПРОСТРАНСТВОДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬСВОЙ ВАРИАНТБАШНЯ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЗАПАСНИКЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33УРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |