Евгения Невская

Поэтом быть или не быть? – вот в чем вопрос. Ярослава Широкова


Обсуждать и раскладывать по полочкам стихи молодых поэтов – занятие сложное, ответственное и в какой-то степени неблагодарное – есть риск перехвалить или, наоборот, недооценить дарования. С другой стороны, без обсуждения произведений молодых авторов, без вынесения целесообразной, порой достаточно жесткой критики, рост, особенно молодого поэта, невозможен.
В данном обзоре речь пойдет о подборке стихотворений уральского молодого автора Ярославы Широковой (http://www.promegalit.ru/publics.php?id=4081), которая мне показалось любопытной и достойной подробного анализа.
Стихотворение «Ева», которое в подборке завершающее, на мой взгляд, является самым лучшим из представленных – цельным, лаконичным, ярким, в общем, совершенным с точки зрения исполнения. Хороша и сама идея-связка Старого и Нового Заветов, несмотря на то, что данная тема стара как мир:
…низменность головы
делает новый шаг.
дети твои больны,
муж у тебя дурак.

яблоко пополам
прячет убогий стыд
выдай звезду волхвам,
пусть и она сгорит.
Сама Ева не описана в стихотворении, мы не знаем ни цвета волос, ни цвета глаз, даже выражение лица не описано автором, но отлично чувствуется состояние: чувство вины, стыда и горя, а главное – желание провалиться сквозь землю, сгореть синим пламенем, как говорят.  Впечатление от чтения стихотворения усилилось бы еще больше при добавлении знаков препинания, но авторские знаки – личное дело каждого.
Далее вверх следует стихотворение «Последствие», оно как будто  не прописано до конца, поэтому является условным и размытым. Отчетливо видны только желтеющие города и молочные верблюды, которые почему-то «не денутся туда», и куда – туда – неизвестно, а хотелось бы знать это.
Вообще говоря, «условности» – это первая беда всех молодых поэтов, однако перо, как известно, оттачивается со временем, а для Ярославы, думаю, это вопрос времени и желания работать со словом.  
«По правилам правых ног не должно быть парных» – третье стихотворение в подборке, строчка замечательная и очень точная, действительно, кому нужны два левых ботинка? Однако дальше стихотворение, увы, провисает:  «Как левых, не для того, чтобы было круче». Круче кого? Почему? И для чего? Неизвестно, поскольку идея не раскрыта:
И дальше: маячит небо в глаза и даром
Обратно летит и трескается о тучи.
И улица выдыхает себя парфюмом
не в ноздри, и давит черепно (по Свердловску),
Окликнул, вскурил, и после сказал как плюнул
Шагающий мне навстречу, как Маяковский.
Маяковский в потрескавшиеся тучи, конечно, вписался, но что-то похожее уже было и не однажды, равно как и улица, дышащая парфюмом. Повторюсь, «молочные верблюды» получились гораздо интереснее, и их судьба меня как читателя волнует гораздо больше.
Таким образом, «уже было и не однажды» – вторая беда всех молодых поэтов, но у данного автора, я надеюсь, все поправимо. Идем дальше.
громофонная повозка,
ветер пичкает пролёты
и метут ресницы в доску
на оконных переплётах.
Громофоная повозка – хороша, хочется дальше видеть картинку, а тут «ветер пичкает полеты», чем пичкает и с какой целью – нет ответа. Ресницы в доску, которые метут – расстроили совершенно, поскольку ассоциаций, кроме как с песней, в которой героиня взмахом ресниц разгоняла целую стаю пернатых, лично у меня не возникает, а ассоциация эта нехороша уже сама по тебе.
Таким образом, третья беда молодого поэта – влияние «попсы», пусть и несознательное, но откладывание ее в головном мозге пишущего. В качестве ложки меда скажу, что последние шесть строк стихотворения, на мой взгляд, пусть не вполне совершенны стилистически, но в этом их прелесть, автор в поиске нового, своего:
светофорные рутины
уступают лежеходам.
если думаешь не трогать -
задеваешь за живое.
руку выровняй с ногою -
подрасти ещё на ноготь.
Следующее стихотворение удачно «местами» и сточками:
войду в себя через плечо
набором мелочей
стекляшки лопнули в ничьё,
в натоптыши ночей.
Какие именно стекляшки – непонятно, но в целом сие имеет место быть.
потеют толпы поездов,
утопленных в песке,
линяя линией хвостов
в накрытом по/езде .
Самое ценное здесь – линяющие линии хвостов и потные поезда, но общая проблема – все те же условности.
цепляясь окнами к зубам,
живу до колеи,
и примыкаю к голосам,
похожим на твои.
Зубы в сочетании с окнами сами по себе – ужасающее зрелище, а если цепляться окнами к зубам, а не наоборот, и вовсе возникает ощущение сумасшедшего дома. Даже если допустить, что таков был замысел автора – прием не удался, потому как финальные строчки хороши и, на мой взгляд, заслуживают отдельного стихотворения, но они совершенно не уживаются с тем, что написано «до».
Огни почти оплыли, скоро снег,
Намыленный горячкой или гриппом,
В стране, где посторонних дальше нет
Ты станешь только точной. Точка. Грифель.

Но покрывать угаром кожу век,
Наращивать плоды, детей и страхи.
На хлопчатых перчатках только снег
И отпечатки клетчатой бумаги.
Стихотворение, опять же, удачно местами и не является цельным. Оплывшие огни, снег, намыленный гриппом и горячкой, страна без посторонних, хлопчатобумажные перчатки и даже отпечатки клетчатой бумаги могли бы существовать автономно.
И последнее (оно же первое) стихотворение в подборке:
Ты знаешь, такое утро,
Когда ни тебе, ни мне.
От холода поминутно
Копаем углы в огне.

А все бельевые тучи,
Растущие в водосток,
Нашли для себя: как лучше
Сворачивать на восток.

Как пульс округляет горло
Своей кровяной рукой,
Мурашки вшивает в поры:
«А ты еще кто такой»?

Да книги коптят на полках,
Таких населенных  стен.
И кажется, что надолго,
Окажется -  насовсем.
В целом – хорошо, немало находок, таких, как: «бельевые тучи, растущие в водосток», некто, коптящие книги и даже кровавый пульс – все это непонятное и непознанное дает нам картину обреченности с пометкой «навсегда». Картинка есть, осталось ее немного причесать и ликвидировать такие огрехи, как «а все», «и кажется», чтобы стихотворение стало более точным. Тогда и название подборки было бы совершенно оправдано: «Ты станешь только точной», хотя здесь и «точка» вписалась бы идеально.

К списку номеров журнала «ЗАПАСНИК» | К содержанию номера