Альбина Абсалямова
Счастье похоже на Самарканд. Стихотворения
***
"Счастье похоже на Самарканд,
Или - на Марракеш".
Помнишь, контрольный - за четверть - диктант?
"Воздух прозрачен и свеж..."
Воздух прозрачен, как в классе седьмом,
Помнишь, столетье назад?
Мы на Островского, старенький дом,
Дети и сад-палисад.
Дети смеются, колонка, вода.
Помнишь, скамейка? Сидим.
Ты предлагаешь: "Давай в города?
Дели, Иерусалим".
Дели! Иркутск, Кишинёв, Воркута-
Помнишь, как ты говоришь:
"Встретимся завтра у школы с утра
И завоюем Париж?"
И завоюем! Сто тысяч надежд!..
Помнишь? А ну, перестань:
"Счастье похоже на Марракеш,
Ну и - чуть-чуть - на Казань".
Слова
То хватаешь весы и пытаешься взвешивать фразы,
То берёшь решето и решаешь просеять слова.
То вот думаешь - выбросить, выбросить все их и сразу!
То вдруг машешь рукой, и - летите, мол, из рукава.
Отправляйтесь в далёкое плаванье, в самые дальние дали,
К самым синим озёрам, к огромным бескрайним морям.
Чтоб цветы по пути, чтоб улыбки, чтоб вас привечали,
Чтоб приветы-поклоны китам-кораблям-якорям.
Чтобы там, куда путь вам непрост, куда долог и сладок,
Вас бы встретили так, что в восторге сложили в стихи.
И не надо весов, решета, недомолвок, загадок,
Все дороги прекрасны, пути бесконечны, разгадки легки.
***
Там, на двенадцатом этаже,
Пальцем водить по стеклу.
Думать: зима наступила уже
Или молчит в углу?
"Как там, пора заявлять права,
Или нельзя пока?
Может, еще - разгуляй-трава,
Не-замерзай-река?
Может, пускай этот город сер,
Не убелен почти?
Может, не стоит из высших сфер
Снег на него трясти?.."
Глупость, подстрочник, эскиз, канва,
И - по стеклу - рука:
"Пусть гололёд. Замерзай, трава,
Не шевелись, река".
***
Полине
То ураган, то камнепад,
То сход лавин.
А он ни в чем не виноват,
Твой господин.
Но вот опять тебя одну -
Отдельно от -
Несёт стремительно ко дну
Водоворот.
А он стоит на берегу,
И смысла нет
Ни громко крикнуть: "Помогу!",
Ни прыгнуть вслед.
Ни шлюпку резвую бросать,
Ни строить плот.
А только ждать или не ждать.
Круговорот.
***
И вот ничего не осталось от сердца,
Совсем, совсем ничего.
Она отыскала в толпе иноверца:
"Будешь мне вместо Него.
Будешь со мною повсюду, повсюду.
Будешь, как я захочу -
Равновеликим ушедшему чуду,
Будешь, как должно Врачу.
Будешь лечить! Но, увы, не излечишь,
Ах, иноверец, прости:
Просто из сердца Он выложил "вечность" -
И без ошибок почти".
***
А сердце в ломбарде ценится высоко:
Сдай - и получишь всё, что угодно взамен.
Вот, например, на полке бутылка "Вдовы Клико":
Она никогда не кончится. Пей и не знай проблем.
Или вот генератор случайных чисел:
Включай его - и выбирай любого.
Те, кто покуда с сердцем, сердятся - что, мол, за игры в бисер,
А те, кто уже без сердца, весьма довольны обновой.
И вот она соглашается на генератор,
И он выдаёт ей героя с руками хирурга.
И руки хирурга, пожалуй, нежнее пальцев того, кто когда-то...
А, впрочем, она без сердца - и не вспоминает про Демиурга.
Но тут возникает в ломбарде весьма именитый клиент,
И забирает сердце - то, что она отдала.
Сердце трепещет и бьётся, и говорит: "Момент!
Уж я расскажу тебе, как обстояли дела!"
И клиент, что, как Данко, держит сердце в ладонях,
Узнает всю правду: как был Демиургом,
Как она никого, никогда, естественно, кроме...
(Впрочем, пальцы всё же нежней у хирурга)
Сердце ему говорит: "Ты послушай, послушай!
Разве имели значенье порханья, круженья её?
Как ты посмел подумать, что можешь быть ей не нужен?!
Как ты посмел отречься и сгинуть в небытие?!"
И он изучает сердце, и видит рубцы и заломы,
И сердце ему кричит: "Это ты виноват!
А впрочем, что толку думать, что было бы всё по-другому,
Меня-то обратно не вставить - так что, виват, виват!"
***
...но вскоре в этой истории появится кто-то третий.
Его триумфальный выход уже предрешён ружьём,
Аннушкой, режиссёром... Он выехал, скоро встреча,
А героиня плачет (под саундтрек с дождем).
Если нажать перемотку, можно увидеть сцену:
Вот её нежный ангел, бесплотный, как чья-то тень.
Она его в губы, в шею, а он - то ли знает цену,
А то ли не знает вовсе - и тень, как всегда, на плетень.
Она к ему так и эдак, и пишет, и вновь не пишет,
И дышит, и вдруг не дышит, и слышит - и вовсе нет,
А он исчезает, тает, живёт на одних афишах,
Но всё же - на дальних крышах - нет-нет да мелькнёт силуэт.
А этот, который рядом, с ним вроде бы всё в порядке,
Но он бесконечно нервен, взрывается и горит.
А ну, удобряй, возделывай всегдашние эти грядки...
(И всё в этом мире шатко... Ну где же ты, Айболит!...)
А, впрочем, на что ей доктор, она и сама профессор,
Она экстрасенс, колдунья, факир, заклинатель змей,
Она прекращает плакать, идёт к вековому лесу,
И просит - мол, сделай что-нибудь, избавь меня от цепей.
И в эту секунду выстрел (который ружьё и Анна,
Который ещё вначале предусмотрел режиссёр)
Она поднимает голову - ни ангела и ни фавна,
Ни грустного и ни нервного, а только костёр, костёр.
Но кто ворошит коряги, бросает в огонь поленья,
Подкидывает валежник, смеётся - и лес дрожит?
"Дошла! Героиню в кадр! Снимаем!" И ни движенья!..
Но пламя костра, но ветер, но снег, что еще лежит...
СТО И ОДНО СОМНЕНИЕ АЛИНЫ, СОЧИНЕНИЕ ВО МНОГИХ ЧАСТЯХ
***
Алина работает в Палате мер и весов.
Ее задача - "поверка узлов учёта",
А также проверка значений понятий и слов,
Их соответствие истине. Вот такая работа.
В этой Палате - которая "мер и весов",
Есть сферический конь, затянутый в вакуум,
Идеальный цилиндр, окружность - но идеальных слов
Нет в этом мире гипербол и прочих парабол.
***
Алине слегка за тридцать,
Налажены дом и быт,
И даже летать как птица
Никто ей не запретит,
И даже писать рассказы -
И прочий "прекрасный бред"...
Алиной владеет разум.
Алина разумом - нет.
***
Алина стоит и смотрит афиши концертного зала.
Ищет знакомое имя, его на афишах нет.
Алина ещё постояла, "ну и не надо!" - сказала,
Зашла по дороге в пекарню, купила французский багет.
***
Алина заходит в гости к лучшей подруге Асе,
Ася сидит на кресле, вертит в руках лоскуты.
Вместе они вспоминают, как летом - в девятом классе -
Прыгали с парапета в Казанку с большой высоты.
***
Алина пишет в фейсбуке мальчик из школы.
Мол, помнишь, как я в седьмом тебя циркулем тыкал?
Алина, конечно, помнит - и мальчика, и уколы -
И как он вырос потом - и превратился в тыкву.
***
Алина ведёт ребенка через сугроб в детский сад.
Они сочиняют песни, топчут сугроб ногами.
Алина потом шагает - через сугробы - назад,
И думает, что вся жизнь похожа на оригами.
***
Алина одновременно решает полсотни задач,
В её голове роятся сложные многоходовки.
При этом она не умеет - ни в шахматы и ни в мяч,
Но каждый второй удар непременно выходит ловким.
***
Алина не терпит вокруг себя пустоты.
Стоит исчезнуть герою - появляется новый герой.
Алина хватает взрывчатку, бросает, сжигает мосты,
А герой разбирает завалы и вновь возвращается в строй.
***
Алина гуляет с героем по тёмному зимнему лесу.
Пока он грустит о прошедшем, Алина хочет шепнуть:
"А что, если всё исправить, ведь мы не чужды прогрессу..."
А впрочем, ну как исправить? Не вырвать и не зачеркнуть.
***
Алина спешит на помощь к прекрасной и верной Инке.
Инка - представьте! - с мужем. Без малого двадцать пять лет.
Инка над ней смеется: "Алина, смени пластинку!
Оставь, он тебе не нужен, ешь свой французский багет..."
***
Алина согласно кивает, но снова - явленье героя.
Теперь он задумал проделать некий совместный проект.
Алине проект симпатичен, но горе Алине, горе!
Алина в растрёпанных чувствах выходит гулять на проспект.
***
Алина вдруг вспоминает про свой GPS-навигатор,
Который Алине вручили за то, что Алина - талант.
Вводит названье деревни - она далека, как экватор.
Алина решает не ехать. На полочке - Робски и Кант.
***
Алина тем временем плачет, остановить невозможно.
Себе она кажется очень, очень красивой в слезах.
Сейчас позвонить бы герою - или отведать пирожных,
Но - "абонент недоступен" - и ужас застыл на весах.
***
Алине тем временем снова хочется плакать-плакать,
Но плакать неконструктивно, она прекращает плач.
Берет со стола бумагу, зачем-то рисует лапоть,
Потом разрывает лапоть - и кушает перемяч.
***
Алина все выходные читает про Анну Каренину,
Решает, имеет ли право, и прочие "быть или бить".
И хочется ей непременно забыть об общественном мнении,
И написать герою - что "буду тебя любить".
***
Алина звонила герою, герой был совсем не лиричен,
Алина решила: "Хватит, я прекращаю страдать.
Живи себе в воображеньи, и там оставайся статичен,
И там оставайся отличен, но не поворачивай вспять".
***
Алина, казалось, решила, но там, в глубине подсознанья,
Ей хочется взять героя, отправиться в зимний лес,
И все-таки там целоваться, но не совершать признанья,
А просто стоять, обнявшись - и не прекращать процесс.
***
Алина его приглашает, но он вдруг "не может приехать".
Становится всё понятно, Алина думает : "Что ж,
Вернусь себе к прошлой жизни, не буду ему помехой,
И он пусть помехой не будет, но всё же - по сердцу нож".
P.S.
Там, в параллельной реальности, герой играет сонату.
Алина ему не мешает, сидит и пишет роман.
Там, в параллельной реальности - озеро, мёд и мята,
Озеро, мёд и мята, озеро, мёд и туман.