АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Дмитрий Артис

НАСМЕШКА БОГА: О стихотворении Елены Фанайловой «Лена и Люди»


• Очаровательная насмешка Бога над современным литературным миром – это когда реальные дворники-таджики узнают в тебе русского поэта из телевизионной передачи, но понятия не имеют о том, что тобой написано. К слову сказать, Бог смеётся не только над нынешней литературой и людьми, причастными к ней. Подобной неблаговидной участи удостоились все представители современных видов искусства.

Продавщица ночного магазина
В котором я часто покупаю еду и напитки
(Ненавижу слово напитки),
Поскольку поздно возвращаюсь с работы,
Как-то сказала: я вас видела по телевизору
По каналу культура
Мне понравилось, что вы говорили
Вы поэт? Принесите почитать книжку.
Я обязательно верну.
Я говорю: у меня сейчас нет лишнего экземпляра,
Но как только появится,
Обязательно принесу.

• Я говорю о России, потому что только эта страна мне близка и понятна.

На самом деле я не была уверена,
Что ей понравится.
Удивительное актерское блядское
Стремление нравиться,
Которое пропало после Сашиной смерти,
Но тайно вернулось.

• Период славы, идущей "снизу верх", то есть сначала в народе становится известным некое произведение, и только потом этот самый народ начинает интересоваться автором этого самого ставшего ему известным произведения, остался далеко в прошлом.

Как-то у меня действительно появился лишний
Экземпляр “Русской версии”
Поэт же должен заботиться
О распространении
Издатели, скажу вам, недостаточно заботятся.
Я отдала. Прямо при покупке еды и напитков.
(Кефир на утро, один джин-тоник, второй джин-тоник,
Потом еще водочки,
И прощай, жестокий мир,
Как пересказывал
Львовский разговор двух нижегородских подростков.
Я безусловно остаюсь провинциальный подросток.)


• Слепой скрипач, играющий мелодии Моцарта, не видел и не мог видеть лица их создателя. Прихожане ведать не ведали имени человека, расписавшего их церковь.

Оказалось, мы с Леной тезки.
Ненавижу слово тезки
И еще ненавижу слово контачить
Оно вызывает у меня физиологические спазмы
Возможно, потому,
Что за ним мне мерещится коитус и фачить,
А я люблю чистую бескомпромиссную еблю.
Я же сам себе свой высший суд.

• Сейчас всё несколько иначе: на летних бульварах двух столиц сосуществуют знакомые колоритные лица художников и пустые картины, написанные ими. Фамилии композиторов ассоциируются скорее с торговыми марками, нежели с музыкой. По радио объявляют о том, что некто по имени N является хорошим русским поэтом. Показывают его (поэта) по телевизору. Вручают ему (поэту) ряд литературных премий. Потом опять и опять объявляют, показывают, вручают. Процесс повторения длится до тех пор, пока реальный дворник-таджик не начинает узнавать поэта N в памятнике Мухиной "Рабочий и Колхозница". Причём он (дворник) начинает узнавать его (N-поэта) одинаково легко как в рабочем, так и в колхознице. Масштаб личности достигает фантастических высот. Теперь уже дворники поговаривают, что первым человеком в космосе был не какой-то там улыбчивый парень, условно назовём его G, а сам N.

Подпишите, говорит.
Елене, пишу, от Елены.
Отдаю со страхом.
Несколько дней не смотрит в глаза.
Потом как-то народу не было,
Говорит: ну, прочитала я вашу книжку.
Ничего не понятно.
Слишком много имен и фамилий, которых никто не знает.
Такое чувство, что вы пишете
Для узкого круга. Для компании. Для тусовки.
Кто эти люди, кто эти люди, Елена?
Которых вы называете поименно?
Я дала почитать двум своим подругам,
Одна имеет отношение к литературе.
Они реагировали так же:
Это для узкого круга.

• Здесь наступает момент истины. Уборщики улиц наконец-таки начинать желать прочитать и с трудом по-русски прочитывать стихи русский поэт N, из которых они узнать о том, что никто, даже они сами, уборщики, не понимать его стихи.

Я говорю: а про Тихона Задонского
Тоже непонятно?
Она говорит: нет, про Тихона понятно.
Я говорю: а про Сережу-алкоголика С непонятно?
Она говорит: понятно.
Я говорю: а статьи С тоже непонятно?
Нет, проза, говорит, понятно,
Я даже захотела почитать подробнее
Об этих людях, о которых вы пишете.
Лена, говорю, поверьте, я не специально.
Я не хочу, чтобы было непонятно.
Просто так само получается.
Она смотрит на меня с сочувствием
Говорит: понимаю.

• Всё настолько запутано, что можно потерять первопричину.

Я продолжаю оправдываться: знаете,
Я пишу довольно много статей,
И если вам в этих, в книжке, уже понятно,
То и в других, наверное, было бы тоже?
Она говорит: понимаю.
Ну, вам два пива и сигареты с ментолом?
Да, говорю, Лена, пожалуйста,
Я буду работать над собой.
Шарик вернулся, он голубой.
Видите, уже появилась рифма.

• Субботним вечером, читая стихотворение Елены Фанайловой "Лена и Люди", представил себе Агнию Барто, которая пишет стихотворение для детей о том, что дети не понимают её стихи. Нет, не так. Сначала я наткнулся на конкурс рецензий одного стихотворения и только потом, прочитывая стихи, представленные для рецензирования, увидел стихотворение поэта N – Елены Фанайловой "Лена и Люди" и воплотил в своём сознании образ Агнии Барто, которая написала стихотворение для детей о том, что дети не понимают её стихи.

Зачем я хочу, чтобы она поняла?
Зачем я хочу оправдаться?
Откуда это чувство вороватой неловкости?
Забытое
Что, хочу ей понравиться?
Хочу быть любимой народом,
Как пианист Воденников?
Провожу чистый социокультурный эксперимент,
Как Д.А. Пригов?
Я эксперимент его памяти
Уже проводила
На выборах короля поэтов
В Политехническом
(Читала антипутинский стишок
На фестивале, спонсируемом Администрацией Президента.
Такой чистой волны ледяной ненависти,
Которая исходила от зала,
Заполненного студентами провинциальных театральных вузов,
Я не чувствовала никогда.
Это хороший опыт.)


• Каково же было моё удивление, когда сознание отобразило безразличие на лицах детей после того, когда им прочитали стихотворение детского поэта о том, что никто из них так до конца и не понял поэта пишущего для детей.

Я же всегда говорила:
Нельзя показывать
Свои стихи детям и родителям
Рабочим и крестьянам
Надо показывать фабрики и заводы,
Бедным чужие проблемы, богатым тоже
Я же
Показываю работу родной речи
В стране природных ресурсов
Никого не наебываю,
Как поэтесса Джохан Поллыева


• Но сказанное мной выше – лишнее, ибо Елена Фанайлова никогда не замахивалась на детскую любовь, славу колхозницы и рабочего, а также на проникновенный статус первого космонавта, условно названого выше буквой G.

Это, видимо, немыслимая претензия
И самозванство
Нет, верно возмущался папа,
Когда прочел в моем подростковом дневнике:
Я притворяться б не хотела,
Что я такая же как все
Ты что, считаешь себя лучше других?
Вопрошал он со страстью,
Граничащей с садомазо.
Мне было пятнадцать
У меня была первая депрессия
Родители не заметили
Я не привыкла жаловаться
И привлекать к себе внимание


• Стихотворение "Лена и Люди" сюжетное. Всегда любил подобные стихи. Перекладывая сюжет стихотворения на прозаический язык, понимаешь, насколько адекватен их автор.
Я не считаю себя лучше

• В стихотворении слишком много нюансов, указывающих на то, что их автор и лирический герой – одно и то же лицо, поэтому в пересказе сюжета я буду употреблять словосочетание Елена-автор, минуя общепринятое "главный персонаж стихотворения".

Моя претензия круче
Я считаю себя другим, другой, другими
Как в кино с таким названьем
С Николь Кидман в главной роли


• Сюжет: После того как Елену-автора показали по телевизору в качестве женщины, пишущей стихи, продавщица ночного магазина, узнав её, попросила, как это обычно бывает, дать почитать. Продавщица оказалась её тёзкой. После некоторых раздумий, касающихся распространения печатной продукции, Елена-автор приносит свою книгу продавщице-Елене. Проходит ещё немного времени, и когда в магазине оказывается мало народа, продавщица решается сказать автору, что её книжка непонятна. Далее следует с полсотни строк, написанных в псевдоевропейском стиле, в которых автор-Елена пытается объяснить читателю, почему именно непонятны её стихи.

Я не понимаю, зачем накануне
Нового Года
Люди бегают в поисках елки
И подарков
И этот дурацкий обычай
Дожидаться
Речи Президента по телеку
А потом выпивать и закусывать


• Комичность ситуации заключается в том, что продавщица-Елена увидела автора-Елену не по какому-то вульгарному кабельному ТВ, а именно по каналу "Культура", что значит – интересы продавщицы лежат далеко за пределами сферы потребительских услуг. Из чего следует, что Елену-автора не понимает даже близкая по духу Елена-продавщица.

Этот Новый год
Я встречала
В поезде москва-воронеж
С китайскими рабочими
У них год крысы наступает в феврале
И они легли спать в одиннадцать
И я с ними заснула
В отличие от привычки
Засыпать в четыре


• Мне как человеку пишущему и человеку читающему трудно отделить себя от Елены-автора и Елены-продавщицы. Я по ходу прочтения ассоциирую себя с двумя Еленами одновременно. Ориентируясь на эту мысль, можно сказать, что в стихотворении «Лена и Люди» оба главных персонажа исполняют роль лирического героя равно как под- и антипод. Только «под» (автор) настолько подробен и скучен в своей подробности, что антипод (читатель) становится интереснее и многозначительнее.

Я люблю заглядывать
В освещенные окна
Там живут аквариумные рыбки
В своих водорослях
Все это ужасно интересно
Но я не понимаю как это устроено


• Право автора увеличивать и уменьшать, равно как и моё право, в данном случае, читателя – понять, зачем он (автор) это делает.

Кто придумал
Пить шампанское
В Метрополитен-опера?
На другой стороне земли
Все могло быть иначе


• Вы будете смеяться, но в процессе чтения стихотворения Елены Фанайловой «Лена и Люди» я вспомнил не только об Агнии Барто. Мне пришёл на ум недавний (столь нашумевший) текст Гюнтера Грасса о противостоянии Израиля и Ирана. Видимо, идентичность попытки превратить прозаический текст путём скучных манипуляций по переносу акцентов с одной строки на другую (чуть выше я назвал этот приём псевдоевропейским стилем) заставила меня соотнести вышеупомянутые стихи друг с другом.

Короче
Не могу больше притворяться
Иду домой и думаю:
Кто она, Лена,
Продавщица ночного магазина
Лет пятидесяти, крупная, в очках
Я люблю слово крупная
Она такая полная, высокая и не рыхлая
Крепкая такая крашеная блондинка
Которая смотрит канал культура
Когда не работает сутки
Иногда выходя покурить на крылечко
Пошутить с охраной
Кем она работала в прошлой жизни?
Инженер? Библиотекарь?
Не забыть спросить в следующий раз,
Если у нее будет не слишком много народу


• Эстеты должны оценить шутку. Смысл её гораздо глубже, нежели может показаться на первый взгляд. Рефлексия бывшего нациста на тему мирового еврейского заговора, на мой взгляд, идентична переживаниям новой русской интеллигенции на тему того, что никто, даже сама новая русская интеллигенция, не понимает смысла переживаний новой русской интеллигенции.
Ну и, конечно, она права:

Это сложный текст,
Даже когда он притворяется простым,
Как сейчас


• Звучит коряво, тавтологично, но иначе не скажешь.

К списку номеров журнала «ЗАПАСНИК» | К содержанию номера