АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Наталия Черных

"Меланхолия" Ларса фон Триера



Есть несколько типов известности. Первый: осанна. Когда говорят: лучший (фильм, произведение, картина, песня). Второй – когда блогер-многотысячник лениво пишет, попирая нормы орфографии и синтаксиса: «пасаматрел и нипашло». Третий - когда вокруг произведения образуется круг молчания. Предположительно – три стула. Ларс фон Триер в «Меланхолии» усидел на двух. О «Меланхолии» говорят все.

«Меланхолию» Ларса фон Триера Штаты признали фильмом 2011 года. Фильм прекрасен, умён, актуален и абсолютно не нужен. Впрочем, в этой «абсолютности» есть смысл. Триер, видимо, настоящий художник (я всё сомневаюсь) – и предложил современному зрителю эталон того искусства, которое только и может быть создано в наше время. Красиво. Всего понемногу. До рвоты антропоцентрично.

«Меланхолия» со всеми её переливающимися гаммами (терракота, ультрамарин, циан, мёд-золото-шоколад) смотрится как модная открытка к пресловутым зимним праздникам (в этом мире нет Рождества). Первая часть («Джостин») даже антибуржуазна. Вторая («Клер») по большей части скучная и… глупая какая-то.

Но тут – стоп. Вопросов два. Первый: Триер понимает, что «Меланхолия» - сиквелл  «Скромного обаяния…» Бунюэля? Не могу ответить. Второй: собирался ли Триер засунуть кость в горло культурного ухоженного зрителя, предложив ему…приятно-мизантропическую картину? Тоже не могу ответить.

Актёрской игры нет, но она в таком декоре и не нужна. Актёрская игра – как бактерия. Это раздражитель. «Меланхолия» не должна раздражать общество. Актрисы НЕКРАСИВЫ. Актёры похожи на животных. В колхозной ряшке Кирстен Данст есть грубая правда. А вот красивое лицо вызывает не нужные в «Меланхолии» эмоции.

Однако много милых деталей, и довольно хорошо найдена скорость движения сюжета (в первой части): папа, ворующий ложки, хипповая мама, влюблённый молодой бизнесмен.

ЭТОТ ФИЛЬМ АБСОЛЮТНО СТЕРИЛЕН И БЕЗОПАСЕН.


Нельзя воспринимать преображение белокурой героини всерьёз. Она до конца не может решить, как ей жить. Она не отказывается от комфорта и предпочитает бездельничать, а не трудиться. Она до конца фильма - в нерешительности.


Но есть три персонажа и один момент, выводящие «Меланхолию» из хорошо сделанного потока плохих фильмов. Персонажи: папа, мама, молодой бизнесмен (хотя через него говорит «американская мечта»). Момент – Джостин и её племянник Лео строят общую на троих могилу. Неудачница строит могилу для всех. Только она оказывается способной достойно встретить катастрофу. Но это уже мои мысли. В «Меланхолии» Триера их нет.

Наталия Черных

К списку номеров журнала «АЛЬТЕРНАЦИЯ» | К содержанию номера