Дмитрий Рябоконь
«Собрание стихотворений» Виктора Смирнова
Виктор Смирнов. "Собрание Стихотворений", издательство "Кабинетный Ученый", Екатеринбург-Москва, 2014, ТО "Уральский Меридиан", Екатеринбург, 2014. Тираж 500 экз. Руководитель проекта Евгений Касимов. Предисловие Олега Дозморова.
"Под стеклянною мухой,
с бритвою в легких сожженных..."
Вторая книга поэта Виктора Смирнова (род. в 1957 г.),- "Собрание Стихотворений", включающая его стихи 1977- 2001 годов из шести книг,- книга Мастера. В ней есть все, что отличает настоящую, большую Поэзию: абсолютный слух и поэтический вкус автора, великолепная, порой "неправильная" строфика с примесью "шероховатостей" языка и т.д. Но, главное,- яркая поэтическая индивидуальность. Отличительные черты поэтики Виктора Смирнова - доверительная, теплая, "домашняя" интонация, образная структура, вобравшая в себя все, близкое автору из Русской и Мировой Поэзии, выбранные темы, которые неразрывными узами связаны с природой, неточные рифмы- всегда срабатывают на 100 %:
Пейзаж с крестьянином в родстве,
французским, в солидольной кепке,
что с забродившим счастьем всех
стакан рукой сжимает крепко.
И радуга - расцветки шарфа
или кашне полушерстяного,-
а он дорогу долго шарит
и пьет из фляжки своей снова.
И мясо, молоко, картофель
поставит он на стол сосновый,
устав от трудных заготовок
неразношерстных разносолов.
12.09.79
Но и это еще не все. Яркая поэтическая и, добавлю, человеческая индивидуальность проявляются в огромной доброте и незлобливости автора. Как известно, поэт - это "нерв великого народа", "через сердце поэта проходит трещина мира" и т.п. Поэтому, Виктору Смирнову, как поэту, особенно тяжело переносить неизбежно возникающие жизненные проблемы и мучения, связанные с ними. Иногда эта "жизни мука" настолько невыносима, что у него прорывается: "засраный", "распроблядский", "срака"... Но, тем не менее, поэт не злоупотребляет подобными словами. Он умеет вовремя остановиться, взять себя в руки. А от этого его стихи, да и книга в целом,- только выигрывают. Безупречный поэтический вкус и природная незлобливость, безусловно, как всегда, помогают Виктору. Жизнь для него становится "сестрой". Он принимает жизнь такой, какая она есть, со всем ее адом и раем. И снаружи, и изнутри,- в своей душе и в своем сердце. И, в конце-концов,- устанавливается Поэтическая Гармония, которая благотворно примиряет все низменное и высокое:
УЛИЦА КРИСТИН
Помешал недосып. День засраный,
понедельник на улице пыльной.
Я отправил по почте посланье
в перерыв от своей лесопильни.
Чу, размер! - он идет для элегий,
когда плачут за рюмкой в Бердянске,
когда из под глубокого снега
говорят навсегда до свиданья.
АЛЛИЛУЙЯ, КАК СИНЯЯ ПТИЦА,
запах горький, любимой сирени...
Это МАЙ-ВЕСЕЛЬЧАК веселится,
сапоги растоптав, обзеленив.
13, 17 мая 91
Кроме того, читая стихи Виктора Смирнова, видишь, что он - поэт, впитавший в себя огромный пласт Мировой Поэзии, включая Великую, лучшую из лучших, Русскую. То и дело слышны его переклички с китайско-японской и греческой поэзией, с Калевалой, Байроном, Кольриджем, Эдгаром По, Галчинским, с Русской Поэзией восемнадцатого века, Фетом, Заболоцким, Пастернаком,- любимым поэтом автора. Так, например, из китайской классической поэзии он унаследовал образ лисы, которая мелькает в его ранних стихах довольно часто:
Окончился мороз.
Остались боль в висках,
похмелье тубероз,
твой рыжий хвост, лиса.
24.04.81
Но, если говорить о взаимосвязях Виктора Смирнова с английской поэзией, в частности, и с Англией, в целом,- нельзя не упомянуть и о том, что знаменитая ливерпульская четверка "Битлз", ее музыка и тексты, также, не прошли для него бесследно и оказали немалое влияние на его творчество. Прочтите, хотя бы, такие его стихи, как "Элеонор Ригби", "Памяти Джона Леннона", или - "Памяти Линды Маккартни",- самого моего любимого стихотворения Виктора. В котором образ Линды Маккартни самым удивительным и органичным способом переплетается с образом Офелии Шекспира и с образом Офелии Фета, который Фет взял у того же Шекспира:
ПАМЯТИ ЛИНДЫ МАККАРТНИ
Как жаль, что она умерла,
умерла в расцветном апреле;
и, Господи, воля твоя,
и хвалу ей Ангелы пели,-
но здесь ее нужно, здесь,
ах, здесь ее не хватает.
По весенней большой воде
отсюда она уплывает.
А верной, вечной своей любви
Она не забыла, конечно,-
и мокрой розы живой изгиб,
и свой наряд подвенечный.
23.04.98
И, что для меня самое удивительное, благодаря поэзии Виктора Смирнова, я больше начал любить родной Урал, который раньше, мягко говоря, временами вызывал у меня много негативных эмоций. Благодаря таким стихотворениям Смирнова, как "Со своей верхотуры я увидел сирень...", "Поминания", "Новый Панегирик Нижним Серьгам", "Веток яблоневых и вишенных...", "Я хвост кошачий тополиной пряди...", "Где дождь на Новый год заплакал...", "УПИ. Зимняя Сказка" и многих других,- Урал и Екатеринбург, в частности, становятся не только ближе, но и вовлекаются в орбиту Мировой Культуры. И я, как житель этого края, испытал неподдельную гордость за свой "Каменный Пояс". Что, опять же,- говорит о высочайшем уровне поэтического мастерства автора этой книги:
ПОМИНАНИЯ
1) 1981-1993 В память А.А.С.
Пусть Серебряное Копытце, бабушка, будет с тобой,
сполох самоцветный осветит тебе дорогу –
все выше и выше, к Готимне, к тем
райским цветам (а ты любила цветы).
Пусть Ангел небесный расскажет тебе дивные сказки:
про волшебников, про лису и медведя,-
и заступится за тебя перед Господом.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
И Господь пожалеет тебя, похвалит
и воздаст за ласковую душу,
за великую твою любовь земную
и за милую нежность.
5.03.93
В завершение моего разговора о "Собрании Стихотворений", хочется привести строки из "Стансов На Тему Восемнадцатого Века". Хотя эти стансы и посвящены Г.Р. Державину, несомненно, поэтическая и жизненная концепция "певца Фелицы" идентична поэтической и жизненной концепции Виктора Смирнова:
"На кифаре он играл,
мирт он пел, не кипарис..." *
* Мирт - символ любви, а кипарис - смерти.