АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Дмитрий Чернышев

Собрание сочинений. Том 2. Стихотворения 2010 года: Антология современной поэзии Санкт-Петербурга / Составители Д. Григорьев, В. Земских, А. Мирзаев, С. Чубукин. — СПб.: Лимбус Пресс, 2011



Покойный поэт Леон Павлович Гроховский в последние годы жизни работал над составлением антологии «Лениградский верлибр», так, кстати, и не изданной. Мы довольно часто встречались, и вот однажды он показал мне волшебный кунштюк. Дав десятка полтора листков со своими стихами из оккервильского цикла, Леон Павлович сказал: «Прочти, это книга». Да, это оказалась маленькая, вполне себе цельная книжка, впрочем, довольно скучная, о чем я тут же ему и сообщил. Леон Павлович поменял несколько стихотворений местами, — «А теперь прочитай снова». Я с большой неохотой согласился — и был вознагражден. Передо мной снова была книга, но совсем другая, трагическая! Стихи перекликались друг с другом, отзывались, создавая впечатление безысходной, щемящей пустоты. «И последний раз, — учитель сверился со своими записями и переложил листки, — теперь это будет книга о надежде, а во всех остальных вариантах этот корпус текстов не производит впечатления целостности, просто рассыпается». И это действительно была книга о робкой человеческой надежде… Я попытался прикинуть количество возможных перестановок, кажется, n-факториал, но тут же себя одернул.
Теперь, через много лет, я уже не могу ручаться за точность его слов, но как сейчас помню ощущения.
Надеюсь, читатель простит меня за столь длинное отступление, но оно было необходимо, потому что у меня в руках результат такого же вдохновенного мастерства составителей — второй том петербургской поэтической антологии «Собрание сочинений». По объему, многоуровневой структуре и количеству авторов он полностью повторяет первый, прошлогодний. Подборки тридцати двух ныне живущих поэтов распределены по шести разделам, заголовками которых, как и в прошлый раз, стали стихотворные строчки: «В чистом поле листа…», «Чернильница непонятного происхождения…», «Окно в колодец гулкий…», «Наедине с самим собой…», «Децибелы готовности…», «Все схемы разом…».  Седьмой, заключительный раздел «In memoriam» объединил стихи трех ушедших от нас мастеров: Бориса Кудрякова, Александра Миронова и Михаила Кондратьева.
Выбор авторов и текстов, иррациональные принципы их группирования, судя по всему, диктовались исключительно волей составителей, их чувством красоты, почти безупречным. Им опять, как и в первом томе, петербургских стихах 2009-го, удалось почти невозможное. Приведу лишь один пример. Честно говоря, я бы просто не смог представить себе эстетически целостную книгу, в которой, не губя друг друга, совмещаются прозрачные миниатюры Ольги Логош и обсценные  баллады Натальи Романовой. Из-за подобных вещей вышла в свет мертворожденной «Петербургская поэтическая формация»! А здесь — получилось…
Что-то — ноты, что-то — инструменты. Стихи выстроены в подборки, подборки в разделы, разделы в тома, теперь тома тоже звучат вместе, все мощнее и мощнее. Сейчас готовится третий том, симфония становится полифоничней.
…И, как бы мы ни относились к теориям Вернадского о ноосфере, Санкт-Петербург с нами говорит. Говорит голосами своих поэтов. Это его «Собрание сочинений» за 2010-й год.

К списку номеров журнала «ЗИНЗИВЕР» | К содержанию номера