АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Дмитрий Косяков

65 лет без великих побед


После событий 1993 года власти официально отреклись от советского прошлого. Это был важный пункт идеологической программы: вся новейшая история России была объявлена сплошной ошибкой и катастрофой. Таким образом, во время правления Ельцина отношение ко всему советскому периоду оставалось крайне негативным. Не была исключением и Великая Отечественная война. Её преподносили как позор нашей страны. И потерь мы понесли гораздо больше, чем немцы, и руководство армией состояло сплошь из бездарностей и мясников. Однако тут возникла сложность: собственных побед и достижений у власти не было (не считая, конечно, приватизацию народной собственности и позорную чеченскую войну), а патриотизм развивать было необходимо. Образ большой победы должен был воодушевить разочарованный народ.

Сверху поступило указание по реабилитации образа Великой Отечественной, но без каких-либо послаблений советской власти. С этой непростой задачей разные авторы справлялись по-разному. Упор был сделан на то, что Великая Отечественная — это война русского народа против иноземных захватчиков, причём упор делался не на интернациональный характер войны, а, напротив, на национально-почвеннические настроения. Ярким примером может служить мультфильм, нарисованный японскими аниматорами по заказу России, «Первый отряд». Воспитанная православным монахом девочка-экстрасенс ведёт духовную борьбу с призраками тевтонцев, воскрешённых фашистами. Таким образом, Великая Отечественная война преподносится не как попытка насильственного включения СССР в систему капиталистического обмена, но как продолжение сражения православной Руси с католическим Западом.

События Второй мировой аккуратно вырезаются из новейшей истории и помещаются в историю средних веков, против которой наши идеологи ничего не имеют. Та же линия, хоть и менее отчётливо, видна в фильме «Мы из будущего». Советские солдаты не кричат: «За Сталина!», не говорят ничего, что могло бы указать на их отношение к коммунизму, зато они крестятся перед боем.

Куда более отчётливо религиозная составляющая прослеживается в фильме «Поп», действие которого также разворачивается в годы войны. В нём с открытой неприязнью изображены советские солдаты, агенты КГБ; немецкие солдаты показаны с состраданием и симпатией; но главным положительным персонажем является священник, который совершает добрые поступки и никак не участвует в войне.

Хороший пример современной идеологии даёт фильм «Кукушка», где волею обстоятельств двое солдат противостоящих армий оказываются вырваны из военных событий и вынуждены жить вместе на лоне природы. Таким приёмом автор полностью устраняет из темы войны её историческую, экономическую и идеологическую основу. Создаётся впечатление, что война — это недоразумение, и если бы люди чуть лучше понимали и любили друг друга — ничего бы не произошло. Но ведь немецкие солдаты шли на войну не по своей воле, такова была воля нацистской партии, воля власти, которой обыватель не умел противостоять ни 65 лет назад, ни сегодня.

Отдельного рассмотрения заслуживает фильм Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем 2». Здесь вновь смакуются кровавые подробности, большую часть фильма составляет месиво из грязи и мяса. Снова расстрельно-вредительская роль советской власти плюс несколько вежливых реверансов в адрес фашистов. И представитель простого народа, поднимающий голыми руками танк. Нам снова пытаются подсунуть былинно-мифологическое восприятие истории, заставить нас верить в лубок, как это уже давно практикуется в той же Америке. Что ж, осталось дождаться смерти последних ветеранов — и можно творить с памятью что угодно.

К списку номеров журнала «ДЕНЬ И НОЧЬ» | К содержанию номера