АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Роман Гершзон

ДОЛИНА ГЕЕНОМ И ПУТЬ МЕССИИ В ИЕРУСАЛИМЕ

Библейская долина Гееном (Гай бен Хинном) находилась к югу от древнего  города Давида, в настоящее время она расположена в центральной части современного Иерусалима и проходит параллельно южной крепостной стене Старого города.

Библейское название Гай бен Хинном переводится как долина сыновей Хиннома, ссылок на самого Хиннома в Библии не приводится. Традиционный русский перевод названия долины –  Геена Огненная – символическое обозначение места конечной гибели грешников, ад.

В древности в долине находилось языческое капище Тофет, где хананеяне служили кровожадному богу Молоху и приносили ему человеческие жертвы. При царе Давиде Тофет был разрушен, но уже царь Соломон восстанавливает капище Молоха по просьбе своих многочисленных языческих жен. «И делал Соломон злое в очах Господа и не следовал полностью за Господом, как Давид, отец его. Построил Соломон возвышение … Молоху, мерзости сынов Аммоновых. То же сделал он для всех чужестранных жен, которые приносили воскурения и жертвы своим божествам» (1 Царств 11:6).

В те времена долина была местом языческих обрядов, где приносили в жертву маленьких детей. «И построили жертвенные возвышения Тофета, что в Гай бен Хинном, чтобы сжигать в огне сыновей своих и дочерей своих… За то вот, наступают дни, говорит Господь, когда не скажут больше Тофет или Гай бен Хинном, а скажут Гай Арега (долина убийства); и будут хоронить в Тофете за неимением места» (Иеремия 7:31-32). 

На жертвенных возвышениях Тофета в Геене Огненной приносились человеческие жертвы, особенно дети, кровожадному богу Молоху – «мерзости аммонитской» (1 Царств 11:5-7). Интересно, что и другие божества Танаха, в именах которых имеется корень «м-л-х» (мелех – царь), упоминаются в связи с  жертвоприношениями детей. «Сефараимцы сжигали в огне сыновей своих Адрамелеху и Анамелеху, богам сефараимским» (2 Царств 17:31).

В конце XIX века немецкий ученый Эйсфельдт высказал предположение, что Молох – это обозначение ритуала человеческих жертвоприношений, а не имя божества. И возможно, жертва предварительно умерщвлялась, а затем уже сжигалась на огне. Другое предположение, что Молох являлся одним из божеств финикийского, карфагенского и ханаанского пантеона. Сам идол, как представляется, был достаточно большим медным чаном на глиняных (возможно, кирпичных) опорах, под которыми разводился огонь. Когда медный чан раскалялся, в него бросали еще живого ребенка или молодую девушку.

Почему именно долина Гай бен Хинном была выбрана местом для отправления столь жестокого культа Молоха – неизвестно. Но в библейские времена не только простые иудеи приносили в долине в жертву кровавому идолу собственных детей, но и особы царских кровей сжигали в Гай бен Хинном своих сыновей и дочерей. «Двадцать лет было Ахазу, когда начал он царствовать, и шестнадцать лет царствовал он в Иерусалиме. И не делал он того, что было праведным в очах Господа… Даже сына своего он провел через огонь, по мерзостным обычаям народов, которых прогнал Господь от сынов Израилевых. И совершал он жертвоприношения и воскурения…» (2 Царств 16:2-4).

И еще один иерусалимский царь вошел в историю как убийца собственного сына в долине Гай бен Хинном. «Двадцать лет было Менаше, когда стал он царем, и пятьдесят лет был он царем в Иерусалиме… И делал он то, что было злом в глазах Господа, подобно мерзостям тех народов, которых прогнал Господь от сынов Израилевых… И провел он сына своего через огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывающих мертвецов и чревовещателей; много сделал злого в глазах Господа» (2 Царств 21:1-6).

Естественно, простой народ не отставал от царей, сооружал капища и охотно приносил человеческие жертвы. «И построили (жители Иерусалима) жертвенные возвышения Тофета, что в Гай бен Хинном, чтобы сжигать сыновей своих и дочерей своих» (Иеремия 7:31).

Все происходившее в долине не могло не вызвать возмущение правоверных иудеев. Выразителем этих взглядов являлся пророк Иеремия, проклинавший жителей Иерусалима за убийства детей в Геене Огненной. «И настроили они жертвенных возвышений Баалу, чтобы сжигать в огне сыновей своих. Так сказал Господь Цеваот: так разобью Я народ этот и город этот, как разбивают сосуд горшечника… Так сделаю Я с местом этим, – сказал Господь, – и с жителями его, чтобы город этот стал подобен Тофету. И будут  дома Иерусалима и дома царей Иудеи нечисты, как место Тофет» (Иеремия 19:5-13).

Около 620 года до новой эры иудейский царь Иосия уничтожил все кровавые жертвенники долины Гай бен Хинном. Место это было предано проклятию, превращено в городскую свалку и место для непогребенных трупов. Для уничтожения мусора и гнили в Геене Огненной постоянно горел огонь, и клубы дыма поднимались над долиной. Безрадостный вид долины подтверждали свидетельства очевидцев. «И увидят трупы людей, отступивших от меня; ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет. И будут они мерзостью для всякой плоти» (Исайя 66:24).

Около полутысячи лет долина Гай бен Хинном была местом свалки мусора и  нечистот. Во времена царя Ирода мусор отсюда был убран, и в долине построили водосборный бассейн для накопления воды ручьев и источников долины Гихона, а также дождевых вод. Иосиф Флавий описывает это место времен царя Ирода как «Змеиный бассейн». После смерти Ирода бассейн пришел в запустение, на его месте снова образовалась свалка. В шестнадцатом веке султан Османской империи Сулейман Великолепный реконструировал старые сооружения в долине Гай бен Хинном. Строители султана восстановили здесь водосборный бассейн, использовав при строительстве остатки технических устройств, сохранившихся еще со времен царя Ирода.

В настоящее время бассейн Султана (Брихат Султан) используется жителями Иерусалима как огромный концертный зал-амфитеатр под открытым небом. Здесь проходят между-народные выставки-фестивали народных промыслов, проводятся концерты фестиваля Израиля, в бассейне Султана выступали многие прославленные коллективы, такие, как миланский театр «Ла Скала», английская Королевская Опера, Мариинский театр Санкт-Петербурга и другие прославленные коллективы.  

С востока долина Гееном примыкает к Масличной горе (793 метра над уровнем моря) – одной из самых высоких гор в окрестностях Иерусалима. Масличная гора входит в гряду Иерусалимских гор, где севернее нее расположена однотипная гора Обозрения (Скопус), юго-восточнее – гора Поругания (Ашпала).

В библейских Псалмах говорится об иерусалимских горах. «Горы вокруг Иерусалима, и Господь вокруг народа своего отныне и вовеки» (Книга Псалмов, 125).

И еще одно упоминание о горах Иерусалима. «Поднимаю глаза мои к горам – откуда придет помощь мне? Помощь мне от Господа, сотворившего небо и землю. Он не даст пошатнуться ноге твоей, не будет дремать страж твой» (Книга Псалмов, 121).

Само название Масличная гора, очевидно, связано с масличными деревьями, которые издавна росли в этом районе. Древнее русское название горы – Елеонская, по названию оливкового масла – «елей», производившегося на Масличной горе.

Первые упоминания в Библии о Масличной горе относятся к временам царя Давида, когда царь вынужден был бежать из Иерусалима от преследования собственного сына Авшалома. «А Давид всходит на гору Масличную, всходит и плачет. И голова у него покрыта, и шел он босой; и все люди, бывшие с ним, покрыли головы свои и всходили, плача» (2 Самуил 15:30).

В давние времена Масличная гора была естественной окраиной Иерусалима, за которой открывался путь к Мертвому морю и Заиорданью. Район Масличной горы был своеобразной библейской промышленной зоной Иерусалима, где произво-дилось оливковое  масло – один из основных продуктов питания древних евреев. Масло использовалось также для религиозных культовых целей, освящения жилищ и других надобностей.

В глубокой древности еврейские цари назывались «помазанники Божии», так как при коронации на их головы изливалось оливковое масло (елей). Масло получали на Масличной горе, приготавливали масло строго определенным способом и изливали на голову будущего царя, таким образом и происходило в старину помазание на царство.

И сегодня евреи ожидают прихода в Иерусалим помазанника Господа – Машиаха (Мессию), еврейского царя из рода Давида. Потомки первосвященников (коэнов) Иерусалимского Храма должны будут помазать Машиаха, царя Господня,  для создания будущего вечного и справедливого Царства Всевышнего на Земле.

Подготовка к встрече идет уже давно. В одной из синагог Еврейского квартала Старого города Иерусалима многие годы хранится специальный сосуд с оливковым маслом для помазания Машиаха. Понятно, что масло со временем высыхает, и тогда специально подготовленные люди – потомки храмовых первосвященников-коэнов – готовят новую порцию масла для помазания будущего царя, посланника Всевышнего. Ведь Машиах может прийти в любой момент, и к его приходу надо приготовиться заранее…

Будущий маршрут царя Машиаха в Иерусалиме хорошо известен по библейским текстам. Царь, поставленный Всевышним, должен спуститься с Масличной горы. Затем Мессия на белом ослике проедет через Кидронскую долину, въедет через Золотые ворота (они же Ворота Милосердия) на Храмовую гору и там провозгласит создание Царства Божия на Земле.

У подножия Масличной горы в Иерусалиме регулярно дежурит белый ослик, так что с  доставкой Машиаха с Масличной горы на Храмовую проблем быть не должно.

Проблема по будущему маршруту Машиаха была создана мусульманами в районе Золотых ворот Старого города Иерусалима в XVI веке, когда перед воротами было основано кладбище, а сами ворота замурованы. Считается, что в священной книге мусульман упоминаются Золотые ворота, они же ворота Милосердия. «В тот день, когда скажут лицемеры и лицемерки тем, которые уверовали: Подождите, чтобы нам заимствовать вашего света, – им скажут: Вернитесь обратно и ищите вашего света! И воздвигнута между ними стена, у которой ворота: внутренность ее – милосердие, а наружность со стороны ее – наказание» (Коран 57:13).

У евреев существует понятие, что Машиах, как потомок первосвященников-коэнов Иерусалимского Храма, не может заходить на кладбище.

Поэтому пройти по указанному в Библии маршруту через современное мусульманское кладбище Мессия просто не сможет. Может быть, создав возле Золотых ворот кладбище и замуровав сами ворота, сыны ислама решили предохраниться от нежелательного для них визита на Храмовую гору и теперь, как представляется, уверены в надежности принятых мер?

Но некоторые евреи считают, что Машиах через кладбище не пройдет, а пролетит по воздуху или же преодолеет этот район каким-либо другим путем, ведь для него не может быть никаких препятствий, и запертые Золотые ворота не послужат ему преградой.

Христиане веруют, что в нужный день Золотые ворота откроются сами собой, и Мессия в очередной раз въедет на Храмовую гору, где он уже бывал, творил свои чудеса, проповедовал в Иерусалимском Храме и изгонял оттуда менял и торговцев. Таким образом и состоится давно ожидаемое христианами второе пришествие Мессии Иисуса.

 Ну, а мусульмане считают нынешнюю стабильность Золотых ворот символом стабильности всего мусульманского мира. Поэтому они установили в районе ворот камеры наблюдения, с помощью которых правоверные мусульмане могут в интернете видеть ситуацию в районе Золотых ворот и быть уверенными, что стабильности исламского мира ничего не угрожает.

Такой вот трогательный случай всеобщей уверенности представителей трех основных мировых религий в одном-единственном месте города Иерусалима...

Как будут развиваться события в районе Золотых ворот в будущем, поживем – увидим.

 

К списку номеров журнала «Литературный Иерусалим» | К содержанию номера