АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Юрий Рудис

«На свитках волн»

«На свитках волн»
СПб.: «Реноме», 2013

 


География русской литературы знает немало мест  способных вызвать вдохновение. Благодаря безошибочному выбору  Максимилиана Волошина, провидческий дар которого не уступал поэтическому  таланту, Коктебель среди них занимает особое место. Уже почти сто лет  не иссякает поток литературных паломников, стремящихся в этот маленький  крымский поселок. Что же привлекает сюда этих людей? Какой отклик  находит в их душах прикосновение к камням древней Киммерии?
Ответы на эти и многие другие вопросы призван дать сборник «На свитках  волн», выпущенный петербуржским издательством «Реноме» в серии  «Петраэдр»-27. Несколько десятков авторов, тексты которых представлены в  книге, связаны временем и местом. Все они являются нашими  современниками, а стихотворения их навеяны коктебельскими впечатлениями.
Перед составителем Юлией Андреевой стояла непростая задача.  Действительно, интрига любого поэтического сборника состоит в том, чтобы  дать обобщенный портрет авторов, подчеркнув при этом их  индивидуальность так, чтобы ни одна черточка не потерялась на общем  фоне. И сделать это необходимо не в ущерб качеству. Поэтому от  составителя требуется воистину ювелирная работа, механический подход к  делу тут противопоказан. На мой взгляд, Юлия Андреева вполне с этим  справилась, сделав все, от нее зависящее. Портрет поэтической генерации  получился достаточно выразительным.
Что касается авторов, то они тоже оказались перед нелегким испытанием.  Следует учитывать фактор первого взгляда, который согласно поговорке  является самым верным. Его воздействие явно ощущается во многих текстах  сборника. Это ощущение новизны открывшегося перед ним мира удачно  выразил Николай Пресляков:

 


Так и кажется, что где-то
Сам Господь, безмерно прост,
смотрит с неба на планету,
как художник на свой холст...

 


Но с другой стороны, чтобы рисунок текста был  адекватен переживаемому чувству, автор должен обладать точным пером и  твердой рукой. То есть в должной степени владеть поэтическим ремеслом. С  профессиональным уровнем у авторов сборника обстоит по-разному. Но эта  разница успешно компенсируется романтическим драйвом, как, например, в  этом отрывке из стихотворения Вячеслава Рыбакова:

 


То утро было тихим и лучистым.
Слегка туманным. Море истомленно
Едва дышало после страстной ночи,
Когда вернувшийся бродяга-месяц
Вонзал, врезал лучи свои упруго
В покорные и жаждущие воды,
Чтоб сызнова сумели в них родиться
Драконы, жемчуга, кораллы, мифы...

 


Вообще, следует отметить, что львиная часть  стихотворений сборника относится к романтической поэзии. Что не  удивительно с учетом той эйфории, которую испытывает горожанин,  вырвавшийся из привычного круга забот. Жизнь у подножья Карадага  продолжается в том же ритме, как и во времена, когда к крымским берегам  причаливали греческие триеры. Дух Коктебеля, его акустика таковы, что  любое движение души немедленно отзывается гулким эхом. Поэту остается  лишь придать ему законченную форму.

 


Куриный бог, просверленный волнами, —
Сердолик, удержавший солнца луч.
Повесь его на шею, будет с нами
Окаменевший отблеск из-за туч.
Олег Кулаков

 


Наверное, на эту магию и рассчитывал Волошин, выбирая  место для своего дома. Но не только на нее, иначе бы он не был  Волошиным. Обратная сторона этого отрыва от грешной земли, этой  невесомости — усилие, необходимое для возвращения. Напряжение,  создаваемое из-за такой двойственности, обеспечивает необходимую  плотность поэтического пространства.

 


Пел мальчик, был голос подобен растенью,
напрасному, как Дионис;
листы виноградные прядали тенью,
но снова не в теме, я вечно не с теми,
где утром горчит кипарис.
Картинка бликует, картинка смеется —
опять не смогла уберечь;
и глянец ее беспросветней колодца,
и глянец ее безыскусней, чем речь.
Тот Крым не вернется.
Татьяна Алферова

 


Благодаря этому тексты молодых авторов достойно  смотрятся рядом с текстами известных поэтов, таких, например, как Ника  Батхен и Герман Власов. Каждый из поэтов играет свою роль в этом театре,  декорациями которому служат небо, море и горы Коктебеля.
А дополнительный колорит сборнику придают рисунки талантливой художницы Дарьи Кругловой.

К списку номеров журнала «ЗИНЗИВЕР» | К содержанию номера