Арсений Гончуков

Кино как стихи (Интервью взял Александр МУХАРЕВ)


Закончил филологический факультет ННГУ им. Н. И. Лобачевского, Школу кино Высшей школы экономики (Мастерская режиссуры игрового фильма), ученик Анны Фенченко и Николая Хомерики. С 2001 по 2010 г.г. занимал должности телеведущего, специального корреспондента, репортера, заместителя директора, шеф-редактора программ на телекомпаниях «Первый канал», «Россия», «Пятый канал», «Звезда», «Волга». Участвовал в качестве спецкора в событиях августа 2008 г. в Южной Осетии.
А.Гончуков позиционирует себя как создатель некоммерческого, малобюджетного, авторского кино.
Наш разговор не ограничился только кинематографом, но и коснулся поэтического прошлого и настоящего Арсения. Беседовали мы накануне показа его фильма «1210» в Днепропетровске.

– Арсений, прежде всего ты известен в качестве поэта. И ещё знают, что ты очень эмоциональный человек. Откуда, из каких истоков появилась в тебе любовь к литературе? Какие книжки формировали твой читательский вкус?

– Моя известность, как поэта, думаю, все-таки в прошлом... Забавно, я несколько лет варился в поэтической жизни Москвы, а потом мне надоело. Но об этом помнят. А между тем, стихи я пишу с 7 лет и продолжаю их писать. Вне зависимости, кем меня считают.  То есть я хочу сказать о том, что мое стихотворчество, поэзия - штука исконная. Я начал писать еще ребенком, а вот "тусоваться" с поэтами стало скучно. Мне кажется, он все бездельники...
Что до литературы, раньше я читал очень много и очень жадно. Сейчас читаю мало. Но вырос я на русской классике. На Достоевском, Толстом, Бунине, Зощенко, обожаю Достоевского до сих пор. Прочитал почти всего, надеюсь, еще перечитаю. Из современных люблю Бродского и Довлатова, совсем современных не читаю. Пусть отстоится. Читать все подряд мне некогда.
В общем, как-то это органично, литература и поэзия, появилось. А может быть потому, что я очень слаб в точных науках, зато в слове - силен. Мне ближе образ, символ, точность - не моя стихия.

– Когда начался сочинительский зуд? Как твои тексты восприняли ровесники? И как отнеслись родители к твоему творчеству? Были ли на этой почве какие-либо конфликты?

– Родителям мое творчество было чуждо. Да, и это даже был извечный повод моих подростковых обид. Потому что родители мои как раз - мама - математик, папа - инженер. Они меня не понимали. Совсем. Только много лет спустя, когда начались публикации в серьезных изданиях, в "Воздухе", "Литературной газете", только тогда в них начало что-то шевелиться, а недоверие сменилось любопытством...
Что до ровесников... Вот они как раз и любили всегда мои стихи, и ценили, и восхищались. А с учетом того, что я всегда был, как бы это сказать, "женским" автором, то конечно, мои стихи и читали, и переписывали, в основном, девчонки... И это всегда было здорово. Ради этого стоит писать стихи ;)
В общем, творчество такая стихия, оно всегда не очень удобно - тебе, людям, родителям. Но я могу сказать, что я счастливый автор - у меня всегда есть читатель. И я благодарен ему за это.

– Ты родом из Нижнего Новгорода. Расскажи о литературной ситуации в городе. Каковы особенности его жителей, в частности – поэтов и писателей. Нижегородская литература в десятые годы какие претерпевает изменения: эволюционные или революционные?

– В Нижнем с литературой, литсредой, так же плохо, как и в любом другом регионе России. Литература столичноцентрична, как и любая культура, к сожалению. Ну, русская культура. Потому что большинство поэтов уезжают в Москву, здесь литературная жизнь бурлит, литературные клубы, чтения, мероприятия... В Нижнем всего этого нет.
В последние годы перед моим отъездом я сделал в Нижем серию очень ярких, скажу без ложной скромности, так как об этом и без меня говорят, литературных событий. Например, тот же фестиваль "Литератерра" - до сих пор многие о нем помнят. А в Нижнем это вообще был и остается крупнейший литературный, поэтический фестиваль за всю историю города... И его я организовал в одиночку.
Так что мне трудно сказать, что было тогда, и что теперь... Когда я жил в Нижнем, так получилось, мне была интересна литературная, культуртрегерская деятельность, и там все бурлило. Сейчас... Есть в Нижнем великий прозаик Прилепин, есть еще пара поэтов, есть талантливые ребята, но да и все.
Нет, я не скажу, что там деградация сплошная, талантливых людей везде много, но как мне кажется, почва для революции или эволюции недостаточно потенциальна.

– Арсений, расскажи вкратце о своём пути кинорежиссёра: успехах и промахах, «кошмаре усталости» и так далее.
Я четыре года в кино, и за это время я успел выучиться на кинорежиссера в Школе кино, снять свой дебютный фильм и собрать 5 международных наград, снять также полнолметражный фильм "1210", который мы теперь выпускаем в прокат. И еще у нас в производстве фильм "Полет". Думаю, это неплохо. Но я счастлив как режиссер, и это дело я очень люблю.
Об усталости ни слова! Никакой усталости, только движение вперед, только победа.
Ну а если чуть серьезнее, кинорежиссура это именно то, к чему я так долго шел, и чего искал. Жалею лишь об одном, что раньше этого не увидел. Ну и работаю, много и очень плотно работаю. Промахи тоже есть, но пока их меньше, нежели успехов, слава богу.
О режиссуре кратко не скажешь, а главное я уже сказал, это дело моей жизни, профессия и те фильмы, которые я делаю. Только благодаря тому, что я могу так сказать, я - счастливый человек.

– Как преодолевалась дистанция: короткий метр – полномасштабная картина «1210»? Что в тебе переменилось в процессе съёмки?

– Вопрос сложный и очень масштабный, гораздо более объемный, нежели кажется на первый взгляд, даже опытным начинающим режиссерам. Это как стихотворение, с одной стороны, поэтическое, краткое, лаконичное высказывание, а с другой стороны - это роман, повесть. Именно так жанрово различаются короткий метр и полный. Отличие большое и кардинальное.
То есть, скажем так, одно из другого не вырастает. Да, мастерство, съемки, опыт, это да. Но жанрово это очень разные вещи. Разные они в сердцевине, в идее, в жанре, в главном высказывании. Грубо говоря, короткий метр - это вспышка, это порыв, это бросок, а полный метр - это развитие, это течение, это некое полотно, которое разворачивается перед вами в одной, но более глубокой и полной истории.
И можно сказать, да, при создании фильма "1210", скорее даже при монтаже, где фильм, как известно, рождается в третий раз, я понял очень и очень многое, и этот процесс для меня стал невероятно ценным.

– Какие цели преследуешь ты своими фильмами? Мне кажется, что одним из мотивов является борьба с равнодушием. По твоему мнению, как можно пробудить от интеллектуальной спячки сознания молодых, освободить их от гнетущей апатии? В силах ли это сделать кинематограф? Ведь и внутри кинематографа наблюдаются тенденции невежества, индифферентности в отношении новых лент поколения тридцатилетних.

– Я думаю, если есть на свете сила, которая может двигать горы, менять людей, воздействовать и на отдельного человека, и на общество, общества - в целом, то это - искусство. А самое мощное по своему воздействию искусство - это как раз кинематограф.
Влияние его подтверждают даже события вокруг антимусульманского фильма. Когда из-за даже очень плохого кино, к сожалению, убивают людей... Но все равно это говорит о том, как кино может взорвать мозги.
Но очень хочется их взрывать в хорошем смысле этого слова. И самому меняться, и пытаться помочь людям. Кино - это же просто безумно к тому же интересная, но форма творчества. Такая же, как стихи, но только круче.

Интервью взял Александр МУХАРЕВ