Антон Компотов

Неизвестный Алексеев

НЕИЗВЕСТНЫЙ АЛЕКСЕЕВ (Неизданная проза Геннадия Алексеева). СПб.: Геликон Плюс, 2014.

 


Книга, в которой Геннадий Алексеев назван «незабытым,  но самым «малоизданным» автором середины ХХ века, основоположником  российского верлибра», вышла в конце прошлого года. Трудно удержаться и  не поправить составителей аннотации к этой книге. — Алексеев был,  конечно, автором не середины ХХ столетия (в 1950 году он только закончил  школу, а первое литературное произведение, по собственному признанию,  создал в 1953 году), а 1960–1980-х годов. И назвать его основоположником  русского свободного стиха — значит забыть о том, что помимо Геннадия  Ивановича, были и ныне здравствующий Вячеслав Куприянов, и уже нас  покинувшие Владимир Бурич, Арво Метс, Сергей Кулле (среди них следовало  бы назвать и Геннадия Айги, но он, по авторитетному мнению Юрия  Орлицкого, вероятно, наименее «чистый» верлибрист; уж больно он был  всегда наособь даже среди «отцов-основателей», пребывая в своей  собственной поэтической идиосистеме). Правильнее было бы написать:  «патриарх ленинградского верлибра» (против этого даже Ю. Орлицкий ничего  возразить бы не смог).
Но, пожалуй, это и все претензии, которые можно предъявить к  составителям и издателям этого 480-страничного тома, да и не претензии  вовсе, а так: мелкие уточнения. И необходимо, конечно же, добрым словом  помянуть писателя Александра Николаевича Житинского (1941–2012), который  дружил с Алексеевым, издавал его роман «Зеленые берега» (точнее  сказать, переиздавал, в 1996-м, — первое издание было еще в 1990 г.), в  2006-м выпустил солидный том стихотворений, в который включена большая  часть текстов, входивших в поэтические сборники Алексеева, а также  публиковавшихся в периодике. Но мечтал Житинский еще и о том, чтобы  напечатать неизданные произведения своего старшего друга — и стихи, и  прозу. Последняя — собрана в этой книге, которая сложилась из дневников  поэта разных лет (с 1958 по 1970-й) и никогда не публиковавшегося романа  «Конец света», названного в аннотации к «Неизвестному Алексееву»  экспериментальным, но после «Зеленых берегов» ошеломляющего впечатления  все же не производящим. Занимающие 2/3 всего тома дневники,  безусловно, — главная часть книги. Мало того, что они читаются на одном  дыхании и от них ни на минуту не хочется отрываться, так еще и постоянно  ловишь себя на том, что Алексеев и здесь остается самим собой: поэтом,  каким он «сошел» к нам со страниц своих ранних книг — «На мосту»,  «Высоких деревьев», «Пригородного пейзажа» etc. Казалось бы, всего лишь  заметки, почеркушки, а он умудряется и в них быть абсолютно узнаваемым и  совершенно неповторимым: и ритмически, и интонационно!
Неизданная проза Геннадия Ивановича готовилась к изданию еще самим  Житинским, но вышла, увы, уже после его ухода. На очереди — «Неизвестная  поэзия Г. Алексеева», которой осталась тоже немало. А если судить по  одной из последних публикаций неизданных стихотворений (Стихи и проза  Геннадия Алексеева в Рукописном отделе Пушкинского Дома / Публика-ция  А. М. Мирзаева, Ю. Б. Орлицкого, М. В. Родюковой // Ежегодник  Рукописного отдела Пушкинского Дома на СПб.: «Дмитрий  Буланин», 2007. С. 809–854), то истинных почитателей поэзии этого  «любителя кошек, живописи кватроченто, венгерского токая и большеротых  блондинок» ждет еще немало приятных сюрпризов и неожиданных открытий.