АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Александр Рыбалка

Несостоявшиеся мессии. Эссе

Сегодня большая часть цивилизованного (и не очень) мира ждет прихода Мессии. Называют его по-разному. Иудеи – Машиахом, мусульмане – махди; христиане же ожидают второго пришествия Иисуса Христа.

Казалось бы, все это ожидание идет из одного источника – из иудаизма. Однако если мы заглянем в самые ранние тексты еврейской религии, то убедимся, что все намного сложнее.

Тора (Пятикнижие Моисеево) о приходе Машиаха не говорит ничего! Все выводы, которые были сделаны позднейшими комментариями, основываются на пророчествах Билама – весьма смутных и туманных…

Итак, кто такой Машиах в народном понимании? Считается, что он должен придти перед Страшным Судом. Машиах будет творить чудеса, возможно, оживлять мертвых… Волк возляжет рядом с ягненком… Потом начнется Страшный Суд, и «история прекратит течение свое».

Было бы странно, если бы только что возникшая еврейская нация уже задумывалась и о своем конце, и о конце мира.

Действительно, в Торе слово «машиах» встречается неоднократно. Оно обозначает помазанного на царство царя. Существовал также «коэн машиах» – помазанный Первосвященник, и даже «коэн машуах мильхама» – коэн, исполняющий обязанности первосвященника во время боевых действий (некто вроде главного армейского раввина по сегодняшним меркам).

От всех этих машиахов ожидалось только одно – исправное исполнение своих обязанностей.

Напоминаю, что помазание осуществлялось специальным «священным маслом» (оливковым с пряностями). На лбу царю или священнику, по разным версиям, рисовали либо косой крест, либо три горизонтальные линии – длинную, короткую, длинную.

Символика этого сложна, и на ней мы останавливаться не будем.

Скорее всего, впервые идея «машиаха», помазанника как Спасителя, появилась у евреев во время Вавилонского пленения, где они познакомились с зороастрийцами.

Зороастрийцы, дуалисты по своей природе, верят, что для последней битвы между Добром и Злом потребуется человеческий герой. Им станет «Саошьянт» – этот Машиах зороастризма.

Саошьянт должен быть потомком самого Заратустры. Ему предстоит возглавить последнюю битву, в ходе которой будет разрушен ад, а также воскреснут все праведники и герои.

По некоторым версиям, Саошьянтов будет три, то есть Окончательное Освобождение будет проходить в три этапа.

Кстати, евреи в этом вопросе переплюнули зороастрийцев. По некоторым версиям, еврейских машиахов будет четверо! Машиах – сын Йосефа, Машиах – сын Эфраима, Машиах – сын Менаше, и наконец, последний и окончательный – Машиах – сын Давида.

Возможно ли, что я не прав, и все произошло наоборот? То есть идею Спасителя зороастрийцы позаимствовали у евреев?

Может быть и так. Я не утверждаю, что являюсь истиной в последней инстанции – я же не Машиах…

Итак, что ждут от Машиаха?

Он должен быть потомком царя Давида.

Машиах должен восстановить Иерусалимский Храм, собрать изгнанников (то есть, проще говоря, евреев из диаспоры в Израиль), и занимать пост Царя Израильского. Воскрешение мертвых – это уже не его работа, это Всевышний сделает.

Человек, который не выполнит этих условий, по определению Машиахом не является. По крайней мере, еврейским.

Естественно, раз появилась вакансия – должны были появиться и претенденты на нее.

Итак, кто стал первым лже-Машиахом?

Я воспользуюсь тем, что это не историческая статья в научном журнале, а обычное эссе, и предложу свою версию.

Конечно, вам приходилось слышать о секте ессеев и оставленных ими рукописях, найденных в Кумране. Основателем секты считается некий Учитель Праведности, как его называли. Из обрывков рукописей можно понять, что этот человек говорил о том, что наступают «последние времена», что он был казнен в Иерусалиме (судя по всему, по приказу или наущению Первосвященника), после чего секта выселилась в Иудейскую пустыню.

Мы знаем о секте то, что ее члены отказывались заводить семью и детей, пропагандировали общность имущества. Судя по всему, они не задумывались о необходимости продолжать свой род. Вероятно, считали, что «последние времена» уже на подходе.

Однако так считали в то время все евреи! Что же побудило ессеев удалиться от мира? С другой стороны, что заставило еврейские власти казнить Учителя Праведности? (Конечно, если такой факт действительно имел место).

Надо сказать, что Сангедрин всегда проявлял исключительную мягкость. Талмуд пишет, что состав Сангедрина, при котором был вынесен хотя бы один смертный приговор, назывался «кровавым». Из этого можно сделать вывод, что дело «Учителя Праведности» было экстраординарным.

Соединив эти факты с историей секты ессеев, позволю себе высказать гипотезу:

«Учитель Праведности» объявил себя Машиахом. Видимо, к этому были какие-то основания – возможно, он происходил из потомков царя Давида… Вокруг него собралась группа приверженцев, которая и стала ядром секты ессеев.

В те времена Храм стоял на своем месте, и большинство евреев жили в Земле Обетованной (хотя уже появились диаспоры в Вавилоне, Египте и Греции). Доказать то, что человек не является Машиахом, можно было только одним способом – казнью. Если ты умер – значит уже не Машиах!

Как мы увидим далее, даже этот метод не является действенным.

Подлинного имени «Учителя Праведности», а также подробностей его жизни история не сохранила. Хотя я очень надеюсь на новые находки в Кумране.

Кто у нас будет следующим? Вы, наверное, хотите показать на Иешуа а-Ноцри, которого некоторые евреи называли «Машиахом», а греческие евреи – «Христом» (то есть «помазанником»)?

Зря!

Сам Иисус никогда себя Машиахом не называл. Мало того – из текста Евангелий следует, что так его не называли и ближайшие приверженцы. Разговоры о том, что Иешуа – Машиах, появились уже гораздо позже его смерти (не ранее середины II века н.э.). И не исключаю, что вообще не в Израиле, а в Греции, где впервые появилось выражение «Иисус – Христос», что означает «Иешуа-Машиах».

Теперь свернем с узенькой тропинки гипотез на широкую стезю исторических фактов.

Первым человеком, который официально объявил себя Мессией, был Шимон Бар-Кохба, вождь антиримского восстания евреев 131-335 годов нашей эры.

Бар-Кохба сказал, что он Машиах – и это подтвердил рабби Акива, крупнейший религиозный авторитет того времени! Надо сказать, что к тому времени требования к потенциальному Машиаху уже намного возросли. Скажем, от него требовалось «узнавать вещи по запаху». Сейчас уже трудно сказать, что это значит, возможно, угадывать предметы с завязанными глазами. В любом случае, Бар-Кохба с честью выдержал испытание.

Ко II веку н.э. вся Земля Израильская была полностью оккупирована римлянами, а Иерусалимский Храм стоял разрушенным. Бар-Кохба поднял восстание и вел его с таким успехом, что вскоре освободил 50 городов, включая Иерусалим. В Иерусалиме Бар-Кохба заявил, что принимает на себя пост царя Израильского и начал чеканить монету. В такой ситуации отстройка Храма представлялось только делом времени. Тут уже даже самые скептически настроенные раввины убедились в том, что Бар-Кохба – настоящий Машиах!

Однако в Святую Землю вторглись легионы Юлия Севера, одного из опытнейших римских полководцев. Военное счастье изменило восставшим, и они вынуждены были оставить Иерусалим, а позднее их оттеснили в Бейтар. Сам же Бар-Кохба погиб от укуса змеи.

Трудно сказать, правда ли это, но хочу отметить, что Израиль даже и сегодня изобилует змеями.

Итак, Бар-Кохба не оправдал оказанного ему высокого доверия. Бейтар пал, количество жертв было огромно, и почти на тысячу лет среди еврейского народа Машиахи перевелись. Или, по крайней мере, они не оставили по себе документальных следов.

Следующего Машиаха мы видим уже в Йемене во времена РАМБАМа, который жил в XII веке. В Йемене появился еврей по имени Моше, который утверждал, что он Машиах. И даже, как говорят, подкреплял это заявление разного рода мелкими чудесами.

Надо сказать, что Йемен – страна магии, там колдуны и волшебники раньше встречались на каждом шагу.

Множество йеменских евреев, отличавшихся простодушием, примкнули к Моше-Машиаху, и ждали момента, когда можно будет отправиться в Землю Израильскую. Они продавали дома, лавки и буквально «сидели на чемоданах»…

Обеспокоенные раввины отправили письмо РАМБАМу, духовно окормлявшему йеменскую общину. Он откликнулся длинным письмом, в котором рассуждал о свойствах Машиаха…

А тем временем произошла забавная история. Моше вызвал к себе местный султан, и сказал:

– Говорят, что ты еврейский мессия?

– Так и есть! – подтвердил Моше.

– А чем ты это можешь подтвердить?

– Пускай ваша светлость позовет палача, и он отрубит мне голову. Вы увидите, что голова тут же прирастет к отрубленному месту!

Султан, которому давно надоели обычные развлечения, пришел в неописуемый раж. Такого фокуса он еще не видел!

Позвали палача, отрубили бедному еврею голову… Как вы уже, наверное, поняли – на место она не приросла.

На что надеялся лжемессия? Возможно, он собирался показать какой-то фокус – но факир был пьян…

Этот случай оказал крайне деморализующее влияние на йменскую еврейскую общину.

А на подходе уже был другой лжемессия – величайший каббалист Авраам Абулафия!

Абулафия родился в 1240-м году в испанском городе Сарагоса, где зарождалась современная система изложения Каббалы. В юности его семья переехала в город Туделу, а примерно с 20-ти лет Авраам принялся скитаться по свету в поисках духовно просветления. Побывал Абулафия в Святой Земле, в Греции, в Риме… Но все-таки вернулся в Испанию, где принялся за формулирование так называемой «профетической Каббалы», или Каббалы пророчеств.

Основной идеей Абулафии являлось то, что с помощью медитации на определенных именах Бога можно достичь пророческого дара (или, говоря языком Каббалы, узнать то, что находится «за завесой»).

Во время одной из таких медитаций Абулафии пришла в голову идея – поехать в Рим, чтобы рассказать Папе о страданиях евреев и обратить его в иудаизм. Раскаявшись, Папа, по мнению Абулафии, сразу даст приказ крестоносцам передать Святую Землю в вечное пользование еврейского народа.

Папа Никола 3-й страшно обеспокоился визитом каббалиста и отдал приказ немедленно арестовать Абулафию, как только он приблизится к его резиденции в Сориано (небольшой город неподалеку от Рима). Однако ни Папа, ни Абулафия не оказались пророками – когда каббалист пришел в Сориано, то узнал, что Никола накануне ночью скончался от апоплексического удара.

Предстояли выборы нового Папы – в те времена они зачастую длились годами… Абулафия вернулся в Рим, где был задержан францисканскими монахами.

Месяц он оставался в заточении в монастыре, после чего ему велели ехать в Сицилию, в местную еврейскую общину, и не смущать народ в Риме.

Однако Абулафия не унимался. Приехав в Сицилию, он объявил себя Машиахом!

В Сицилию Абулафия прибыл в 1281-м году, и своим последователям сказал, что мессианская эра начнется в 1290-м. А пока надо готовиться к ней усиленным изучением Каббалы.

Беспокойный характер Абулафии не давал сидеть ему на одном месте, и в 1285-м году, не дождавшись мессианских времен, он отправился на Мальту, где поселился на небольшом островке Камино. Там он написал еще несколько книг по Каббале…

После 1291-го года об Аврааме Абулафии не поступает никаких сведений. Можно предположить, что он умер.

Как вы наверняка уже поняли, для того, чтобы объявить себя Машиахом, надо произвести на евреев впечатление. А это трудно, поскольку евреи – народ, видавший всякие виды…

Я позволю себе перескочить через несколько столетий, оставив позади не таких известных лжемессий, и обратиться сразу к Шломо Молхо.

Шломо Молхо даже не родился евреем – он был марраном (потомком крестившихся евреев). Родился Диегу Пириш (имя Шломо Молхо при рождении) в 1500-м году в Лиссабоне и получил блестящее для того времени образование. В 21 год Молхо был назначен секретарем Королевского совета Португалии. Но, на свою беду, в 25 лет он познакомился с Давидом Реувени, еврейским путешественником и авантюристом. Реувени уговорил Шломо Молхо вернуться к вере предков и пройти обрезание.

После обрезания Молхо и Реувени отправляются в Салоники, где изучают Каббалу у греческих раввинов. Под их влиянием Молхо и сам стал пописывать – он оставил своим последователям две книжечки сочинений.

А далее начинаются путешествия по всей Европе, попытки убедить Папу Римского, королей и императоров перейти в иудаизм… 30-дневный пост на мосту через Тибр, в окружении нищих и калек… Вся эта история закончилась плохо – Молхо заигрался, еще один Машиах христианам был не нужен, и в 1532 году бедного Шломо казнили.

Впрочем, все эти несостоявшиеся мессии были мелковаты по сравнению с настоящим титаном лжемессианства – Шаббатаем Цви.

Шаббатай Цви родился в 1626 году в Смирне (Измир). Произошло это событие 9-го числа еврейского месяца ав. А ведь говорят легенды, что «Машиах родится 9-го ава»! Имеется в виду день разрушения Иерусалимского Храма. Мало того – в год рождения Шаббатая Цви 9-е ава пришлось на субботу! Ну и сам Шаббатай происходил из семьи, родословная которой, согласно преданию, восходила к самому царю Давиду.

Согласно некоторым толкованиям книги «Зоар», в 5408 году от сотворения мира (1648 год нового летоисчисления) должен был прийти Машиах. Однако на деле 1648-й год принес только кровавые погромы Хмельницкого – столь ужасных погромов Европа не знала со времен крестовых походов. Знатоки Торы решили, что речь идет о так называемых «хевлей Машиах» – муках, предшествующих приходу Мессии.

Это понятно, но где же он сам?

Шаббатай Цви, с юных лет изучавший Каббалу (в особенности книги мудрецов школы Аризаля) решил поспособствовать скорейшему приходу Машиаха, и с бимы (возвышения для чтения Торы) в синагоге торжественно произнес Непроизносимое Имя Бога.

Имя это произносить запрещено, скандал вышел страшный, Шаббатая изгнали из синагоги и вообще из города.

После долгих приключений Шаббатай Цви отправился на Святую Землю.

А надо сказать, что наш герой с молодости страдал маниакально-депрессивным психозом. Он легко переходил от возбужденного состояния, когда Шаббатаю казалось, что все ему по плечу – к состояниям подавленным (их он называл «сокрытием лика Господня»). В Иерусалиме Шаббатай Цви услышал о том, что в Газе (в те времена там имелась значительная еврейская община) живет какой-то каббалист Натан, который каждому человеку может указать соответствующий «тикун» (программу исправления души).

Шаббатай Цви поехал в Газу и встретился с Натаном, который сразу заявил своему пациенту, что тот и является Машиахом, которого ждет еврейский народ.

И уже вдвоем наши герои отправились завоевывать мир.

Тут я укажу на радикальное отличие Шаббатая Цви от предшествующих ему Машиахов.

Все они тщательно соблюдали заповеди иудаизма. Это понятно – в противном случае евреи бы усомнились в том, что этим людям Всевышний доверил избавление еврейского народа.

Однако шли века. Евреи соблюдали заповеди. Сотни раввинов писали толстенные тома, в которых эти заповеди кодифицировали, объясняли. Рассказывали, как лучше и точнее заповеди соблюдать. Появилось книгопечатание, и книги с подробным описанием того, как надо выполнять заповеди, стали доступны практически каждому еврею…

Казалось бы, евреи выполняют заповеди все лучше и лучше… Но почему они при этом живут все хуже и хуже?

Религия выполняет несколько задач. Прежде всего, конечно, она обещает грядущее утешение – уже после смерти. Кроме того, она должна гарантировать своим последователям мало-мальски приемлемую жизнь в материальном мире. И надо сказать, что конкретно с этой задачей средневековый иудаизм не справлялся. Евреи не то что жили бедно – это как раз народ мог перетерпеть – но им даже зачастую запрещалось исповедовать свою религию! Неоднократно (Испания 1492 года, Португалия 1497 года – далее везде) евреи становились перед выбором – либо изменить своей религии, либо умереть. Либо – еще не самый плохой вариант – бежать, бросив все нажитое имущество.

Евреи не могли понять сложившейся ситуации. Где награда за исполнение заповедей? Где хорошая или хотя бы сносная жизнь?

Шаббатай Цви со своим верным пророком перевернули всю ситуацию.

Согласно учению Ицхака Лурии (АРИ), отца современной системы Каббалы, духовной задачей еврейского народа является собирание искр святости, упавших в грубый материальный, клипотический мир. Натан из Газы, пророк Шаббатая Цви, писал, что к настоящему времени благодаря усилиям еврейского народа все искры святости уже извлечены – именно поэтому выполнение заповедей не дает никакой видимой пользы. Осталось извлечь искры только из таких глубин нечистоты, куда может погрузиться только душа Машиаха…

Поэтому евреям не нужно выполнять заповедей – а просто верить в пришедшего Мессию и ждать полного освобождения.

Шаббатай Цви поехал в Турцию, чтобы попросить у султана прав на самоопределение Земли Израильской. В Стамбуле он был задержан и интернирован в крепость вместе со своей свитой.

Я говорю именно – «задержан» и «интернирован», а не «арестован». В замке Шаббатай Цви продолжал вести роскошную жизнь до тех пор, пока однажды его не вызвал к себе султан Османской империи.

Он предложил Шаббатаю Цви богатый выбор – или тот немедленно принимает ислам, или голову с плеч!

Не знаю, что бы произошло, если бы Шаббатай Цви отказался от предложения. Возможно, произошло бы чудо, и с небес бы грянул гром. Или ему бы отрубили голову, и Шаббатай навеки остался бы героем еврейского народа…

Однако Цви прочел шахаду, надел чалму и стал (для вида) мусульманином.

Эта новость потрясла европейское еврейство. Общины были расколоты.

Со временем евреи смирились с мыслью о том, что Машиах в очередной раз не пришел. Небольшая группа последователей Шаббатая Цви образовала секту «денме» в Турции. Современные его последователи не ограничиваются одним исламом – они считают, что надо последовательно принимать каждую из мировых религий, для того, чтобы «очистить» их всех.

После Шаббатая Цви был Яков Франк… Не знаю, стоит ли про него писать. Статья все-таки о людях, считавших себя Мессиями – а действия Франка зачастую отдавали обыкновенным мошенничеством.

В любом случае – его история калькой повторяла историю Шаббатая Цви, за исключением того, что Яков Франк принял не ислам, а католичество, и не под угрозой смертной казни, а добровольно.

Впрочем, чтобы не отталкивать евреев, Яков Франк говорил, что Господь един – просто имеет троичную природу. «Ветхий днями» или «Старец», «Сын» (или «Малый Лик» Господа), и Матронита, или Шхина (женское начало). Собственно, с этим не поспоришь – так в Каббале все и написано. Вот только с католическими представлениями о «Боге-отце» и сыне (в роли которого должен выступать Иисус) это не согласуется никак.

Если саббатианцы (в виде секты «денме») существуют до сих пор, то секта франкистов ненадолго пережила своего основателя. После смерти Якова Франка некоторое время сектой пыталась управлять его дочь Ева, но она не имела ни харизмы, ни литературных талантов своего отца.

Из семьи потомственных франкистов происходил великий польский поэт Адам Мицкевич.

Итак, мы уже добрались до XIX века – с тех пор крупных несостоявшихся мессий на нашем горизонте не наблюдалось.

Находились среди еврейских ученых горячие головы, которые то Наполеона объявляли «ослом Мессии» (то есть типа за ним придет Мессия), то какого-нибудь широко известного в узких кругах каббалиста… Скажем, в конце XIX века в венгерском местечке Домбовар жил каббалист по имени Цви-Гирш – его писания были настолько необычайными и чудесными, что читавшие их раввины говорили: «Уж не Машиах ли это?»

За прошедшие 150 лет появилось еще несколько мелких «претендентов» – например, Шукри Кохиэль в Йемене – но очевидно, что движение уже пошло на спад.

Кстати, вопреки многим мнениям, Любавический ребе Менахем-Мендл Шнеерсон никогда не объявлял себя Машиахом, а всего лишь говорил, что Избавитель Израиля придет уже совсем скоро. Идею о том, что Любавический ребе – Мессия, в неокрепшие умы внес Коломыйский ребе Нахум Вайсфиш. Идея была с удовольствием подхвачена Любавическими хасидами… Однако ребе умер в 1994 году, а Машиах пока что не пришел.

О том, что Мессия придет вот-вот, говорят многие. Скажем, когда в том же 1994 году в Израиль из США прибыл Сатмерский ребе Моше Тейтельбойм, Гурский ребе советовал ему не возвращаться обратно в Америку – в самом деле, Машиах придет вот-вот, буквально еще месяц-другой… Зачем же реб Моше, человек пожилой, должен подвергать себя тяготам путешествия?

С тех пор умерли и Любавический ребе, и Сатмерский, и Гурский… Хасидские дворы возглавили их наследники, а Машиах так и не пришел.

Что должен уметь делать Машиах? Всего одну простую вещь – любая его молитва к Господу должна исполняться.

Теоретически это возможно, но на практике мы продолжаем пребывать во тьме изгнания.

Однако тот же Коломыйский ребе говорил мне: «Каждый раз, когда евреи кого-то называют Мессией – это поворотная точка в судьбе еврейского народа».

К списку номеров журнала «ИНФОРМПРОСТРАНСТВО» | К содержанию номера