Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Проект АРЕаЛ | ГЕОЛОГИЯ | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ | Спонсоры | Связь с координатором портала |
![]() Центр |
Ксения ГамарникОб авторе: Художник, театровед, журналист. Родилась в Киеве. Окончила художественное... |
Светлана ИвановаОб авторе: Родилась в Казахстане. В настоящее время живет в Голландии. Работает в сфере... |
Николай СтолицынОб авторе: ... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаСеверная АмерикаКанадаСШАЦентральная АзияКиргизстанУзбекистанСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Анатолий ГринвальдЗачем телеге пятая нога, или «жемчужный век» русской поэзии
Малиновый пиджак для диссидента
Советский поэт Евгений Евтушенко когда-то сказал фразу, которая стала крылатой: «Поэт в России больше, чем поэт». Да, в советское время, существовал своеобразный культ поэзии. Поэты собирали стадионы, их знали в лицо. Конечно, не всех, но знали. Этот культ поэзии насаждался самим государством, системой. Государству нужны были гимны. Культурное подтверждение своего существования. Поэты в то время, даже поэты «небольшой, но ухватистой силы», жили, в общем-то, более чем безбедно, если, конечно, не становились в позу по отношению к государству и не превращались в диссидентов. У поэтов были квартиры, дачи, машины, то есть все атрибуты принадлежности к высшему свету советской системы. И даже не нужно было откровенно петь песнопения во славу социализма и его вождей. Достаточно было написать 2-3 текста в угоду системе, чтобы твой сборник стихов был напечатан. Такие тексты назывались «паровозами», они тянули за собой всю книгу. Это одна сторона медали. Другая сторона – диссиденты и их поэзия. У этих ничего не было, кроме долгов, славы в своём кругу, и досье практически на каждого в столе полковника КГБ. То есть выбор был. Быть удачливым и немного испачканным, или же, питаться всю жизнь макаронами, но не отдать своего таланта на службу системе. Государство, с одной стороны, поставило поэзию и поэта на высший пьедестал, но, с другой, стороны, здесь существовала опасность для самого государства - вдруг поэт захочет поиграть в свою любимую русскую игру «Поэт и Царь», и выйдет из под контроля? Вот именно поэтому государство заигрывало всегда с поэтами, и, до поры, бережно относилось к ним. Потому что поэт - проводник тонкой энергии на землю, а поэзия в этом случае – универсальная российская религия, к которой время от времени обращаются миллионы. Ведь мир спасёт красота, не так ли?
И всё-таки она вертится
Второе – это проект «Вавилон». «Вестник молодой литературы» – говорят они о себе. Проект интересный, известный, печатает молодых и не очень авторов. Только, вот что касается молодых – здесь тоже, не так всё гладко – опять, как и в случае с официозом ощущение, что почти все тексты «молодых» написаны одним человеком нетрадиционной ориентации и склонностью к верлибру. Что тут скажешь, – мода. Третье – так называемая «Ферганская школа». Это Азия. Серьёзные ребята. У них не так много материальных возможностей как, к примеру, у «Вавилона», и их не так много, но – суровое восточное качество. Некоторые поэты «Ферганской школы» представлены и на «Вавилоне». Четвёртое – это ДООС. Добровольное общество охраны стрекоз. Звучит, да? Это более диссидентское движение, чем менее. Масса интересных поэтов. Теперь со своим ежемесячным журналом. Критерий отбора – качество текстов. О ДООСе и его идейном вдохновителе – позднее подробнее. И, наконец, шестое, и, как мне кажется, наиболее интересное, – это сетевая поэзия. Иными словами – сетература. Я не в курсе, чем закончился спор по вопросу на страницах «толстых журналов», есть ли сетература, и если, да, то что это такое? Может они там до сих пор ещё решают, есть ли она. Вот на страницах своего официоза, чьи тиражи наиболее успешного из них редко превышают каких-то пять тысяч экземпляров, решают, есть ли десятки тысяч авторов и поэтов рунета? Смешно, да? Им не смешно. Они решают. Они озабочены. Озабочены ещё и тем, что у среднего поэта, который всего лишь полгода тусуется на каком-либо поэтическом сайте, количество читателей в 20-30 тысяч – вполне обычное явление. Есть авторы в рунете, аудитория которых составляет полмиллиона-миллион читателей. Талантливый автор имеет обычно аудиторию в 100-200 тысяч читателей. И она растёт ежедневно. Конечно, в сети много мусора и графомании. Но много и по- настоящему талантливого. Есть сайты со свободным размещением текстов, есть сайты, на которых работают редакционные коллегии. Я могу назвать десятки поэтов, которые начинали свой творческий путь в сети. Это огромная лаборатория для самосовершенствования. Процесс погружения в сетевую поэзию похож на процесс добывания жемчуга. Поэтому наиболее подходящим определением для нынешнего расцвета русской поэзии мне кажется определение одной из сетевых поэтесс – «Жемчужный век»1. Да, были уже попытки определить этот расцвет и на официальном уровне, робкие, но были. Кто-то говорил о платиновом, кто-то – о железном веке. Как-то не прижилось. Я не претендую на то, что приживётся и это название – «Жемчужный век». Единственное, чего бы мне хотелось, чтобы та девочка, которой я в девятом классе отослал несмелую записку со словами «Я люблю тебя», прочитав сегодня это эссе, будет более благосклонной, чем 23 года тому назад. И я тогда стану прилежным семьянином. А не писателем2. Пусть будет так
Усталый дворник режет тишину Ему плевать на спящие кварталы Июльский воздух липнущий к окну Приносит запах жаренного сала
Два старых фото профиль и анфас Канистра пива звуки рок-н-ролла И пожелтевший общий унитаз Уносит прочь таблетки валидола
Зеленый дым набитых папирос Гранёный звон наполненных стаканов На стенах ядовитый дихлофос Сопутствующий травле тараканов
Тебя мне будет трудно уберечь От этих глаз стреляющих под юбку Что хочешь делай только не перечь И не включай электромясорубку
А женщины толпятся у дверей Единственного в городе сортира В парадном у холодных батарей Тревожно спят солдаты дезертиры
А я мой друг по прежнему люблю Тебя и крепкий кофе с шоколадом И этот блюз мой пригородный блюз Напичканный нерастворимым ядом. Или, к примеру, так, о своей стране:
Веселый край где вечная зима Где небо по земле ползет на брюхе Где и с трамвая сходят и с ума А женщины с рождения старухи
Где за окном горящие стога Собачий лай положенный на ноты И заметают первые снега Остатки отступающей пехоты Где все дела решают через суд По очереди няньчают младенцев И медленно покойников несут В последний путь на белых полотенцах
Или ещё вот так об эпохе: ...Из телефонных проводов И пусть он умрёт не так, как писал об этом – совсем не зимой, а летом. Пусть его сердце не выдержит либо душных летних вечеров, либо этой душной эпохи. Да, умрёт он где-то в июле или августе, и не будет падающего на него снега... Не будет фонарей и каменных ворот... Ничего не будет... Кроме одной большой жемчужины зажатой в его ладони, которую он достал для ожерелья «Жемчужного века».
– Ситуация только ухудшилась. По-прежнему бал правят Чупринин и Наталья Иванова «Знамя», ненавидящие все выходящее за пределы советской эстетики. Теперь они раздают премии. как правило за консерватизм и бескрылость. Их вкусы реализм и только реализм. Такова же Барметова (Октябрь), а в «Новом мире» серенький и бездарный, как пробка, Василевский (помню этого студента примечательного своей полной непримечательностью во всем). Отличить один толстый журнал от другого невозможно. Все те же советские стихи, только на другие темы, часто с навязчивым повторением слова «Бог», заменившим «Партию». – В тоже время, как это ни парадоксально звучит, 7 лет назад Вы говорили о расцвете современной русской поэзии. Ваше мнение сейчас по этому вопросу, Вы также оптимистичны? И если так, то какова, по Вашему мнению, роль интернета в современной литературной жизни? Не выполняет ли он оппозиционную роль, несмотря на все свои минусы? – Интернет-единственный свет во тьме, но он же и тьма графоманов. Для меня лично интернет по-прежнему окно в мир для моей поэзии, изгоняемой и замалчиваемой с каким-то неистовством на официальном уровне. А мне плевать. В интернете «Журнал Поэтов» теперь официально зарегистрированный и ежемесячный. Конечно, с уходом Парщикова и Вознесенского образовалась зияющая дыра – их никем не заменишь. Назову гениальное – саунд поэзия Сергея Бирюкова, палиндронавтика Елены Кацюбы, дадаистский постмодернизм Витухновской, неожиданный взрыв тончайшего остроумия Кирилла Ковальджи. Расцвет несомненный, хотя официально поэзию представляют совсем другие авторы, понятные и близкие литературным чиновникам. – Журнал не оглядывается не на кого. Плевать я хотел на эти толстые журналы. жиреющие на грантах. Я их при советской власти не читал и теперь вижу, лишь, когда насильно под нос суют. Я не оппозиция, мы-позиция! Принцип Телемского аббатства Рабле – «каждый делает, что хочет», или
К нам слетаются бабочки и стрекозы со всего мира от США до Монголии, от глубинки до столиц. Журнал открыт для всех авторов, пишущих своим почерком, а не с высунутым языком по прописям в букваре. – Константин Александрович, если допустимо говорить о поэтической биографии, то она в Вашем случае удалась. И это несмотря на то, а может благодаря тому, что Вы всегда шли против течения, как и сейчас, являясь редактором «Журнала Поэтов». А можете ли Вы рассказать о зарождении понятия «Метаметафоры» и о ней самой более подробно? Для меня, к примеру, её определение кажется несколько обтекаемым, из того разряда, что нельзя явно потрогать руками. Или это понятие нельзя расшифровать словами, и всё здесь – на уровне чувствознания? – Метаметафора дает совершенно иной образ мира. Здесь внутреннее и внешнее относительные понятия и могут меняться местами: «Человек-это изнанка неба//Небо-это изнанка человека». Такое космическое выворачивание или инсайдаут мне весьма свойственно от природы. Еще в 15 лет я написал: Я вышел к себе
Но этим все не исчерпывается, конечно. «Метаметафора-амфора нового смысла». Вот например теорема Пуанкаре, доказанная Григорием Перельманом есть в моем стихотворении «Яблоко». То яблоко вкусившее Адама теперь внутри себя содержит древо А дерево вкусившее Адама Горчит плодами-их вкусил Адам… ЧЕРВЬ вывернувшись наизнанку ЧРЕВОМ в себя вмещает яблоко и древо (1980)
– Сложно будет перевести на немецкий эту игру смыслов и поэтическое жонглирование. – Теперь немного о другом. Сегодняшняя бесцветность официоза порождена, вероятно, во многом политической ситуацией. А когда Вам было проще идти против течения, тогда, во времена Брежнева, когда протест при наличии таланта возводил в ранг героя, или сейчас, когда можно вроде и крикнуть, но мало кто услышит, просто голос потеряется на фоне тотального засилья тоже кричащего, но безвкусия? – Литературные палачи и надзиратели остались те же в тех же толстых журналах, но ситуация изменилась кардинально. «Журнал Поэтов» не мог выходить в советское время ни при каких обстоятельствах. Сейчас меня замалчивают (иногда шельмуют), а тогда шельмовали, замалчивали и 30лет НЕ ПЕЧАТАЛИ. Это очень страшная пытка для поэта. Я сегодня рассказываю, как новость, то что открыл и создал 30 лет назад. Пожалуй, в истории российской поэзии такого случая еще не было. Вообще многие просто не понимают трагизма поколения поэтов моего возраста: Губанов, Хвостенко, Бирюков, Кацюба..я мог бы добавить еще десяток имен. Нас просто не впустили в поэзию. А когда пришла свобода, всем стало не до поэзии! Сейчас ситуация улучшается, хотя и очень медленно, судя по интересу к «Журналу ПО». Официоз бесцветен всегда! Но я к нему не имел, не имею, и не буду иметь никакого отношения. – Извините, быть может, если Вы найдёте следующий вопрос нетактичным Константин Александрович, в этом случае Вы можете на него не отвечать. - Вас не печатали 30 лет. С другой стороны, Андрей Вознесенский был Вашим другом. Он никак не мог помочь в продвижении Вашего творчества? – Ваше дворянское происхождение, как оно сказывалось на Вашей жизни? – В 1952-ом году мне было 10 лет, когда из концлагеря вернулась сестра моей бабушки Софьи Федороны Чилищевой – Мария Федоровна, она и рассказала мне все. Как по личному приказу Ленина в 1918-ом их всех погрузили на подводу и выселили из имения в Дубровке Калужской губернии. Я был там месяц назад. Сохранился фундамент нашего барского дома и 6 лип, посаженных моим прадедом в 1907-ом году. Цветут там заброшенные сады и множество километров строевого леса, который он посадил. Беседовал с правнучкой садовницы, которая эти липы сажала с моим прадедом. Моя мама всячески свое дворянство скрывала, но после возвращения Марии Федоровны из концлагеря тайна была раскрыта. В 1957-ом я получил открытку от своего двоюродного деда Павла Челищева из Италии. Он младший брат моей бабушки. Думаю, что КГБ не случайно присвоило мне кличку «Лесник», это род занятий моего прадеда. В начале 70х я получил опять же из Парижа наследство – картины Павлика. Когда КГБ отстранило меня от преподавания, картины пришлось продать коллекционеру Шустеру. Сейчас они в галерее Натальи Курниковой «Наши художники» в Борках на Рублевке и стоят несметных денег. Не исключено, что КГБ так яростно меня преследовало и гнало именно из-за дворянских корней по маминой линии, но и еврейские папины корни их раздражали. Отец Александр Бердичевский был, кстати учеником Мейерхольда. Я узнал об этом в день его шестидесятилетнего юбилея, когда пришла телеграмма от Игоря Ильинского: «Помним нашего талантливого, доброго, всегда искрящего юмором Сашу»! И это тоже всячески скрывалось до 1965-го года. Вот так вся жизнь в подполье и у меня и у моих родителей прошла.
Константин Кедров
1 Вита Савицкая 2 В последнее время обратил на себя внимание динамично развивающийся проект «Мегалит», объединяющий в себя на сегодняшний день около 40 литературных журналов». К списку номеров журнала «БЕЛЫЙ ВОРОН» | К содержанию номера ![]() |
ГолосованиеВаш выбор в поэтической премии "Кочегар". С подборками номинантов на странице альманах "Кочегарка" №1ЖурналыКочегаркаСОТЫРусское вымяВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГОСОБНЯКМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЮЖНЫЙ УРАЛБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовТело ПоэзииГРАФИТБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗИНЗИВЕРВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕИЛЬЯАРГАМАК-ТатарстанИНФОРМПРОСТРАНСТВОДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬСВОЙ ВАРИАНТБАШНЯ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЗАПАСНИКЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33УРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |