Василий Ширяев

Кирилл Азёрный



1. Ссылка на стихотворение:
http://artbuhta.ru/index1668.html

2. Стихотворение целиком:

Снеговику расскажет снег
о том, что намело сугробы,
а из сугроба человек
выходит, отряхнувшись, чтобы

не опоздать туда, где нет
его (и нет не без причины),
откуда льется блеклый свет,
на глаз уже не различимый

от фона, бывшего тобой,
от входа, выхода, фасада,
от рая, или вовсе ада -
от фона, ставшего судьбой;

и ледяной являет лоск
мир окончательный и вечный,
и в церкви льется ясный воск,
о свечке плачущий для свечки

3. Стихотворение на тему «Ледяного дома» (далее 10 листов на тему интертекствуальности и символике льда и дома). Тут и «ядерная зима» и «экзистенциальное одиночество» и «падал прошлогодний снег» и «жить умереть и не жить умереть» и «ужасы тотализатора» и «здравствуй, дедушка Мороз, борода из ваты» итд.

4. Но на самом деле стихотворение не о том. Дело в том, что Кирилла Азёрного в детстве угнетали воспитанием по д-ру Споку. В результате чего у него сложились сложности с целеполаганием, а вышеприведённое стихотворение и содержательно и формально отражает мироощущение человека, угнетённого воспитанием по д-ру Споку.

Снеговику расскажет снег — тут весь прикол в том, что два раза повторяется корень «снег»;

о том, что намело сугробы — это очевидно, а педагогика Спока как раз основана на том, чтобы сажать людей на очевидность;

а из сугроба человек
выходит, отряхнувшись, чтобы — аллюзия на Некрасова «я из лесу вышел», хотя какого хера?.. и обратно «гляжу, поднимается медленно в гору». «Сугроб» — это мини-гора, а «гора» по-балкански — лес.

не опоздать туда, где нет — то есть из пункта А в пункт Б;

его (и нет не без причины), — оговорка по Веселовскому, причины конечно же нет, но автор-герой знает, что она должна быть, и поэтому отчаянно изыскивает таковые для себя, а посторонним намекает (втирает), что они есть;

откуда льется блеклый свет,
на глаз уже не различимый — то есть какое-то неясное свечение исходит;

от фона, бывшего тобой, — это значит «от фонаря»;
от входа, выхода, фасада, — воспитанники Спока склонны к такому эпическому акынству;
от рая, или вовсе ада — это из мифологии;
от фона, ставшего судьбой; — Короче «Фон — это судьба», тут очень тонкий намёк 1) на происхождение автора от остзейских дворян, 2) на бироновщину, бывшую при Анне Иоанновне, при которой «Ледяной дом».

и ледяной являет лоск — тут опять повторяется «ле — ло»
мир окончательный и вечный,
и в церкви льется ясный воск,
о свечке плачущий для свечки — Тут всё сводится к одному. Зачем свеча горит?.. Сама для себя, так надо. Зачем существует церковь?.. Да вот так вот, так повелось, существует и всё тут, сама для себя. Так надо. Зачем человек живёт?.. Да так как-то, так сошлось. Так как-то всё.

5. Такие дела.

К списку номеров журнала «ЗАПАСНИК» | К содержанию номера