Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Проект АРЕаЛ | ГЕОЛОГИЯ | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ | Спонсоры | Связь с координатором портала |
![]() Центр |
![]() Александр СмирновОб авторе: Поэт. Закончил филологический факультет УрГПУ. Живет в... |
Игорь СорокинОб авторе: Родился в 1965 году. Закончил филологический факультет СГУ в 1988 году Аспирант... |
Анастасия УсачёваОб авторе: Родилась в Саратове. Закончила Саратовский государственный университет... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаСеверная АмерикаКанадаСШАЦентральная АзияКиргизстанУзбекистанСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Василий БородинО поэмах Валентины ГазарянПотому что если сосуд разбит, То разбит, и разглядывая осколки Рассуждать о сосуде приходится только Тому чья память еще саднит. Валентина Газарян, из поэмы "Сосуд" Когда вдруг приходит большой поэт, невозможно не почувствовать (и не попытаться заново осознать) всегда существовавшее и существующее, но в спокойном литературном процессе сглаженное до полной неразличимости противоречие между искусством поэзии и природой, сутью поэзии. Искусство — это искусство оглядки и разглядывания — предметов ли, способов ли мышления: успокоенность что-то "ужЕ решившего" (тАк ограничившего круг вопросов, что они ужЕ — сами себе ответы) вИдения, отвернувшегося от необъятного и противоречивого целого жизни и "занявшегося собой" — нюансировкой мелочей. Искусство — это "хороший вкус", "находки", "мастерство", "удачные ходы": "конь ходит буквой "Г"", "умный гору обойдёт". Изощрённый, зрелый поэт, которому "никогда не изменит чувство меры" и пр. — часто поэт ужЕ изолгавшийся: искусство освоил целиком, а поэзии стал настолько же целиком чужим: заперся от неё на все замки и ключи потерял. В молодости — совсем не ко всем поэтам! — как чем бОльшая награда, тем бОльшее испытание приходит поэзия-стихия, чистый невещественный ветер, летящий со скоростью света во все стороны, как глядящие ветвящиеся лучи — видящий, охватывающий/соединяющий (видящий всё как общность) гораздо больше, быстрее, прямее, чем сам поэт может, умеет и желает: так получается что-то противоположное стихам-изделиям: стихи-свидетельства, стихи-следы. Свидетельства и следы — чего? Такие стихи, кажется, говорят именно о чём-то, несомненно присутствующем и действующем большей частью за пределами возможностей авторского/читательского восприятия: что-то окликает решившегося на онтологическую честность человека как трудная вся-правда — и благая весть; получаются стихи одновременно "лирические" (незаёмный опыт) и "философские", почти, кажется, неизобразительные, — и правдивые, внятные как образ целого — устремлённо-стремительный, то есть получается образ и самогО по себе линейного времени. От слова к слову — идеально прямые нити-броскИ, стихотворения — как мгновенно растущие и застывающие, сделавшись бесконечно прочными, правильные кристаллы: вместо "художественной" бережности к себе, дипломатичного, хитрого понимания-огибания, вместо кокетства слов — полная их, слов, открытость и сразу-дружба: "бежим выручать остальных!" Стихи (большие циклы-поэмы) Валентины Газарян сразу поражают принадлежностью именно этому редкому типу самоотверженного, бытийно серьёзного письма о/из жизни-бесконечности: с первых слов — узнавание, не "литературное" (на мгновения в голове мелькают Целан и Бродский, но это именно (возможное) родство, не "влияние") — узнавание как радость: "да, вот поэзия как она есть"; по ходу чтения к узнаванию прибавляется удивление авторской ужЕ-мудрости: "мир ловил и не поймал". Именно на пути таких стихов, именно молодые поэты сплошь и рядом, не сразу для себя заметно — и надолго, если не навсегда, — выпадают из благой бесконечности — в дурную: один неверный полушажок, немножко загордился — и ветвятся ужЕ сплошные мнимости; словА, вроде бы, лучатся, — но в действительности ужЕ метастазируют — а здесь, наоборот, от поэмы к поэме крепнут стойкость правды и честность сложности. Стихи движутся вспышками-парадоксами, в которых совершенно нет самолюбующейся игры, лукавства: сам себя ужЕ, кажется, утомивший модернистский инструмент здесь как будто проснулся новым, совершенно прощённым. Вот целиком стихотворение-финал поэмы "Дни": У истока дорог, у истока того, Где никак не иметь ничего своего, Где к еще все равно не прибавить - уже - Рукой об руку - день к неприкрытой душе. У истока того, как у двери всего что могло, А точнее, что может и солнце еще не взошло! Кто когда не стоял при дверях этих нового дня, И одна под ногами земля - у тебя, у меня. Но разнятся дороги и в общем-то каждый куда, Разве что иногда и сплочает какая беда, Но горит этот день, и прожить бы его до конца! Как найти в повседневной гримасе возможность лица? Но прожить бы его до конца - кто живет, тот живет, И как будто бы кажется, день никогда не пройдет, - Говорит между прочим, не помнит ни чисел, ни дат, Отчего-то печален, чему-то по-своему рад. И не помнит ни чисел ни дат - и живет как живет, И когда-нибудь кажется, что никогда не умрет, Но за числами множится возраст под натиском дней, Но одни небеса над дорогой твоей и моей. И под натиском дней этот возраст проронит число - То число, что как будто бы вовсе и быть не могло! И какому сегодня навстречу глаза не открыть? Но увидеть - за множеством – то, для которого быть. Понедельник, среда, воскресенье, суббота, четверг, Понедельник, среда, - человек, человек, человек. Встреча с этими стихами — редкое в своей серьёзности счастье, на редкость несоотносимое с "эстетическим удовольствием", раз навсегда, кажется, пристыжающее его: эти стихи ничем сами себя не отвлекают от непохожей на отдых, ответственной причастности всему-целиком, ничем не развлекают ни автора, ни читателя, ни себя: неловкие, как верность бесконечно большему, решительные, как упирающийся в колонны Самсон, они ужЕ оставили в прошлом тот уютный полусон, который сам собой (и, казалось, навсегда) из всех нас собрался. Хорошо, когда поэзия не просто жива, а жива сегодня, в чьих-то стихах. Очень хорошо. О ПОЭТЕ: Валентина Газарян Род. в 1991 г. Поэт, студентка Литературного института. Живёт в Москве. http://polutona.ru/?show=gazaryan ![]() |
ГолосованиеВаш выбор в поэтической премии "Кочегар". С подборками номинантов на странице альманах "Кочегарка" №1ЖурналыКочегаркаСОТЫРусское вымяВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГОСОБНЯКМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЮЖНЫЙ УРАЛБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовТело ПоэзииГРАФИТБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗИНЗИВЕРВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕИЛЬЯАРГАМАК-ТатарстанИНФОРМПРОСТРАНСТВОДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬСВОЙ ВАРИАНТБАШНЯ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЗАПАСНИКЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33УРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |