Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Проект АРЕаЛ | ГЕОЛОГИЯ | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ | Спонсоры | Связь с координатором портала |
![]() Центр |
Андрей СергеевОб авторе: Родился в 1989 году. Аспирант Института филологии и журналистики СГУ... |
Андрей СавкинОб авторе: Поэт. Родился в 1987 году. выпускник кафедры английского языка филологического... |
Кристиан ЛундбергОб авторе: Родился 6 февраля 1966 года в Мальмё. По его... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаСеверная АмерикаКанадаСШАЦентральная АзияКиргизстанУзбекистанСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Эмиль СокольскийТатьяна Кузовлева. «Одна любовь». — М.: «Время», 2012Книга избранного Татьяны Кузовлевой «Одна любовь» (Москва, «Время», 2012) начинается со стихотворного обращения к поэтам Серебряного века; названы даже фамилии: Ходасевич, Блок, Белый, Бальмонт, Георгий Иванов. Понятно, что оно настраивает на волну классической традиции. Да, Кузовлева наводит к ним «над Временем незримый мост», ее стихи уложены в классический размер, они ритмически строги и во многом по своей «гладкой» технике типичны для советского времени. Приверженность поэта к традиционной гармонии противостоит модным блужданиям и эпатажу в современной поэзии, хотя эта позиция сейчас и не выглядит выигрышной. Эта книга достойно дополняет наше представление о Татьяне Кузовлевой, особенно хорошо известной читателю в шестидесятые — восьмидесятые годы, — в частности, по публикациями в журнале «Юность» (в последние годы, будучи главным редактором журнала «Кольцо А», Кузовлева большое внимание уделяет молодым поэтам). Ее стихи Кузовлевой узнаваемы, у них — свой голос, свое неповторимое лицо. И отличительная черта этой неповторимости — особенный, беспокойный трепет, тревожная теплота, подчас высокая температура чувств. Нет, Кузовлева никогда не срывается на крик, никогда не позволяет себе простодушного многословия, — оно невозможно, поскольку все ею глубоко прочувствованное, выстраданное, осмысленное не терпит длиннот и тем более необязательных фраз; автор осознает: за его спиной — поэтическая культура прошлого. А потому сдержанность, чувство меры — необходимы, неизбежны, органичны. В своих интимных стихах Кузовлева стремится к тому, чтобы приглушить звук, не спугнуть тайны, которая стоит за пережитым и высказанным; и даже когда «блещут тосты, строки, взгляды», — заклинает: «Лишь зажигать огня не надо. / Не надо зажигать огня». Бродский говорил: нет поэзии женской и мужской, есть голос поэзии. Но разве одно отменяет другое? Стихи Кузовлевой — действительно «женская» поэзия: по-женски проникновенна, с женской нежностью и чуткостью говорит о самом близком, дорогом. Поэт «по-женски» живет в любви, держится за любовь, растворяется в ней. Очень характерно в этом отношении стихотворение «Снежинка»: Обжигаясь, тая, умирая Бабочкой, стремящейся в огонь, От любви и нежности сгорая, Упадешь ты на мою ладонь. Странствуя «от дождя до снегопада», «воздухом разреженным дыша», снежинка смогла «в перерождении вечном / Сердце от распада уберечь»; а вдруг словно снежинки, говорит поэт, сойдутся «Два пути несхожих и случайных, / Два летящих встречно — твой и мой?» Яркой вспышкой, нестерпимой болью Расставанье мне проколет грудь. …Я боюсь пошевелить ладонью, Чтобы это чудо не спугнуть. Кузовлевой чужда умиротворенность, отстраненность взгляда, холодная умозрительность, и даже гармонически-ровный тон ее строк, как правило, веет напряженностью и неубывающим беспокойством. О этот вечный страх перед судьбой И эти слезы над своей любовью — Счастливой ли, несчастной ли, слепой ли — Благословенной тем, что мы с тобой. О любви поэт говорит на разные лады; иногда прибегает и к афористичности, назидательности, риторике («И знаю: лишь перед лицом любви / Становимся мы чище и щедрее»; «И странствуя между людьми, / Оставь пространство для любви»), — видимо, проявляя опять же беспокойство, неудержимое желание высказаться напрямую, достучаться до людских сердец; и то, что воспринимается на первый взгляд как назидательность, на самом деле, скорее, идущая из глубины души горячая просьба, искренний призыв, «первая» возможность поделиться нехитрой, но столь необходимой мудростью, которая забывается в суматохе жизни. Здесь, пожалуй, проявляется, условно говоря, линия Юлии Друниной, которая часто в открытую обращалась к читателю. «Дорогие, миритесь быстрее, / Несущественно, кто виноват», — взывала Друнина. «Грех великий — обида моя», — раскаивается Кузовлева, зная наперед, что случится наутро: «И вчерашнюю вспомнив обиду, / Улыбнусь: да была ли она?» Здесь она — настоящая женщина, не требующая, не властно-выжидающая, но — идущая навстречу, подающая пример: «Что обиды? / Дай им только волю — / Захлестнут мгновенно с головою»: Лучше легкий вдох и легкий выдох. Лучше бы, не помня об обидах, Свечи запалить, налить вина. Все проходит в мире. Жизнь одна. И не важно, чья была вина. И «может все решить одно прикосновенье»… В любви и гармонии поэт видит залог не только счастливой жизни, но и вечной молодости: «Тот, кто любим — тот защищен, / И кто необходим — тот молод». Редко, но случается, что в сегодняшний, «реальный» мир врываются вневременные, даже мистические мотивы, и тогда стихи — в них, конечно, тоже «одна любовь», — могут захватить до стеснения духа: А в парке ночном, когда запахи листьев остры, Меня окружают в молчании справа и слева Сатир, проступивший в проломе дубовой коры, И вросшая в ивовый ствол непорочная Дева. Или — холодящие душу строки о заброшенном в пустынной местности замке: Вглядись, здесь призрак жил того, кто был влеком Сто лет назад сюда неутолимой страстью, Полураскрытых губ кто целовал излом И кто на стол швырял тузы в четыре масти. Такие стихи — скорее исключение для Татьяны Кузовлевой. Она все же пребывает в мире здешнем, земном; прошлое для поэта — не романтические парки и замки, а «земного круга соучастники», с которыми она живет, «не разнимая рук, / Благословляя боль объятья». А вернее сказать — и радости, и нестерпимые муки, вчерашние, сегодняшние, все это — теперешнее, настоящее время. Цельное, неделимое, как целостна, неделима сама жизнь. Поэт любит любовью светлой и радостной, любовью печальной и горькой, не отстраняясь от бед, не приподнимаясь над ними: Листая судьбы, встречи, годы, Я осознала наконец: Мне ближе мрак земной свободы Высокой вольности небес. Впрочем, так ли все просто? Лирическая героиня Татьяны Кузовлевой признается, что с юных лет имела склонность ходить над пропастью: Дрожа, и замирая, И от бесстрашья плача, Но все же понимая, Что не могу иначе, — и проговаривается словно бы обреченно: …Я до сих пор вслепую Иду по краю крыши. Что ж, неудивительно: без этого вдохновенного бесстрашия, без необходимой художнику доли творческого безумия не мог бы состояться настоящий поэт. И она по-прежнему пишет стихи, которые волнуют, тревожат и привносят в мир частицу любви. ![]() |
ГолосованиеКак часто вы посещаете портал "Мегалит"?ЖурналыРусское вымяВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГОСОБНЯКМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЮЖНЫЙ УРАЛБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовТело ПоэзииГРАФИТБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗИНЗИВЕРВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕИЛЬЯАРГАМАК-ТатарстанИНФОРМПРОСТРАНСТВОДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬСВОЙ ВАРИАНТБАШНЯ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЗАПАСНИКЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33УРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |