Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Проект АРЕаЛ | ГЕОЛОГИЯ | Спонсоры | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ |
![]() Центр |
![]() Наталья Владимировна СанниковаОб авторе: Родилась в г. Каменске-Уральском Свердловской области. Окончила... |
![]() Андрей Петрович РасторгуевОб авторе: Родился в Магнитогорске. Окончил Уральский государственный... |
![]() Александр Борисович КерданОб авторе: родился 11 января 1957 года в городе Коркино Челябинской области в семье... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаСеверная АмерикаКанадаСШАЦентральная АзияКиргизстанУзбекистанСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Сергей ШулаковОрлов А. Московский кочевник. Стихи. — М.: «Вест-Консалтинг», 2012.Если бы русская книжная (не та, что в Интернете) поэзия не пребывала в коме, и публика имела бы минимальную эстетическую потребность, то книга Александра Орлова «Московский кочевник» могла бы иметь серьезный успех. Она актуальна. «Пусть воскреснут Есенин и Рыжий!». В стихах первой части книги, состоящей из двух сборников — «Алая тень» и «Фиалковый дым» — отчетливо читаются Есенинские мотивы: Монолог беззаботный пропитан свободой, Разных женщин в узде я умею держать, И в кабацком чаду похоть смешана с модой, А родная Москва, как большая кровать. Столичный житель, поэт Александр Орлов может говорить о знаменитой московской саморазрушительной мифологии, каком-то внутреннем нонконформизме без тени иронии. Хотя нонконформизм этот, в связи со сравнительно недавно возникшей, но уже морально устаревшей модой на так называемый здоровый образ жизни, читается еще и как внешний. В книге есть несколько стихов без названия. О драках пьяных, женщинах и смерти... Что я разбойник, мот и словоблуд, И что ко мне захаживали черти, В пустой душе искавшие приют. Этот мотив не читается подражанием, здесь невозможно даже говорить о влиянии: Москва для автора родной город, с его историческими и художественными проектами. Кроме того, Москва в творчестве Орлова — город русский в естественном понимании этого слова. И если иные поэты из молодых — Евгений Никитин, Кирилл Корчагин, их много, кочующих из одного сборничка в другой, стараются иметь дело с какими-то отстраненно-холодными материями, если для уехавших на Запад язык становится автономным, теряет связь с объектами, то в этой московской поэзии слова все еще означают то, что означают. Мало кому сейчас под силу говорить просто, мало кто осмелится на это. Ощущение Москвы — и шире, страны — даны неусложненным размером, внятно и даже несколько агрессивно. Я сын громадных, вековых трущоб, Рожденный под «Прощание славянки», И методов ошибок, черных проб, Я собираю ветхие останки / Страны, которой больше не вернуть... (Стихотворение «Явь»). Без горделивых поучений, не впадая в выморочные политические дискуссии, Александр Орлов касается актуальной межнациональной темы. В стихотворении «Православный нойон» даже, можно сказать, что и решает ее, говоря о евразийской общности, естественно соединившийся в одной — его, поэта — личности. Но кочевая кровь не оставляет возможности застыть в описаниях, констатациях. Внутренней лирике. «Малахитовый просвет» обещает путешествие, странствие: Билет, вагон, купе, поклажа, полка... Мир тронулся? Нет, уезжаю я. Тесное обилие согласных в коротких словах первой строки не только рождает воспоминание об обычном, в общем-то, для путешествия в поезде звуке — перестуке колес на стыках рельсов. Здесь слышно, что «мир тронулся» не плавно, а рывками, болезненно. И герой Орлова отправляется на Восток. Вот «Вороний хиджаб»: Покупаю кашанский ковер, Портмоне, намакдан и кувшины, Но иранки нечаянный взор Превратил мое сердце в руины. С намакданом — большой тканой сумкой для припасов, Московский кочевник странствует вполне в питерской традиции. Словно Гумилёв, привозивший из Абиссинии «дикарские вещи» с запахом «ладана, шерсти звериной, и роз». Как Велимир Хлебников, в котором персы видели дервиша. Но традиция странствий рождалась и в домовитой Москве — и мы вновь возвращаемся к Есенину: «Ты пропела: “За Ефратом / Розы лучше смертных дев”...». По-видимому, сидя в Баку под опекой друга своего Блюмкина, в задачу которого входило не пускать Есенина за Каспий вместе с красной Персармией, поэт ощущал себя московским кочевником — Шаганэ, прекрасная Лала... Той же лирики не чужд и Александр Орлов. Это чувство как хочешь, мой друг, назови. Всех лучше его описал Гянджеви... И мне в этой бледной, унылой дали Мерещится образ прекрасной Лейли. Но что еще может чувствовать поэт на Востоке? Однако недаром в предисловии к книге «Московский кочевник» Сергей Арутюнов назвал традицию Орлова «юнкерской», имея в виду главным образом Николая Гумилёва. Только где «Африканский дневник» Гумилёва, там и Рембо, и Киплинг... Чернеет в печали нагорье Тибести, Пустыню укроет лиловый закат. Забудется все, кроме долга и чести, И высохнет зеркало озера Чад. В таких стихах, как «Покидая Чад», автор снова возвращается к прямым ответам на актуальные вопросы. Но этот жест имеет и еще одно, внешнее, значение. Стихи эти возвращают жизнь гражданской лирике, высказывающейся по самым болезненным проблемам, и даже полагающей это высказывание основной целью. Казалось, ничего подобного не может существовать в эпоху симулякров — политические и рекламные агитки не в счет. Александр Орлов может себе позволить высказаться и в такую эпоху. ![]() |
ГолосованиеПортал "Мегалит" приглашает вас выбрать автора месяца из поэтической серии "Только для своих", изданных в феврале 2016 года. С книгами и авторами серии вы можете ознакомиться в разделе "Книги" или в спецразделе "Только для своих (см. меню на любой странице портала)ЖурналыЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГОСОБНЯКМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АИНФОРМПРОСТРАНСТВОЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСТЕРЖЕНЬГРАФИТБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATНАШЕ ПОКОЛЕНИЕЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:ДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯТело ПоэзииСВОЙ ВАРИАНТБАШНЯ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРААРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПЗНАКИ11:33УРАЛ-ТРАНЗИТАЛЬТЕРНАЦИЯ |