Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Проект АРЕаЛ | ГЕОЛОГИЯ | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ | Спонсоры | Связь с координатором портала |
![]() Центр |
Ирина ХотинаОб авторе: Родилась в Москве. По профессииврач-терапевт. Репатриироваласьв Израиль в 1992... |
Виктория ЛернерОб авторе: Родилась в 1943 году в эвакуации, с 1947 года жила в Днепропетровске... |
Константин ЕмельяновОб авторе: Родился в городе Алма-Ата (Алматы), республика Казахстан в 1966 году. Окончил... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаСеверная АмерикаКанадаСШАЦентральная АзияКиргизстанУзбекистанСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Эмиль СокольскийМудрая блажь. О стихах и пародиях Евгения МининаНачинать надо не с того, что Евгений Минин пародист, а с того, что он — поэт. Его стихи разные: веселые, грустные, шутливые, горькие, бодрые, усталые... и всегда — мудрые. Минин склонен к афористичности, даже порой к назидательности, однако он не учит, не направляет читателя на путь истинный: словно пригласив к себе в гости, он разговаривает с нами как давний добрый знакомый, делится итогами прожитой жизни, не гнушаясь бесхитростными, порой простецкими выражениями, будто и сам давно уже ничем не удивлен, и собеседника не старается удивить. Минину удобна форма прямого высказывания; слова произносятся легко, зачастую почти небрежно, автор чувствует себя свободно в рамках классического размера и не озабочен поисками диковинных рифм. Характерное свойство мининского стиха — его негромкость, отсутствие метафорических прикрас, интеллектуального напора; напоминая, что поэт бывает «Порой настолько мал, что виден отовсюду. / Порой настолько тих, что слышен там и тут» и что «не сам по себе он гуляет, / Он гуляет в самом себе», Евгений Минин делает парадоксальное заключение о месте поэта в мире: «Необходимый всем, не нужный никому». А в другом стихотворении — не без юмора подводит итог своей поэтической деятельности: «Творить стихи — какое благо... / Творить стихи — такая блажь!»
Не знаю, насколько блажь, но для меня прочесть такие строки — скорее благо: Висит над землею волшебная осень из птичьего клина, из листиков клена. Давай у нее, всемогущей, попросим багряных искринок, дождинок соленых. О том, что у нас впереди расставанье, еще мы не знаем, еще мы не верим. Беспечно колдуем осеннею ранью, мы сказочный строим и призрачный терем. Здесь — растворение в красоте окружающего мира, при полном сознании того, что впереди ждут неизбежные потери, что счастье ходит рука об руку с горем, что жизнь человеческая нещадно торопится к завершению («Время камнем движется ко дну, / Стрелки мчатся, словно карусели»). Не всегда поэт способен противостоять мрачным настроениям, и в его гармонические, тихие строки проникают ноты, от которых внутренне вздрагиваешь: Ни запала нет в душе, ни пыла В ожиданье завтрашнего дня. Это значит — осень наступила, Наступила прямо на меня, — да наступила так, что между «невезеньем» и «вздорной удачей» не видится принципиальной разницы; автор уже ничего не «просит», не строит «сказочных теремов»: романтический порыв уступил место тоске обреченности: Не ищу ни в чем спасенья, чудесам давно не верю... Постучался день осенний — я пойду... Открою двери, — или, того хуже, крайнему обострению чувства душевного неуюта: Вроде надо бы выглядеть гордо, Сочинять ироничный сонет, Да беда, что внутри непогода — Заливает, а выхода нет. И все же строки Минина настолько живые, так нетороплива у них походка, так естественна интонация, что в его мире не зябко — скорее, тепло; стихи к нему приходят, не спрашивая, на подъеме поэт или в упадническом состоянии духа. Конечно, автор помнит о том, что надо «выглядеть гордо», не изменяя иронии и юмору, он говорит себе: «Судьбу не погружай в упреки / из-за любого пустяка», и — возвращается у философскому восприятию действительности: «Все сложилось удачно на свете. / Все промчалось своим чередом», «Хорошо, что затянута мраком / Тайна — сколько отсчитано дней». На многих стихотворениях Минина лежит свет доброты, — вот еще одна узнаваемая мининская черта. С отеческой укоризной говорит поэт о злых людях: «Отвечать укусом на укус / до чего змеиное занятье...», и (поскольку зашла речь о животном мире) заранее жалеет братьев своих меньших: случись с ним что, его собаки и кошки останутся без должного присмотра. Важный момент в творчестве Минина! Ведь доброта и вызывает в нем эту специфическую «улыбчивую» интонацию, этот ненавязчивый юмор — что и определяет в основном почерк поэта: Подобрали собаку на улице, а кота принесли с помойки. Мы сделали им прививки, и кормили неплохо, кстати, А по ночам эта парочка дрыхнет на нашей койке, А мы с женою на коврике, который возле кровати. Юмор и самоирония дают силу жить, не страшась ударов судьбы («сильный — тот всегда поднимется с колен»), тем более что выручает поэзия, ведь «еще от белого листа / Пахнет бесконечностью и тайной». И неизменно вдохновляет близость любимого человека: Когда ты рядом — по любым приметам Я чувствую дыхание любви. Поэтому мининский «Крик души» («Только от жены / не вижу ни на грош почтенья») я принимаю за шутку (как и в стихотворении «Жасмин» — «одесский» оборот «Ах, какой у любви аромат жасминный, / Сам не знаю, чего только раз женат!»), поскольку ему решительно противоречит другое — о прекрасных женах: Пытаются они нас ублажить, стараются быть рядом незаметными... Одни нам помогают дальше жить, другие просто делают бессмертными... Когда Минин касается политики, возникает впечатление, что «тема» у него забивает поэзию и передается рифмованное сообщение. Не уверен, что оправдывает себя опыт написания длинных стихотворений (которых, впрочем, не так много): разжижается художественная мысль, размывается фокус. Все-таки Минин, по моему убеждению, по природе своего дарования миниатюрист. Это подтверждают его неисчислимые пародии на современных поэтов. Минин мастер выискивать в стихах неудачные, смешные, забавные, странные слова, обороты и целые строфы; он работает в режиме мгновенного реагирования. В миниатюрах перед нами разворачивается театральное представление, в котором одна строчка смешней другой — и, конечно, самая смешная последняя, ударная. Здесь Минин (идя по пути Александра Иванова) проявляет себя больше как юморист, мастер эпиграммы, нежели как поэт, пародирующий индивидуальную манеру автора, его художественные приемы. Хотя в последнее время я стал склоняться к мысли, что сегодня, когда поэтов с неповторимым творческим лицом не так уж и много, цитатная пародия имеет такое же право на существование, как стилистическая. Приходится признать, что преданных любителей поэзии — единицы: по стилю нынче могут угадать поэта только очень сведущие читатели. Так что с пародиями, в нашем случае, надеюсь, все в порядке? Евгений Минин свое дело знает... ![]() |
ГолосованиеКак часто вы посещаете портал "Мегалит"?ЖурналыРусское вымяВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГОСОБНЯКМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЮЖНЫЙ УРАЛБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовТело ПоэзииГРАФИТБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗИНЗИВЕРВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕИЛЬЯАРГАМАК-ТатарстанИНФОРМПРОСТРАНСТВОДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬСВОЙ ВАРИАНТБАШНЯ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЗАПАСНИКЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33УРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |