Анна Божко

«Я часто вспоминаю осень юга…». Рукописи И.А. Бунина в фондах Одесского литературного музея

Иван Алексеевич Бунин – известнейший русский прозаик и поэт, создатель замечательных образцов пейзажной, интимной и философской лирики, ярких реалистических произведений о русском крестьянстве. Его творчество является как бы мостом между классической литературой XIX века и литературой века ХХ.
Александр Твардовский писал, что «перо Бунина… – пример… благородной сжатости русского литературного письма, ясности и высокой простоты (чуждой мелкотравчатым ухищрениям формы ради самой формы)». Литературный дар Бунина он оценивал так: «Талант красивый, как матовое серебро».
Всю свою жизнь И.А. Бунин провёл в странствиях, не имея собственного пристанища. «Я чувствовал, что я чужой всем званиям и состояниям…Я жил, на всех и на всё смотря со стороны, до конца ни с кем не соединяясь…И по-прежнему дома не сиделось» (Собр. соч., т. 9, с. 352).
Внутреннее одиночество порождало желание куда-то уехать, прочь от всех, а может, и от себя. Наверное, именно этому свойству И.А. Бунина мы и обязаны тем, что он часто приезжал в наш город.
В фондах Одесского литературного музея хранятся три оригинальных письма И.А. Бунина, которые адресованы его друзьям-одесситам. Два из них написаны художнику П.А. Нилусу,  одно – писателю А.М. Фёдорову. Одно из адресованных Нилусу – датировано 3 апреля (22 марта) 1913 г., написано на острове Капри и включает рукопись ранее не опубликованного стихотворения «Полюс». Второе – открытка, посланная П.А. Нилусу из порта Джибути, без указания года, датированная 4 марта (19 февраля).
Подарены рукописи нашему музею одесским меценатом, директором фирмы «Интерброкер», Виталием Александровичем Оплачко. По словам В.А. Оплачко, он приобрёл письма для Одесского литературного музея у одесского скульптора Владимира Дмитриевича Земского, который, в свою очередь, купил их в одном из одесских антикварных магазинов.
Третье письмо подарено музею СФК – Советским фондом культуры в 1990 г. Адресат его – Александр Митрофанович Фёдоров, одесский литератор и художник. Датировано оно 30 мая 1932 г., написано на обороте фотооткрытки, изображающей И.А. Бунина в г. Грасе (Франция).
Впервые И.А. Бунин приехал в Одессу 9 июня 1896 г., жил три дня на даче у своего приятеля – Фёдорова. Затем ежегодно, а то и два раза в год, Бунин приезжал в наш город. В Одессе он побывал более тридцати раз.
В следующий приезд в мае 1897 г. Иван Алексеевич жил у Фёдорова в Люстдорфе, познакомился с А.И. Куприным,  жившим в то время у соседей Фёдорова по даче – Карышевых. Именно Бунин помог Куприну опубликовать несколько его ранних рассказов в одесских газетах.
Летом 1898 г. писатель вновь побывал в Одессе. Этот третий приезд стал одним из самых значительных для него. Бунин знакомится в Одессе с Николаем Петровичем Цакни, редактором газеты «Южное обозрение», часто бывает у него на даче и знакомится с  дочерью Цакни – Анной. Иван Алексеевич влюбляется и вскоре делает Анне предложение. 23 сентября 1898 г. состоялась свадьба, и молодожены поселились в доме семьи Цакни на ул. Херсонской, 44 (ныне улица Пастера).
Счастье  было недолгим, через полтора года, в 1900 г. брак распался. Через несколько месяцев после разрыва Анна  родила сына Колю, который спустя четыре года умер от скарлатины.
Но были у Бунина и другие связи с Одессой – намного более прочные и счастливые, продлившиеся много лет. Это была дружба с одесскими художниками, членами «Товарищества южнорусских художников»: Петром Александровичем Нилусом, Евгением Иосифовичем Буковецким, Владимиром Павловичем Куровским и другими.
По четвергам художники собирались у Буковецкого. «Четвергом» называлось еженедельное собрание южнорусских художников, писателей, артистов… вообще людей, любящих искусство, весёлое времяпрепровождение, товарищеские пирушки. После обеда художники вынимали свои альбомы, писатели, поэты читали свои произведения, певцы пели, кто умел, играл на рояле…» (В.Н. Муромцева-Бунина, Беседы с памятью. – «Новый журнал», Нью-Йорк, 1960, кн. 60, стр. 172).
Особенно сблизился Иван Алексеевич с П.А. Нилусом, дружба с которым перешла в братские отношения и длилась долгие годы. Бунин, кроме душевных качеств, ценил в Нилусе талант художника, тонкое понимание природы, людей, особенно женщин – и всё уговаривал   писать художественную прозу.
Пётр Александрович Нилус родился в 1869 г. в Одессе, где и жил до эмиграции в 1919 г. Эмигрировал вместе с А.М. Фёдоровым сначала в Румынию, а затем в Болгарию, после добрался до Франции. Какое-то время художник жил в Париже в одном доме с И.А. Буниным, который позднее написал: «Наследие он оставил большое…Картины его находятся во многих и многих русских и европейских музеях и частных собраниях…Был он и талантливым беллетристом». Умер Нилус в 1943 г.
Первый рассказ Нилуса «Утро» был посвящен И.А. Бунину. В 1901 г. Нилус посвятил Бунину свою картину «Одиночество» – на фоне осеннего пейзажа изображена женщина, сидящая на берегу озера. По своему настроению эта картина очень созвучна лирике Бунина того времени – Нилусу посвящены стихи «Счастье» и «Одиночество».
В 1918 г. Нилус написал портрет И.А. Бунина (ныне хранится в музее Бунина в Орле). Дружба с Нилусом продолжалась всю жизнь. В эмиграции, общаясь с П.А. Нилусом,  Бунин часто вспоминал Одессу и всех одесских друзей своей молодости.
Рассказ «Галя Ганская» – один из многих, вошедших в книгу «Тёмные аллеи» – история любви. Действие происходит в Одессе, герои встречаются на углу улиц Дерибасовской и Преображенской, на Соборной площади, в Отраде. Рассказ напоён весной, морем, одесским солнцем, и тем острее  трагический финал – смерть Гали Ганской. В образе влюбленного молодого художника писатель использовал некоторые черты Петра Александровича Нилуса.
Нилус был и прототипом художника в рассказе Бунина «Сны Чанга». Да и чердак, на котором жил герой, списан с чердака особняка художника Буковецкого на улице Княжеской, 27. Там  жил Нилус в 1918 г. В том же доме, в  то же время жил и Бунин с женой В.Н. Муромцевой.
Нилус писал о своём друге так: «Знакомство с художниками развивает в нём чувство к цвету, к форме… Из писателя, употреблявшего две, три краски, почти без оттенков, образовывается замечательный колорист… Принципы живописи решительно прививаются им литературе… Без Одессы он был бы писателем другого оттенка, характера».
«Бунин, – писал П.А. Нилус, – отдавал друзьям весь свой смех, всю свою молодую радость…».
С художником Евгением Осиповичем Буковецким Бунин сблизился уже в 1898 г. Буковецкий, по словам В.Н. Муромцевой-Буниной, был «изысканный человек, умный, с большим вкусом, старался быть во всём изящным».  Одна из его работ была приобретена Третьяковской галереей. В музее И.С. Тургенева в Орле хранится портрет И.А. Бунина работы Е.О. Буковецкого.
Бывал Бунин и на «четвергах» художников, которые чаще всего происходили в доме Е.О. Буковецкого, где он читал свои и чужие произведения. Вообще, время проходило там оживлённо и весело. Дамы, как правило, не приглашались, исключение делалось лишь для приезжих.
Бунин был членом «Литературно-артистического общества», в котором неоднократно выступал с  докладами и чтением своих произведений.
Ещё до разрыва с Анной Цакни писатель сотрудничал с одесской газетой «Южное обозрение», где редактором был его тесть – Н.П. Цакни. Он печатал здесь свои стихи, рассказы, литературно-критические заметки (например, о стихах А.М. Федорова. – 1899, № 728, 15 февраля и др.).
Революцию 1905 г. Бунин категорически не принял. Получив известие о всеобщей политической стачке, Иван Алексеевич вернулся в Одессу из Ялты. Позже Бунин напишет, что видел в Одессе «дьявольские вещи». «Одесский дневник» писателя заканчивается восклицанием «Русь! – Русь!».
После 1905 г. Бунин бывает в Одессе почти каждый год. Особенно следует отметить его приезды в 1910, 1911 и 1913 гг.
Зимой 1910 г. писатель работал в Одессе над повестью «Деревня», одним из лучших своих произведений. П.А. Нилус, прочитав рукопись, поместил о ней заметку  в газете «Одесские новости» (1910, № 8064, 13 марта) «Новая повесть И.А. Бунина». Он писал, что вскоре в журнале «Современный мир» появится начало новой повести И.А. Бунина, и дал ей краткую характеристику.
В конце 1910 г. Бунин с женой отправились в дальнее плавание: в Египет, на Цейлон, в Сингапур, надеялись побывать в Японии. Проездом они были в Одессе. Корреспондент газеты «Одесские новости» спрашивал Бунина о Толстом, о «последних  новостях и течениях в области литературы», и о предстоящей поездке («Одесские новости», 1910, № 8294, 15 дек.). 15 декабря Иван Алексеевич получил билеты на пароход «Владимир» и вместе с Верой Николаевной отплыл в тот  же день в Константинополь.
Очевидно, именно к этому времени относится письмо Бунина, датированное не годом, а только числом «19 февраля/4 марта»,  адресатом которого является П.А. Нилус.
Вот текст письма: «Благополучно дошли до Джибути. Влажно и жарко было в меру. Пока весьма доволен. Послезавтра снимаемся – на Цейлон. Целую. И.Б. Вид голых людей производит довольно сильное впечатление».
В  августе  1911 года Бунин жил в Одессе на Большом Фонтане на даче у Е. Буковецкого, где в то время жил и П. Нилус. Здесь Иван Алексеевич писал рассказ из крестьянской жизни «Сила» (датирован 16 августа). По соседству жил писатель Семен Юшкевич, приезжал иногда художник Леонид Пастернак.
29 февраля 1912 г., возвращаясь из заграничного путешествия, Бунин с женой прибыли в Одессу, остановились в «Лондонской» гостинице. На одном из четвергов писатель читал рассказ «Захар Воробьёв» и имел, как писали газеты, «шумный успех».
27 октября отмечалось 25-летие литературной деятельности И.А. Бунина. Он получил поздравление и из Одессы от членов художественных «четвергов».
В начале 1913 г. писатель снова отправляется в путешествие – едет с женой на остров Капри, затем в Неаполь. Именно к этому времени относится письмо к Нилусу, датированное 22 марта 1913 г.:
«Дорогой, прости, не поверил твоей поездке в Транду. Шлю тебе всякую кляповинку и крепко целую, равно как и Евгения (Буковецкого – А.Б.). Послезавтра, надеюсь, уедем с острова в Неаполь. Там посмотрю – м.б., куда-нибудь пропадём на недельку, другую, а м.б. – прямо в Одессу. Твой И. Бунин. 3 апреля/22 марта 1913 г.»
На левой стороне страницы: «Писаные стихи сохрани – ещё не напечатаны».
На втором листе – стихотворение «Полюс»:

ПОЛЮС

Свой дикий чум среди снегов и льда
Воздвигла смерть. Над чумом – ночь полгода.
И бледная Полярная Звезда
Горит недвижно в бездне небосвода.
Вглядись в гигантский призрак. Это – Смерть.
Она сидит близ чума, устремила
Холодный взор в полуночную твердь –
И навсегда звезда над ней застыла.

И в конце приписка: «Это посылается, конечно, так, для прочтения. Прочти и брось. А то я написал да и испугался: а ну-ка он сдуру тиснет где-нибудь, хоть в этом самом журнале. Избави Бог, Пётр, – говорю серьёзно. (Ведь журнал-то мог возобновиться)».
Из интервью с Буниным в газете «Южная мысль»: «Вернувшийся только недавно с острова Капри известный поэт и писатель Ив. Бунин в восторге от дивной природы, от яркого солнца, напоминающего ему итальянское, от молодой зелени расцветающих деревьев, от чистоты и опрятности нашего вполне европейского города».
Весну и лето 1913 г. Бунин провёл в Одессе, на первое время остановился в «Лондонской» гостинице, а с 12-го мая Бунин и Вера Николаевна жили под Одессой на Большом Фонтане (дача Ковалевского).
14 мая 1913 г. Бунин писал брату Юлию: «Мы третий день на даче – у нас поразительно хорошо. Наняли повара с женой-горничной. Приезжай поскорей».
В этот период Иван Алексеевич начал работать над рассказом «Чаша жизни». 26 мая 1913 г. в газете «Русское слово» был напечатан отрывок, озаглавленный «Отец Кир». Завершён рассказ 2 сентября 1913 г. Занимался он и составлением книги новых рассказов. В письме Н.С. Клестову, заведующему «Книгоиздательством писателей», Бунин писал, что в неё войдут рассказы, написанные главным образом  прошлой зимой на Капри.
25 мая в Одессу приехал Юлий Алексеевич. Братья отправились на две недели в плавание по Чёрному морю и Дунаю. По возвращении Бунин очень много работал. В сентябре он написал рассказ «Я всё молчу». Об этом В.Н. Муромцева-Бунина сообщала В.А. Телешовой 19 сентября 1913 г.: «Ян работает, написал два мрачных рассказа». Писатель прожил под Одессой почти весь сентябрь. В последних числах сентября он уехал с женой в Москву.
В мае 1914 г. Бунин поселился под Одессой на Большом Фонтане. Он занимался  подготовкой своих произведений для полного собрания сочинений. Тогда же  познакомился с протеже А. Фёдорова – юным Валентином Катаевым – который принес ему тетрадь со своими стихами. Позже Катаев называл Бунина своим учителем.
В июне  писатель отправился с братом в поездку по городам Волги, а третьего июля уже был снова под Одессой, на Большом Фонтане. На Большом Фонтане Бунин провёл полтора месяца. В июле он написал «Святочный рассказ» (позже озаглавленный «Архивное дело»). В середине августа уехал с женой в Москву.
Зиму 1917-1918 гг. Бунин прожил в Москве, не понимая и не принимая того, что творилось вокруг него. Об этом свидетельствует дневник «Окаянные дни», который он вёл в это время и который продолжил писать в Одессе.
В письме к А. Бабореко В.Н. Муромцева-Бунина писала (письмо от 13 марта 1958 г.): «Сообщаю наши даты. Мы покинули Одессу в 1920 г. 26 января по старому стилю. А из Москвы мы выехали 21 мая 1918 г. … Мы ехали в санитарном вагоне до Минска. От Минска в поезде до Гомеля. Там сели на пароход до Киева. В переполненном Киеве едва нашли пристанище. Одолевали Ивана Алексеевича поэты и писатели, так что из-за них пришлось бежать в Одессу… Сняли на лето дачу Шишкина за Большим Фонтаном, жили там до октября. Затем переселились в город, где нам сдал две очень хорошие комнаты в своем чудесном особняке Евгений Иосифович Буковецкий, художник.
Прожили мы там год и почти четыре месяца. Там же проживал и художник Петр Александрович Нилус, большой друг Ивана Алексеевича. Он тоже и писатель, очень оригинальный, таким может быть только художник, что особенно ценил Иван Алексеевич».
В Одессе Бунин заведовал литературным отделом газеты «Южная мысль». Часто встречался с Валентином Катаевым (Воспоминания об этих встречах – в «Траве забвения»).
4 апреля  1919 г. город заняла Красная армия. Иван Алексеевич, как писал В. Катаев «был уже настолько скомпрометирован своими контр-революционными взглядами, которых, кстати, не скрывал, что его могли без всяких разговоров расстрелять и наверное бы расстреляли, если бы не его одесский друг художник Нилус …если бы этот самый Нилус не проявил бешеной энергии – телеграфировал в Москву Луначарскому, чуть ли не на коленях умолял председателя Одесского ревкома, – то ещё неизвестно, чем бы кончилось дело. Так или иначе, Нилус получил специальную, так называемую «охранную грамоту» на жизнь, имущество и личную неприкосновенность академика Бунина, которую и прикололи кнопками к лаковой, богатой двери особняка на Княжеской улице».
В августе 1919 в город вошла Добровольческая армия. 26 января (по старому стилю) 1920 г. на французском пароходе «Спарта» Бунины отплыли в Константинополь – последние минуты на родине и  плавание описаны в рассказе «Конец». Из Константинополя прибыли в Болгарию и Сербию, а в конце марта – в Париж.
В своём творчестве эмигрантского периода Бунин обратился в основном к лирическим воспоминаниям молодости. Все настойчивей звучала в его произведениях тема смерти, выступающей разрешительницей всех противоречий в рассказах о роковой любви: «Митина любовь» (1925), «Дело корнета Елагина» (1927), цикл новелл «Тёмные аллеи» (1943). Самым значительным произведением, которое Бунин написал в эмиграции, был автобиографический роман «Жизнь Арсеньева» (1927-1933).
Заметное место в творчестве Бунина занимают воспоминания о Чехове и Толстом, которых он считал своими учителями. Первые заметки «Памяти Чехова» были опубликованы в 1904 г. в одной из книг горьковского товарищества «Знание». Льву Толстому Бунин посвятил литературно-философское исследование «Освобождение Толстого» (1917). Бунин продолжал писать о Толстом и в начале 1930-х гг.
Летом 1931 г. Иван Алексеевич написал целую серию коротких рассказов, которые вошли в книгу «Божье древо».
К этому времени и относится третье письмо И.А. Бунина из фондов Одесского литературного музея. Адресовано письмо давнишнему одесскому другу Бунина – Александру Митрофановичу Фёдорову, датировано 30 мая 1932, написано на обороте фотооткрытки, изображающей И.А. Бунина в городе Грасе, где он в то время жил:
«Дорогой Митрофаныч, спасибо тебе за милое и нежное письмо. Ужасно жаль тебя и Л.К. (Лидия Карловна, первая жена А.М. Федорова – А.Б.). С радостью выслал бы тебе «Б. древо», да нет ни одного экземпляра, а выписать не могу – не на что. Не неразб. этому – 20 фр. для меня теперь порядочн. деньги. Целую тебя сердечно. Твой Ив. Б.».
До эмиграции А.М. Фёдоров был известным поэтом, прозаиком, драматургом, переводчиком. Автор более двух десятков книг, среди которых – романы, сборники стихов, переводы, пьесы, путевые записки. Его имя часто встречалось на страницах петербургских и московских периодических изданий, пьесы шли на сценах столичных театров.
Он регулярно печатался на страницах одесских газет и журналов. А.М. Фёдоров был членом Литературно-артистического общества и библиографического общества, преподавателем театральной студии В. Тезавровского. Круг его интересов широк и разнообразен – увлекаясь живописью, Фёдоров выставлял свои работы на выставках Южнорусских художников.
Родился А.М. Федоров 6 (18) июля 1868 г. в Саратове, обучался в реальном училище. Какое-то время выступал на сцене, много ездил, скитался по российской провинции.
В Одессу на постоянное место жительства Фёдоров переезжает в 1896 г. Трудно переоценить роль Александра Митрофановича во влиянии на одесскую культурную жизнь того времени. Точно отражают отношение к нему в Одессе слова К.И. Чуковского: «В Одессе его очень любили, там была у него приморская дача, в которой каждый столичный гость, принадлежавший к литературному или театральному цеху, находил радушный приём и пристанище».
Начиная с первого приезда в Одессу в 1896 г., Бунин часто гостит у Фёдорова, благодаря ему сближается с группой южнорусских художников.
Александр Митрофанович был шафером на свадьбе И.А. Бунина. По воспоминаниям В.Н. Муромцевой, и знакомство Бунина с Анной Цакни произошло благодаря Фёдорову: чета Цакни приехала в гости на его дачу. А вскоре Николай Цакни пригласил молодых писателей – Бунина и Фёдорова к себе на дачу, на 7-ю станцию Большого Фонтана, где   Иван Алексеевич увидел красавицу-гречанку, дочь Цакни от первого брака.
Круг знакомых и друзей Фёдорова обширен, это буквально «вся Одесса»: писатели, художники, актёры и политические деятели. Его дом без сомнения был одним из самых заметных «культурных гнёзд» города.
Но нужно сказать, что «дом Фёдорова» – это образ собирательный, по словам краеведа С.З. Лущика, «соединивший в себе много дач и квартир», «разбросанных вдоль одесского побережья от порта до Люстдорфа». В зимние месяцы Фёдоровы снимали квартиры в городе.
Первый собственный дом появился только в 1912 г. Жила семья в этом доме до 1919 г., до года эмиграции Александра Митрофановича в Румынию, а затем в Болгарию. В доме осталась жена Фёдорова – Лидия Карловна и жила в нем до 1937 г., вплоть до своего ареста и расстрела.
Двадцать девять лет жизни писателя связаны с Болгарией. В далёком прошлом оставались его дружба и переписка с А.П. Чеховым, товарищеские отношения с Куприным, Буниным, Катаевым. В Софию Александр Митрофанович приехал вместе со своим старым другом – П.А. Нилусом в канун нового, 1920, года. Один из ближайших друзей Фёдорова, болгарский писатель Стилиан Чилингиров, писал о своих первых впечатлениях о русских эмигрантах: «Эти люди жили одним желанием – выговориться. Они думали, что в разговорах заглушат тоску по покинутой Родине, а в песнях утопят вздохи отчаяния. Море муки, горы скорби несли они в своих душах!».
В Софии писатель поселился на ул. Чепина 19, в квартире Невены Железовой, на которой впоследствии женился. Одно из стихотворений А.М. Фёдорова из архива, переданного в Одесский литературный музей дочерью Железовой – Лилианой Георгиевной Шульц, отражает горькие мысли поэта-эмигранта:

«Не дай мне, Боже, догореть
Углём в золе.
Не дай мне, Боже, умереть
В чужой земле».

Но жизнь распорядилась иначе, и А.М. Фёдорову было суждено умереть в чужой земле,  в  1949 г.
Не случайно в начале своего письма Фёдорову от  30 мая 1932 г. Бунин пишет: «Ужасно жаль тебя и Л.К.», имея в виду эмиграцию и разлуку.
Что же касается сетований Бунина, что ему не на что выписать экземпляр своей книги, то этому имеется объяснение: живя в  Грасе с мая 1925 г., Бунин с женой перебивались случайными заработками, случайными гонорарами. Впоследствии в число домочадцев вошли поэтесса Галина Кузнецова, прозаики Николай Рощин и Леонид Зуров, заработки которых были также непостоянны – чаще они просто жили за счёт хозяев.
В мае 1932 г. у Ивана Алексеевича обострились проблемы со здоровьем, открылись сильные кровотечения. 1 июля Вера Николаевна записала в дневник: «Мы стали очень мало есть». 15 июля в дневнике появилась следующая запись: «Две недели не записывала. Чувствовала себя дурно. Был вызван к Яну Маан (доктор) и заодно меня осмотрел. Оказывается, я очень истощена. Нельзя даже по саду вверх ходить. Ян уже больше трёх недель теряет кровь. Похудел, побледнел. Всё чаще приходит мысль, что без второй операции дело не обойдётся. Жаль его ужасно и страшно за него… Мне «детей» жаль. Им очень хочется куда-нибудь проехаться. Но они кротко проводят все дни за работой…».
Бунин в то время, несмотря на болезнь, очень много работает, дописывает пятую книгу автобиографической повести «Жизнь Арсеньева». Штудирует всю доступную литературу о Льве Николаевиче Толстом, делает выписки и наброски воспоминаний. Готовит своё собрание сочинений на 10-11 томов.
25 октября 1932 г. был получен чек за издание «Чаши жизни» и других рассказов на шведском языке. В ту осень Бунин работал как никогда много.
Через год, 10 ноября 1933 г., И.А. Бунин первым из русских писателей получит Нобелевскую премию в области литературы.

К списку номеров журнала «ЮЖНОЕ СИЯНИЕ» | К содержанию номера