Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Проект АРЕаЛ | ГЕОЛОГИЯ | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ | Спонсоры | Связь с координатором портала |
![]() Центр |
Евгений Сергеевич НикитинОб авторе: родился в 1981 году в молдавском поселке Рышканы и впоследствии жил... |
![]() Дана КорсикОб авторе: Родилась и живет в Минске. Публиковалась в журнале "Досуг для детей", газете... |
Виктор Иванович ОкуневОб авторе: член Союза литераторов РФ (1991), член СП России (1998). В 1955-57 учился... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаСеверная АмерикаКанадаСШАЦентральная АзияКиргизстанУзбекистанСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Евгений СтепановАлексей Кручёных как поэт-пророкАлексей Кручёных оставил обширное и очень противоречивое творческое наследие. И личностью он был несомненно неординарной.
С одной стороны, он, выдающийся русский поэт-новатор, создал собственный язык, который не устарел спустя многие десятилетия, обогатил возможности поэтической речи. С другой стороны, как большинство футуристов, Кручёных восторженно принял октябрьскую революцию1 и сразу не увидел ее разрушительного начала. Прозревал Кручёных постепенно. Вместе с тем, он всегда был остро-социальный поэт, активно реагировал на окружающий мир, на события — на войну, революцию, голод 22 года и т. п. И своим заумным ритмико-фонетическим — новым! — письмом выражал эпоху. Выражал адекватно, что было трудно сделать сугубо традиционными способами. Показательно в этом смысле стихотворение «ГЛОД И МОР»: Ночь… Нучь… тычь… туч… Ход дрог… гроб… глух… Звук пал… крик! Блеск! НОЖ КР-Р! Течь… кровь… тих… ЗОЛ ГЛОД! МОР НАГЛ! НОЖ ГОРД! МИР ПАД!2 Соединение сугестивной лексики и скрежещущей звукописи дает выразительную кар-тину голода и смерти. Причем, в основе этого поэтического текста, написанного с эле-ментами уместного здесь брахиколона, лежит не заумь (КР-Р!), а выверенное вербальное письмо. Характерны здесь лейтмотивные лексемы: гроб; кровь; мор нагл; нож горд!; мир пад! Большинство текстов Кручёных написано именно на стыке традиционной лексики и зауми. …Поэты предвидят будущее. И свое, и общественное. Пушкин, Лермонтов, Хлебников, Гиппиус, Цветаева, Бальмонт, Рубцов, Глазков оставили поразительные в этом (и в этом!) смысле стихотворения.3 Константин Бальмонт, например, писал: Наш царь — Мукден, наш царь — Цусима, Наш царь — кровавое пятно, Зловонье пороха и дыма, В котором разуму — темно. Наш царь — убожество слепое, Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел, Царь — висельник, тем низкий вдвое, Что обещал, но дать не смел. Он трус, он чувствует с запинкой, Но будет, — час расплаты ждет. Кто начал царствовать Ходынкой, Тот кончит, встав на эшафот.4 Алексей Кручёных развивал традиции поэтов-пророков, продемонстрировав профети-ческие функции своей поэзии. В 2002 году журнал «Футурум АРТ» (№ 4) опубликовал его неизвестные стихи эпохи Великой Отечественной войны. В частности, стихотворение РУСЬ, датированное 1943 годом. И снова дыбом война и гром, Ты щедро швырнула своим добром. Тебе не страшен теперь никакой черт, ни орудия его, ни брехня, ни миномет. Ты навеки победой себя оградила, с нами — крестная сила. Скорей гони дубиной в домовину фальшиста-висуна, горбатую свастину.5 Здесь показательны четыре последние строчки. Кручёных реально показывает будущее, более того, — проецирует его. И загоняет фальшиста (фашиста)-висуна (вспомним, как закончил свои дни Муссолини) в петлю. Поэт, конечно, не гадалка, поэт (как часть этноса) — создатель языка и, следовательно, человек, влияющий на мир. Кручёных предвидел не только реальное будущее, он пред-видел пути сохранения, сбережения языка, пути его в о с к р е ш е н и я. Создавая заумный язык, внедряя его в жизнь, Кручёных оживлял традиционный лексикон, расширял возможности русской поэтической речи. Очень многое у поэта получилось. Литература: 1. См., например, книгу Алексея Кручёных «Наш выход. К истории русского футуризма», Литературно-художественное агентство «РА», М., 1996 2. Алексей Крученых, Стихотворения, поэмы, романы, опера / Вступ. статья, сост., подг. текста, примеч. С. Р. Красовицкого. СПб.: Академический проект, 2001. С. 132 3. См. об этом подробнее в книге: Евгений Степанов, «Профетические функции поэзии, или поэты-пророки», М., «Вест-Консалтинг», 2011 4. Константин Бальмонт, Url: wwww.litera.ru 5. Алексей Кручёных, журнал «Футурум АРТ», № 4, 2002 Url: www.futurum-art.ru ![]() |
ГолосованиеКак часто вы посещаете портал "Мегалит"?ЖурналыРусское вымяВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГОСОБНЯКМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЮЖНЫЙ УРАЛБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовТело ПоэзииГРАФИТБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗИНЗИВЕРВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕИЛЬЯАРГАМАК-ТатарстанИНФОРМПРОСТРАНСТВОДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬСВОЙ ВАРИАНТБАШНЯ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЗАПАСНИКЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33УРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |