А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Причал
Родился в 1988 году в Ярославле, где поныне и проживает. Закончил Ярославский государственный университет им. Демидова, работает программистом. Пишет стихи.
Стихи молодого ярославского поэта Ивана Коновалова поначалу заставили обратить на себя внимание интересом автора к почти забытой в нынешнем поэтическом мейнстриме крупной форме. Да ещё вкупе с наполнением её стихами о наиболее драматических и переломных событиях русской истории. Согласитесь, редчайшее явление во времена постконцептуализма, метареализма и прочих инновационных творческих трендов. Ну, а по мере прочтения, погружения в тексты Ивана Коновалова сознаёшь, что они притягивают и своими сугубо поэтическими достоинствами – динамичностью и напряженностью высказывания, глубиной и сложностью тех сущностных материй, которые осмысливаются автором, незаурядной образностью, метафоричностью поэтического языка.
О. Г.
ПЕСНИ ПЕРЕМЕН Царь усат, и царю верны старая нянька да толстый кучер, но и кучер думает – а не лучше ль сматывать из страны? Ну а нянька шепчет и теплит свечи, и цыганские карты устало мечет, и не сводит с расклада незрячих глаз: то заменит карту, то переложит, то нахмурится, скажет: опять негоже, — и мешает колоду в который раз. На складах жиреют до лоска крысы, сторожам потребны новые пояса, а министр финансов пускает в лысый умный череп пулю, но по каса- тельной пуля скользит и ранит, он лежит в лихорадке четвёртый день. Царь с семьёй уезжает кататься. Сани по скрипучему снегу скользят как тень. Кучер гонит тройку, разбойно свищет, так что тетерева тяжело взлетают, так что псы по окрестным усадьбам лают, а хозяева взглядом иконы ищут. Кони вскачь летят соколами, зимний вечер не за горами. Кони вскачь летят, поднимают вьюгу, а в пустом дворце генералы в глаза друг другу не смотрят. В снежной шапке стоял великаном кряжистым – повалился ясень под белой ношей, поперёк дороги упал, подкошен, поперёк дороги, а сани мчатся, Цесаревна думает: гибель, кажется! Ей смешно, ей воздух вином морозным наполняет лёгкие. Кучер, пока не поздно – вожжи, дурень! Ништо – натянул, опомнился. Царь тепло укрыт меховою полостью. Паровоз вздыхающий под парами — так усталые кони встали. Царь задумчив, и кажется, что едва ли он заметил скачку. Уснул калачиком на коленях Августа серый кот. Так вот: по столице слух — перебои с хлебом (как огонь подпущенный в сухостой!), и народ, сойдясь, не царя, так небо костерит и требует новый строй. Околоточным велено расходиться, чёрти-что в столице, угар и чад, и толпу стегает по спинам, лицам пулемётной очередью солдат. И другой. И третий. Давно готовы! Пулемёты втащены на чердаки. Нянька старая карты мешает снова и сдаёт колоду не с той руки. А в заснеженной столице, где на флюгере тощий рыцарь то сюда повернёт копьё, то в сторону, из карет вылезают вороны. В лакированных туфлях и чёрных крылатках; отдают на входе слуге перчатки и по-птичьи ступают в дверной проём – у посла приём, у посла приём! У посла приём: зеркала, конфеты, томный вечер, женщины полураздеты. У посла приём: и начальник стражи беспокойно ломает в руках фуражку, и украдкой думает про лебяжий поворот головки. Посол неловко разбивает бокал, но, другой наполнив, поднимает тост: За свободу, братцы! Принуждённо пьют и скалятся, будто больно улыбаться. Пьют игристое, но давно передержанное вино. А в ночную метель, в рыбьем свете мутного фонаря мужики угрюмо, ничего уже не говоря, на телеги кидают трупы. Двух лошадок вздрагивают крупы, и если бы клячи не фыркали, боже мой, как бы тихо было! А так хоть какой-то звук, но темно, – так метёт, что темно, – и стыло. Ну а что ждёт царя, что ждёт усача этим вечером? Жирный тетерев с чесноком, в растолченных орехах, наперченный. К дичи терпкое вино цвета бычьей крови. Вот умеют же повара готовить! От Москвы купеческой самовар, кренделя и стерляжья икра на блюдечке. Апельсины! В самый разгар февраля будничны. Цесаревна сядет читать стихи и укроет плечи расшитой шалью будто с неба хлопьями – так легки – вечера кружащиеся опали. Не такая ночь государя ждёт, не такая! Мятежу в столице давно уже потакают. Эшелоны встали, штыки солдат треплют город, перебои с хлебом, и, говорят, – голод. Под откос пустились – какие там тормоза! Животы подводит уже неделю. У штабных посверкивают глаза золотыми пуговицами шинелей. Шелестят плащи будто крылья в пещере карстовой, щёлкают, щёлкают нетопырьи пасти: Ваше Величество, полно царствовать! Отрекайтесь. Генералы супятся и молчат, телеграфист выстукивает морзянку, новость кричит и летит в печать, страна взбудоражена спозаранку – зевает спросонок, лохматит волос проседь, читает, трясёт головою, очки просит, гадает – удача или потеря, читает, веря но и не веря. Что за чудо? В зимний месяц по-весеннему вскрылись льды. Что за чудо? Мы все вместе освобождены! Ни ярма теперь, ни ремня в портах; открывайте клетки, выпускайте птах! Не держи, старик, в услуженьи душу – отпускай-ка её наружу! Молоку, хозяйка, позволь сбежать; не в размер, поэт, сочиняй балладу. Столько сеяли – вышло время жать! Радоваться надо! Целый город выстужен: дров нет – споры, споры. Заседает временный кабинет – тот, который обжигается чаем, глотает дым, чей френч изношен, кто в учебниках хочет быть молодым и хорошим. Об него газетчики точат перья, как кухарки об оселки – тесаки Если кто поначалу в него и верил, их теперь по пальцам одной руки. Ну как бросились писать кому не лень – то памфлеты, то заметки, каждый день трескотню продают за копейки разворотами стены оклеивать. Чахоточный город харкает кровью, на полотнищах мокнет багряный цвет, потаённые деятели подполья с непривычки щурят глаза на свет. Вон агитатор треплется на ветру, рубит рукою воздух, блестит пенсне, голосом сбитым до волдырей про труд и про войну, законченную к весне, с жаром хрипит в шумящий камыш штыков: «Что нам терять помимо своих оков?» Город – в кумач, лозунги, околесица; с боем разогнан временный кабинет. Время не вскачь, а кубарем с лестницы, директива выходит: времени больше нет. Спросишь прохожего – который час? Винтовку скидывает с плеча. И вот тут-то у старой няньки пасьянс сошёлся – побледнела старуха, перекрестилась. ПОМЕХИ Так исчезает в радиоэфире ответ на позывной, когда гроза в закатной рыже-огненной порфире ползёт по небу. Силится сказать приёмник что-то, но шипит со свистом, а передатчик долбит всё равно... Трещат разряды молний, и радисту услышать бы, что в хрипы вплетено простое «Здравствуй!» или «Как там небо?», но шум скребёт и режет по ушам. Вот-вот пробьётся голос… или недо- берётся до приёмника; и сам, уже не зная толком, что он ищет, меняя частоту за частотой, радист подолгу слушает – и писчей бумаги рядом лист лежит пустой. * * * Собор виднелся через вьюгу с шинелью белой на плечах; и Ленин бронзовый, крича, с угрозой вскинутую руку уткнул в него. Какой-то лозунг растяжкой бился на ветру (мелькнуло: с ерами, про труд и революцию). Сам воздух дышал гражданской. Башлыки, шевроны, звёздочки, штыки... А снег, кружась, так густо сыпал, что стая вспугнутых ворон металась: с четырёх сторон белым-бело – кричи до хрипа. * * * Самовар теперь скопидомов друг, барахолок царь; переспело медь зеленит бока. То ли чай согреть, то ли кликнуть в сад нерадивых слуг, где стрекочут стрёкотом стрекочи, где и осы с росами заодно, из гостиной в сад распахнув окно, полной грудью, вдумчиво помолчи. А судьба как старый щелястый пол, с головой тяжёлой усталый вол: покачнувшись, тянет, скрипит, идёт. Комары в тени, на веранде чай. Самовар согрелся и заворчал, над вареньем осы кружат полёт. О КОЛДОВСТВЕ О, если бы птица в окно влетела, то я бы сказал тебе, дорогая – наверное, в доме беда. И ты бы затеплила свечи, плеснула воду в глубокую чашу и до рассвета всю ночь бы шептала воде такое, что если бы сорок я слов расслышал, то полголовы б моей стала белой. О, если бы рухнул церковный купол, то я бы сказал тебе: дорогая, недоброе что-то за нами ходит. И ты посолила бы тень от дуба, и тени велела следить за нами, а если недоброе что увидит – душить, не пускать, оплетать корнями. И дуб бы окреп, выпивая соки из твари, которую тень поймала. О, если бы денег мне было нужно, то я подошёл бы к тебе, родная, и просто сказал, что не в деньгах счастье, но счастье без денег – уха без рыбы, и ты бы в серебряный колокольчик с усмешкой недоброю позвонила, и белка вбежала бы, колокольчик забрав у тебя, и в передних лапах к мохнатой груди прижимая будто бельчонка, баюкала бы подарок и стрёкотом беличьим отвечала на просьбу добыть нам немного денег. Но это беда – не беды предвестник, не поступь тяжёлая неудачи, не бедности призрак, скребущий в окна, и не тебе её отвести. Нет, не тебе, о моя родная, развеять тяжёлую непогоду – я знаю, что всё колдовство бессильно, когда из зловонной пучины моря выходит на берег, подобна туче, война – и сначала кричит в столицах, затем, чтобы громче прогрохотать. Родная моя, не пытайся даже, теперь не твоя, но моя забота, и незачем знать тебе, что за средство я буду пытаться употребить. Единственно – помни, что если в жизни и есть мне за что расставаться с нею, то лишь за твою, о моя родная, любовь, что подобна осенней песне, которой ветра отпевают листья, которые кружатся в первый раз. ПРИЧАЛ Нет воды – ободранное дно! Солнце жжёт сухой остаток моря. Кораблям, стоящим на приколе, на приколе сгинуть суждено. Выше нос, мой обречённый друг! Как и я, теперь ты бесполезен, но мотор в проржавленном железе бьётся с шумом как сердечный стук. Ты теперь величественней, чем в рыболовном, каждодневном раже – Море в минувшем – держи туда же, морепашец, пасынок трирем. Разбивают время в пену дней – от причальной судроги прибоя как привыкли, промысловым строем держат курс туда, где плыть вольней, и уходят в прошлое суда, красных звёзд облупленную краску подставляя под сухую ласку рук песка. И думают – вода. О КОТАХ И КРЫСАХ Чума сбегала крысами по сходням нагруженных богато кораблей, где камфора, корица и елей, где кипарис, ценимый и сегодня. Худые и блохастые коты сражались как умели, но вторженье сдержать не в силах были: так костыль безногого вояки снаряженью, вельможной сытости лощёных слуг не может дать отпор, и крысы лезли по щелям и норам. Съестное если оказывалось там случайно, вдруг, то войско крыс плодилось и крепчало – так вместе с роскошью пришла чума с любимого торговцами причала. Беги в деревню, оставляй дома Надежда вымокшая страхом: смесь, как смесь духов, удушливого пота, как в диссонансе крепнущая нота органного аккорда присно есть. Ну так лети карета по ухабам! кобыла в мыле, пыле и в узде... Ты поцелую губ сухих и слабых уста подставил, и теперь везде: и в поседевших ив лохматых космах, и в узловатой старости маслин, недоброй мачехи сбежавший сын, читаешь вынесенный суд, но просто не в состоянии признать суда. Твоя душа сопрела и обвисла, и яд не сделал бы тебе вреда, но в вере есть запрет самоубийства. О чём же я? О доблести котов. Об исцарапанных, худых и рваноухих. Они сражались с крысами и тухли, бой проиграв, в канавах. Без цветов лежали мёртвыми, но солнце, лопнув в их честь пролилось кровью в моря муть, и лап не замочив, и не промокнув, коты ушли как посуху, к нему. * * * Душе от напряженья нет износа – в рассвете дня и на исходе дня взыскуй, Господь, и требуй от меня ответа на предельные вопросы. Огонь зажжён дымиться и мерцать: не дай мне скрыть за жалобами лени, не дай словами ложных откровений мне искушать нетвёрдые сердца. Есть путь оскудевания и праха (Пустыня не всегда была суха!) в ничтожестве – спасенье от греха, как в смерти – избавление от страха. Не дай мне, Боже, выбрать этот путь – не ловят в мелких водах крупной рыбы! Как много тех, кто многое могли бы, себе позволили забыться и уснуть. Игра в слова слова лишает связи, насмешка выхолащивает ум. Прости мне то, что часто я угрюм, но не прощай мне ни вранья, ни грязи. Дано огню гореть и не ожечь, цена горения не знает торга; наполненная грустью и восторгом пусть будет строгой и спокойной речь. Будь мерой, будь судьёй и сохрани меня от гнили скользкого унынья. Я возжигаю, Господи, отныне в твою лишь честь заветные огни.
К списку номеров журнала «ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРА» | К содержанию номера

|