Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Проект АРЕаЛ | ГЕОЛОГИЯ | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ | Спонсоры | Связь с координатором портала |
![]() Центр |
Ольга БулычёваОб авторе: Поэт. Родилась в 1989 году в г. Тверь. Победитель первого конкурса-марафона... |
Улаф БулльОб авторе: Норвежский поэт. Окончил Королевский университет Фредерика в Осло, где изучал... |
Игорь БулатовскийОб авторе: Поэт, переводчик. Родился в 1971 году. Автор книг стихов "Полуостров" (2003... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаСеверная АмерикаКанадаСШАЦентральная АзияКиргизстанУзбекистанСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Елена Крюкова«Через летейски воды протягиваю две руки»ПОПЫТКА ДИАЛОГА
Жизнь Марины Цветаевой – огромный купол, и на нём – могучие росписи: фрески, что написала она сама – собою, как живою кистью. Жизнь художника трагична изначально. «Что такое жизнь? Трагедия. Ура!» – воскликнул глухой Бетховен. Марина Ивановна брошена Божьей рукой в наш мир, во время и пространство, и идут круги по воде времён; художники, что живут позже, после неё, отваживаются подхватить у неё из рук её знамя. Её творчество пронизано знаками, которые варьируются через поколения. Быть может, она сама хотела этого, это предчувствовала – при всём том, что осознавала себя неповторимой и неинтерпретируемой, как всякий крупный мастер.
МУЗЫКА
Марина и музыка. Цветаеву учили музыке – мать, великолепная пианистка, мечтала о музыкальной карьере для талантливой дочери. Вместо судьбы пианистки – судьба стихотворца: музыка перелилась в стихи.
Сколь пронзительна, столь же Сглаживающая даль. Дольше – дольше – дольше – дольше! Это – правая педаль.
После жизненных радуший В смерть – заведомо не жаль. Глуше – глуше – глуше – глуше! Это – левая педаль…
Это её родная музыка отвечает Марине Ивановне – через века:
…Орган, раскрыв меня сухим стручком, Сам, как земля, разверзшись до предела, Вдруг обнажил – всем зевом, языком И криком – человеческое тело. Я четко различала голоса. Вот вопль страданья – резко рот распялен – О том, что и в любви сказать нельзя В высоких тюрьмах человечьих спален. Вот тяжкий стон глухого старика – Над всеми i стоят кресты и точки, А музыка, как никогда, близка – Вот здесь, в морщине, в съежившейся мочке…
Мощь, могущество музыки, в самых крупных и победных её ипостасях, сравнимы с константами земной жизни: с рождением, с миром и войной, со смертью. Там, где смерть – там Воскресение и воскрешение. Музыкой, как и поэзией, возможно воскресить погибшую душу. Музыка – благословенье; музыка – крест; музыка – каждодневные многочасовые экзерсисы; музыка – тяжкий труд; музыка – любовь, открытые врата наверх, в небо, к Ангелам.
МАГДАЛИНА
Женщина и музыка, женщина и любовь… Очень близко стоят они друг к другу. Иной раз – становятся одним. В колодцах времени, в глубине земного мифа есть одна женская фигура, притягательность которой для Цветаевой – вне сомнений. Это Мария Магдалина. Иосиф Бродский осторожно, бережно исследовал феномен «магдалинского» лейтмотива в стихах Бориса Пастернака и Марины Цветаевой.
Меж нами – десять заповедей: Жар десяти костров. Родная кровь отшатывает, Ты мне – чужая кровь.
Во времена евангельские Была б одной из тех… (Чужая кровь – желаннейшая И чуждейшая из всех!)
К тебе б со всеми немощами Влеклась, стлалась – светла Масть! – очесами демонскими Таясь, лила б маслá
И на ноги бы, и под ноги бы, И вовсе бы так, в пески… Страсть, по купцам распроданная, Расплёванная, – теки!
Пеною уст и накипями Очес и пóтом всех Heг… В волоса заматываю Ноги твои, как в мех.
Некою тканью под ноги Стелюсь… Не тот ли (та!), Твари с кудрями огненными Молвивший: встань, сестра!
Факел рыже-золотых волос Магдалины я вижу через всю тьму десятилетий, заслонивших от нас сияние живых глаз поэта:
Вот грязь. Вот таз. Гнездовье тряпки – виссон исподний издрала… Убитой птицы крючья-лапки на голом животе стола. Рубить капусту – нету тяпки. Я кулаками сок давила. Я черное кидала мыло в ведро. Я слёзы пролила.
Всю жизнь ждала гостей высоких, а перли нищие гурьбой. Им, как Тебе, я мыла ноги. Им – чайник – на огонь – трубой. Чтоб, как о медь, ладони грея с морозу, с ветру – об меня, – Бедняги, упаслись скореё от Преисподнего огня.
Да, праздник нынче. Надо вымыть придел, где грубые столы. Бутыли ставлю. Грех не выпить за то, что Ты пришёл из мглы. Ты шубу скидывай. Гребёнкой я расчешу её испод. Твою я ногу, как ребёнка, беру, босую, плачу тонко, Качаю в лодке рук и вод.
И я, меж нищими – любила их всех!.. весь гулкий сброд, сарынь!.. – Леплю губами: до могилы меня, мой Боже, не покинь. Лягушкой на полу пластая плеча и волоса в меду, – Тебя собою обмотаю, в посмертье – пряжей пропряду.
УБИТЫЕ ЦАРИ
Ещё один мощный образ, любимый Цветаевой – расстрелянная Царская Семья. Трагедии Царской Семьи, её последним месяцам и дням в Тобольске и Екатеринбурге была посвящена поэма Марины Ивановны; рукопись поэмы погибла, как погибли русские Цари – в огне Второй мировой войны, в книгохранилище в Амстердаме. Цветаеву притягивали высокие драмы. Переломные положения. Напряжённая, звенящая музыка всесокрушающего времени. Поэтому жизнь последних Царей для неё – не просто жизнеописание: вся Семья – символика старой России, великой России, той, которой «на карте – нет; в пространстве – нет».
И опять – стопудовым жерновом Половина – какого чёрного? – В голубые пруды атласные – Часа – царствованья – сплошь красного! Настоящего Моря Красного! От Ходынского Поля красного До весёлого и красивого Алексея Кровоточивого На последнюю каплю – щедрого! Половина – давно ли первого? – Осиянного и весеннего – Часа – царствованья я – последнего На Руси… Не страшитесь: жив… Обессилев – устав – изныв Ждать, отчаявшись – на часы! Спит Наследник всея Руси.
Отвечаю ей – из призрачной дали времён: мы вместе глядим на Семью.
…Там, в лесу, под слоем грязи… под берёзкой в чахотке… Лежат они, гнилые, костяные, распиленные лодки… Смолёные долблёнки… уродцы и уродки… Немецкие, ангальт-цербстские, норвежские селёдки… Красавицы, красавцы!.. каких уже не будет в мире… Снежным вином плещутся в занебесном потире… А я их так люблю!.. лишь о них гулко охну. Лишь по ним слепну. Лишь от них глохну. Лишь их бормотанье за кофием-сливками по утрам – повторяю. Лишь для них живу. Лишь по ним умираю. И если их, в метельной купели крестимых, завижу – Кричу им хриплым шёпотом: ближе, ближе, ближе, ближе, Ещё шаг ко мне, ну, ещё шаг, ну, ещё полшажочка – У вас ведь была ещё я, забытая, брошенная дочка… Её расстреляли с вами… а она воскресла и бродит… Вас поминает на всех площадях… при всем честном народе… И крестится вашим крестом… и носит ваш жемчуг… и поет ваши песни… И шепчет сухими губами во тьму: воскресни… воскресни… воскресни… ВОСКРЕСНИ…
ЧУЖБИНА
Эмиграция – средоточие страдания. Эмиграция – воля к жизни, истончающаяся с каждым днём. Эмиграция – волчья, неутолимая тоска по Родине. Испытание не прочность, а может быть, и на смерть. Но нельзя представлять себе жизнь Марины Ивановны в Праге, потом – в Париже сплошной чёрною тоской. Париж, сердце мира, столица Европы, город, обожаемый и знаемый с детства по тысяче великих книг… Его мосты. Его замки. Его букинисты на набережной Сены. Его шарманщики. Продавцы жареных каштанов. Голландские барки близ острова Ситэ… И этот город благословил Марину. В иные минуты он, возможно, утешал её – всей мощью накопленной за века культуры, всей неистребимой прелестью серебристого воздуха, дышащего пейзажа. И, может, она вспоминала свое полудетское, юное стихотворенье, написанное так провидчески, так пронзительно – об этом Вечном Городе:
Дома до звёзд, а небо ниже, Земля в чаду ему близка. В большом и радостном Париже Все та же тайная тоска.
Шумны вечерние бульвары, Последний луч зари угас. Везде, везде всё пары, пары, Дрожанье губ и дерзость глаз.
Я здесь одна. К стволу каштана Прильнуть так сладко голове! И в сердце плачет стих Ростана, Как там, в покинутой Москве.
Париж в ночи мне чужд и жалок, Дороже сердцу прежний бред! Иду домой, там грусть фиалок И чей-то ласковый портрет…
Марина Ивановна! Вот он – Ваш Париж: Вам – от меня – через века – подарок.
Вода – изумрудом и зимородком, И длинной селёдкой – ронская лодка, И дымной корзиной – луарская барка. Парижу в горжетке Сены – ох, жарко.
В камине камня трещит полено – Пылает церковь святой Мадлены, Швыряет искры в ночку святую… Париж! дай, я Тебя поцелую.
Я всю-то жизнешку к Тебе – полями: Где пули-дуры, где память-пламя, Полями – тачанок, таганок, гражданок, Где с купола – жаворонок-подранок…
Бегу! – прошита судьбой навылет: Нет, Время надвое не перепилит! Рубаха – в клочья?!.. – осталась кожа Да крестик меж ребер – души дороже…
Бегу к Тебе – по России сирой, Где вороном штопаны чёрные дыры, Где голод на голоде восседает, А плетью злаченою погоняет!
Ты весь – бирюза меж моих ладоней. Сгорела я за Тобой в погоне. И вот Ты у ног, унизан дождями, Как будто халдейскими – Бог!.. – перстнями…
СКОМОРОХИ
А народ? Тот русский народ, что сначала жаждал революции, а потом тонул в её крови? Тот народ, что выпестовал скоморохов и гудошников на площадях, а рядом – на той же площади, зимою лютой – глумился над боярыней, везомой в санях на страшную казнь? Скоморошество – безудержный, вселенский пляс – древняя русская мелодия; русский певческий глас у Цветаевой – и в «Молодце», и в «Царь-девице», и в других стихах: изначальная, первичная русская, широко-раздольная стихия стиха – тот камертон, тот Grundton, что помогал ей любить, писать, выжить в революционном и эмигрантском аду.
…Дрожи, доски! Ходи, трёски! Покоробиться вам нонь!
Под тем – доски, Под тем – доски, А под молодцем – огонь!
Огонь там-огонь здесь, Огонь сам-огонь весь!
Руки врозь, Ходом скор, Вкруг березыньки – костёр.
Грива – вкось, Дыхом – яр, Вкруг часовенки – пожар!
Прядает, прыщет, Притопот, присвист, Пышечка! – Пищи! Прищёпот, прищёлк.
Ой да што ж! Ой да где ж! Уж и силушки в обрез!
Ой да што ж! Ой да где ж! Лучше жилочки подрежь!
Пляши, пряха, Пляши, птаха, Растят-взращивают – ан: Кому – заступ, Кому – ястреб, Кому – молодец незнам.
Несложён, неслыхан – Дыхом, дыхом, дыхом!
Не добром – так лихом! Вихрем, вихрем, вихрем!
И эти её гусли, дудки, варганы – через горы времени – другим поэтом услышаны и эхом ей возвращены.
Ты, дядька-радушник, багряный сафьян!.. – Загашник, домушник, заржавелый наган: В зубах – перо павлинье, сердчишко – на спине: Вышито брусникой, шелковье в огне! Бузи саламату в чугунном чану, Да ложкой оботри с усов серебряну слюну: Ущерою скалься, стерлядкой сигай – Из синей печи неба дёрнут зимний каравай! Кусочек те отрежут! Оттяпают – на! – Вот, скоморох, те хрюшка, с кольцом в носу жена, Вот, скоморох, подушка – для посля гулянки – сна, Вот, скоморох, мирушка, а вот те и война! Гнись-ломись, утрудись, – разбрюхнешь, неровен Час, среди мохнатых, с кистями, знамён! Венецьянский бархат! Зелен иссиня! Зимородки, инородки, красная мотня! Красен нож в жире кож! Красен ледолом! А стожар красен тож, обнятый огнем!.. Лисенята, из корыта багрец-баланду – пей! Рудую романею – из шей на снег – лей! Хлещёт, блея, пузырясь, красное вино! Блеск – хрясь! Рыба язь! Карасю – грешно! А вольно – хайрузам! Царям-осетрам! Глазам-бирюзам! Золотым кострам! Мы ножи! Лезвия! Пляшем-режем-рвём Шёлк гробов! Родов бязь! Свадеб душный ком! Ком камчатный, кружевной… а в нём – визга нить: Замотали щенка, чтобы утопить… Ах, ломака, гаер, шут, – ты, гудошник, дуй! А сопельщика убьют – он-ить не холуй! А волынщика пришьют к дубу, и каюк: Гвозди рыбами вплывут в красные реки рук… Ах, потешник, гусляр! Пусть казнят! – шалишь: Из сороги – теши ты ввек не закоптишь! Хрен свеклой закрась! Пляши – от винта! Бьётся знамя – красный язь – горькая хита! Красная рыба над тобой бьётся в дёгте тьмы: Что, попалися в мереду косяками – мы?! Напрягай рамена, чересла и лбы – Крепко сеть сплетена, не встанешь на дыбы! Не гундеть те псалом! Кичигу не гнуть! Пляшет тело – веслом, а воды – по грудь… Пляшет галл! Пляшет гунн! Пляшу я – без ног! Что для немца – карачун, русскому – пирог! А вы чё, пирогами-ти обожрались?!.. А по лысине – слега: на свете зажились?!.. Заждались, рыжаки, лиса-вожака: Нам без крови деньки – без орла деньга!
Русскость незаёмная, русскость земная и небесная возвращается Марине Ивановне сторицей: мы, нынешние художники, слышим мелодии её «Молодца» – огненные, вихревые, – видим сине-алые, золотые, на полнеба, крылья её Серафимов; по Марининой могучей и смелой росписи в храме русской поэзии учатся её наследники-богомазы.
БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
«И ничего не надобно отныне новопреставленной болярыне Марине»… – она однажды увидела, как её хоронят: ту её, что жила века назад, носила кику и сарафан, вдевала речные перлы в мочки ушей, любила на Масленицу блины с осетровой икрою, а на Пасху в храм Божий надевала алые сафьянные сапожки…
Настанет день – печальный, говорят! Отцарствуют, отплачут, отгорят, – Остужены чужими пятаками – Мои глаза, подвижные как пламя. И – двойника нащупавший двойник – Сквозь лёгкое лицо проступит лик. О, наконец тебя я удостоюсь, Благообразия прекрасный пояс! А издали – завижу ли и Вас? – Потянется, растерянно крестясь, Паломничество по дорожке чёрной К моей руке, которой не отдёрну, К моей руке, с которой снят запрет, К моей руке, которой больше нет. На ваши поцелуи, о, живые, Я ничего не возражу – впервые. Меня окутал с головы до пят Благообразия прекрасный плат. Ничто меня уже не вгонит в краску, Святая у меня сегодня Пасха. По улицам оставленной Москвы Поеду – я, и побредёте – вы. И не один дорогою отстанет, И первый ком о крышку гроба грянет, И наконец-то будет разрешён Себялюбивый, одинокий сон. И ничего не надобно отныне Новопреставленной болярыне Марине.
И это не её прабабка, нет – её современница, со-мгновенница Федосья Прокопьевна Морозова проповедовала Христа Живаго. И за любовь к Господу её обрекли на казнь. Так обычно и бывает в жизни: тебя казнят именно за любовь, ни за что иное. А боярыню везут, всё везут в санях под валящимся с небес белым, голубым снегом. И Вы, Марина Ивановна, видите её; и я её тоже – вижу.
…Снег бьёт из пушек! стелется дорогой с небес – отвес – На руку, исхудавшую убого – с перстнями?!.. без?!.. –
Так льётся синью, мглой, молочной сластью в солому на санях… Худая пигалица, что же Божьей властью ты не в венце-огнях,
А на соломе, ржавой да вонючей, в чугунных кандалах, – И наползает золотою тучей собора жгучий страх?!..
И ты одна, боярыня Федосья Морозова – в миру В палачьих розвальнях – пребудешь вечно гостья у Бога на пиру!
Затем, что ты Завет Его читала всей кровью – до конца. Что толкованьем-грязью не марала чистейшего Лица.
Затем, что, строго соблюдя обряды, молитвы и посты, Просфоре чёрствой ты бывала рада, смеялась громко ты!
Затем, что мужа своего любила. И синий снег Струился так над женскою могилой из-под мужицких век.
И в той толпе, где рыбника два пьяных ломают воблу – в пол-руки!.. – Вы, розвальни, катитесь неустанно, жемчужный снег, теки,
Стекай на веки, волосы, на щеки всем самоцветом слёз – Ведь будет яма; небосвод высокий; под рясою – Христос.
И, высохшая, косточки да кожа, от голода светясь, Своей фамилией, холодною до дрожи, уже в бреду гордясь,
Прося охранника лишь корочку, лишь кроху ей в яму скинуть, в прах, Внезапно встанет ослепительным сполохом – в погибельных мирах.
И отшатнутся мужички в шубёнках драных, ладонью заслоня Глаза, сочащиеся кровью, будто раны, от вольного огня,
От вставшего из трещины кострища – ввысь! до Чагирь-Звезды!.. – Из сердца бабы – эвон, Бог не взыщет, Во рву лежащей, сгибнувшей без пищи, без хлеба и воды.
Горит, ревёт, гудит седое пламя. Стоит, зажмурясь, тать. Но огнь – он меж перстами, меж устами. Его не затоптать.
Из ямы вверх отвесно бьёт! А с неба, наперерез ему, Светлей любви, теплей и слаще хлеба, снег – в яму и тюрьму,
На розвальни… – на рыбу в мешковине… – на попика в парче… – Снег, как молитва об Отце и Сыне, как птица – на плече… Как поцелуй… как нежный, неутешный степной волчицы вой… – Струится снег, твой белый нимб безгрешный, расшитый саван твой, Твоя развышитая сканью плащаница, где: лед ручья, Распятье над бугром…
И – катят розвальни. И – лица, лица, лица Засыпаны Сребром.
ЛЮБОВЬ
Сколько любовных стихотворений создано всеми поэтами от Сотворения мира? Не счесть. Великая певица любви в мировой поэзии – Марина Цветаева. Её зарифмованные любовные письма, написанные кровью и солнечными лучами, – эталон любовной лирики. А ведь когда-то их не понимали; особо злобные господа в эмигрантских окололитературных кругах именовали эти тексты «истерикой», «рваными лоскутами», «кликушеством». И прошли времена и времена, прежде чем Марина Ивановна, великий лирик, встала в один ряд с Сафо и Овидием, с Петраркой и Лермонтовым. Те сонмы поэтов, что придут в новом веке, не раз перечитают её строки.
Писала я на аспидной доске, И на листочках вееров поблёклых, И на речном, и на морском песке, Коньками по льду, и кольцом на стёклах, – И на стволах, которым сотни зим, И, наконец, – чтоб всем было известно! – Что ты любим! любим! любим! любим! – Расписывалась – радугой небесной. Как я хотела, чтобы каждый цвел В веках со мной! под пальцами моими! И как потом, склонивши лоб на стол, Крест-накрест перечёркивала – имя… Но ты, в руке продажного писца Зажатое! ты, что мне сердце жалишь! Непроданное мной! внутри кольца! Ты – уцелеешь на скрижалях.
И ответ поэта поэту – согрет лишь любовью; ею одной.
Розово над Волгою Луны блистание. Грозны над Волгою горы лохматые. У нас с тобой – в Волге – святое купание: Звездами твоё тело святое обматываю.
Жизнь мы шли к купанию полночному. Окатывались из шаек водицей нечистою. А нынче я – голубица непорочная, И нынче ты – мой пророк неистовый.
В сырой песок ступни босые вдавливаем. Идём к воде. Меня за руку схватываешь. Идём по воде, Луною оплавленной, Оставленными, немыми и бесноватыми.
И звёзды бьются, в ком скручиваются. И мы телеса невесомые вкладываем В чернь воды – монетой падучею, Звездами розовыми – в черненье оклада.
И мы плывём рядом, рыбы Левиафанские, И мы плывём вместе, рыбы Иерусалимские; И мы плывём друг в друге, рыбы Великанские, Сазанские, Окуневские, Налимские.
Икра небесная мечется, мечется. Молоки небесные вяжутся удавкою. Я тобой меченная. Ты мною меченный. Волжскою синей водорослью-травкою.
И воды текучи. И воды сияющи. И пахнет лещами, песком и мятою. Забудь, плывущий, время проклятое. Прижмись, родящий, по мне рыдающий…
ГОСУДАРСТВО
Поэт и Царь. Поэт и власть. Меч скрещивается с мечом. Жизнь – с жизнью. Поэт изначально свободен; власть изначально – чугунная решетка. И то, что происходило с Россией, происходит и сейчас. Мы никуда не уйдём от давящей пяты; никуда не денемся от диктуемых нам правил.
Нет, бил барабан перед смутным полком, Когда мы вождя хоронили: То зубы царёвы над мёртвым певцом Почетную дробь выводили.
Такой уж почёт, что ближайшим друзьям – Нет места. В изглавьи, в изножьи, И справа, и слева – ручищи по швам – Жандармские груди и рожи.
Не диво ли – и на тишайшем из лож Пребыть поднадзорным мальчишкой? На что-то, на что-то, на что-то похож Почёт сей, почётно – да слишком!
Гляди, мол, страна, как, молве вопреки, Монарх о поэте печётся! Почётно – почётно – почётно – архи- почётно, – почётно – до чёрту!
Кого ж это так – точно воры вора Пристреленного – выносили? Изменника? Нет. С проходного двора – Умнейшего мужа России.
И в этом-то сопротивлении гнетущей тяжкой плите, в этом расшатывании вечной стальной решётки, быть может, и заключено парадоксальное счастье художника: прекрасное часто рождается в невыносимых условиях, вопреки всему. В теплицах не вырастает сочный плод; он – дитя свободы, палящего солнца и жгучего ветра.
…Нас вымочили – пук розог – в воде солёной, в едком чане. Железный небосвод высок. Его держу: спиной, плечами.
Для Всех-Небес-Любви – стара! Стара для боли и печали. Свист пуль – с полночи до утра, а мы не ели и не спали.
А мы держали – так вцепясь!.. Так знамени держали – древко!.. …знамена втаптывают в грязь. Подошвой – в бархат, будто девку, Пинают, будто суку – в бок – щенную – по снегу – сосцами…
…Молюсь Тебе, великий Бог, о том, о том, что будет с нами.
Вечны революции. Но вечно и всепрощение любящего сердца. Плач матери над могилой замученного в тюрьме сына далеко слышен. Но слышен и плач властителя в ночном дворце, наедине с ночным городом, пылающим тысячью огней внизу, под раскрытым окном.
ДРЕВНЯЯ ФЛЕЙТА
Ещё одна ярко горящая, мощно звучащая тема огромной стиховой симфонии Марины Ивановны: античность. Античность – вечный удел поэта. Венок Сафо, фалернское вино Анакреонта приблизились к нам стараньями Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Тютчева. Без античных мотивов и реминисценций не живёт нынче ни один лирик; античность волновала и Мандельштама, и Бродского. А все Тезеи, Минотавры, Ариадны Марины Ивановны – доказательство невероятной живости, реальности их, жителей мифа, для неё; эти герои не переплыли Лету, они с ней, они будоражат и бередят её неуемное творческое «я». Оглядка на античность – проверка поэта на прочность перед бурями времени. Мы живы, и жив Тезей. Мы живы, и жив Овидий.
Рвите ризы и волоса, Ибо семеро в полном цвете… Ставьте чёрные паруса, Корабельщики, горя дети! Не к красавицам, в царство нег, Не к чудовищам, в царство лавра, – Семь юнцов покидают брег В жертву красному Минотавру, Минотавр, небывалый бык, Мести Миносовой сообщник, Мозг и печень нам прободит, Грудь копытами нам затопчет. Так, все заповеди поправ, Мстит нам Минос за кровь сыновью. …Семь юнцов упадают в прах, Семь стволов истекают кровью…
И я вижу, как сквозь толщу морской зелёной воды, античное время; и мне грек, улыбаясь, протягивает кратер, наполненный хиосским вином; и мне навеки изгнанный с родины великий римлянин Публий Овидий Назон поёт свои последние, скифские песни.
Мне ветер голову сорвёт. Кусты волос седые – с корнем Мне выдерет. Застынет рот.
Подобны станут травам сорным Слепые пальцы. Небо жжёт Алмазной синью зрак покорный.
Взвивается позёмки сеть. Я рубище давно не штопал. Забыл, как люто пахнет снедь. Забыл – в амфитеатре хлопал Рабу, разбившемуся об пол. Красиво можно умереть.
А мир великий и пустой. В нём пахнет мёртвою собакой. В нём снег гудит над головой.
В нём я стою, полунагой, Губа в прыщах, хитон худой, Стою во прахе и во мраке, Качаю голой головой.
Стою, пока ещё живой. … Изюмы, мандарины – звёзды Во хлебе неба. Эта снедь Ещё не съедена. Как просто. Как всё отчаянно и просто: Родиться. Жить. Заледенеть.
МОСКВА
А вот Москва. Город, где Марина появилась на свет. Москва – тоже великий архетип Марининой поэзии. Та Москва, где возведен её подвижником-отцом бессмертный Музей, а в нём – копии античных скульптур и бесценные подлинники европейской живописи. Та Москва, где по Волхонке и Арбату – тройки с цыганами мчатся к «Яру». Та Москва, где – Врубель, Шаляпин, Мамонтов, Бунин, где чтенья первых стихов и выход первых книг. Москва всё время виделась. В любом мраке – звездой мерцала. Её история. Её бояре и Цари. Её тюрьмы и эшафоты. Её библиотеки и кремлевские башни. Под призрачным куполом Москвы уместилась вся Маринина слёзная, нищая эмиграция. В одном из писем, уже незадолго до гибели, когда её, возвращенку, не прописывали в Москве, и скиталась она по родному городу, без крова-без угла, – обмолвилась горько: «Мы Москву задарили, а она меня вышвыривает».
Облака – вокруг, Купола – вокруг, Надо всей Москвой Сколько хватит рук! – Возношу тебя, бремя лучшее, Деревцо мое Невесомое!
В дивном граде сём, В мирном граде сём, Где и мёртвой – мне Будет радостно, – Царевать тебе, горевать тебе, Принимать венец, О мой первенец!
Ты постом говей, Не сурьми бровей И все сорок – чти – Сороков церквей. Исходи пешком – молодым шажком! – Всё привольное Семихолмие.
Будет твой черёд: Тоже – дочери Передашь Москву С нежной горечью. Мне же вольный сон, колокольный звон, Зори ранние – На Ваганькове.
Марина Ивановна, Ваша Москва горит и пылает, и свет это трагичен, как встарь, и свет этот – мощен и неубиваем, ибо это – ВАША Москва.
…От улиц блёстких, хлёстких, дождевых; От красных башен – зубья чеснока, Моркови ли, где колокольный дых; От кусов снега – белого швырка Купецкого; от ночек, где подвал Ворочался всем брюхом мне навстречь, Бутылью, койкой, куревом мигал, Чтоб закавыкой заплеталась речь, Чтоб лечь живее, чтоб обнять тесней, Чтобы мертвей – метлой в ночи!.. – уснуть… От воплей Вавилонских матерей, Чей за сынов гробами – зимний путь; От следа той Боярыни саней – Двуперстье – ввысь! – на горностай-снегу; От подземельных, воющих огней, Что розвальни железны на бегу Рассыплют… – от разряженных цариц, От нищенки, кудлатой, как щенок, – Иду я прочь от лучшей из столиц, Эх, розвальни мои – лишь пара ног!
Я ухожу навек, мой Вавилон. Москвища ты, Москвишечка, Москва – Тоска; Москва – Молва; Иван спалён Великий – почернела голова. Пророчу велий в будущем пожар. Тебе ли сажи, мать, не занимать?!.. Пророчу огненный, над грузным снегом, шар – Он всё сожжёт. Он будет век летать.
И дядьки пьяные, бутылки ввысь подъяв С-подмышек, из-за пазухи, крича: – Гори, блудница!.. Смертью смерть поправ!.. – В меня как дунут, будто я – свеча! Весь люд мой Вавилонский заорёт! Костёр пожрёт и жемчуг и мешок! Я ухожу навек, о мой народ. Кто крикнет вам, что жив на небе Бог?! За все грехи. За крупяную мышь Зашкафной лжи. За сердце, ног промеж – Костер Московский, весело горишь, Огнь Вавилонский, души живы ешь! И, мразь и князь, калека и юрод, По стогнам, по соборам, под землей – Пребудут все в огне – святой народ, И – мученства венец – над головой!
Сгорит мой Вавилон! Сгорит дотла. Я так любила – в сердце нищеты, В обломках досок, где жила-плыла, – Кремль ненаглядной, женской красоты. Я церкву каждую, как тётку во платках, За шею обнимала, омоча Слезами грудь ей… Ты живи в веках. А я сгорю. Такая я свеча. А я сожгусь. Истлеет в пепел нить. Развышьет сажа вьюжную парчу.
О, если б Время злое загасить Всей жизнью бедной, голой, – как свечу…
ЮРОДИВЫЕ
Где Москва – там и юродство. Юродство – одно из условий бытия художника и пророка. Быть юродивым на Руси – означало быть юродивым Христа ради, а это отнюдь не сумасшествие, не умалишение. Юродивый Христа ради добровольно надевает на себя вериги, чтобы вкусить страдания Бога своего – и, хотя по снегу в рубище, в холщовом мешке, отстрадать за всех, отмолить грехи всех. Юродство – принадлежность русской религиозной жизни. Но и русской художественной жизни – тоже. Марина Ивановна отдала дань священнобезумию, высшей, занебесной чистоте творческого юродства: безумен Крысолов из Гаммельна, безумен Молодец, безумна Федра, полюбившая Ипполита.
В колокольный я, во червонный день Иоанна родилась Богослова. Дом – пряник, а вокруг плетень И церковки златоголовые.
И любила же, любила же я первый звон, Как монашки потекут к обедне, Вой в печке, и жаркий сон, И знахарку с двора соседнего.
Провожай же меня весь московский сброд, Юродивый, воровской, хлыстовский! Поп, крепче позаткни мне рот Колокольной землёй московскою!
Да и сам поэт – тоже апологет юродства, горящего над его головой ореолом, отсветом вселенского костра.
…И съ техъ поръ какъ бы не въ себе я стала. Вся пронзенная грудь. Завернула въ верблюжье отцовое одеяло Кружку, ложку, ножикъ, – и въ путь.
Посекаетъ мя снегъ. Поливаютъ воды Поднебесныхъ морей. Мне копейку грязные тычутъ народы. Вижу храмы, чертоги царей.
Отъ Земли Чудской до Земли Даурской Вижу – несыть, наледь и гладъ. Вотъ я – въ старыхъ мужскихъ штанахъ!.. Петербургской Ксеньи – меньше росточкомъ!.. а тотъ же взглядъ…
Та же стать! И тотъ же кулакъ угрюмый. Такъ же нету попятной мне. Такъ же мстится ночьми: брада батюшки Аввакума – Вся въ огне, и лицо – въ огне…
СМЕРТЬ
И что в конце жизни? В конце судьбы? Удар колокола? Отпевание? Разверстая могила? Стоим у могилы Марины Ивановны на елабужском кладбище: и не знаем, здесь ли она – знаем, что в этой стороне кладбища похоронена. Истлеет в земле утлое тело. Кости оденутся плотью лишь на Страшном Суде. Смерть – архетип для всех без исключения художников и всех без исключения людей. Смерть – та непреложность, о которой мы стараемся не думать, но голосом которой пронизаны, пропитаны стихи и полотна, фильмы и философские раздумья. Марина Ивановна думала о смерти. И думала не только в конце жизни, обложенная со всех сторон, как затравленный охотниками волк, красными флажками войны, голода, обречённости. Она думала о ней и в юности, когда писала своё знаменитое: «Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!». Этот ход юной девочки по кладбищу, думающей о смерти, – великая и нежная песня о вечной жизни.
Идёшь, на меня похожий, Глаза устремляя вниз. Я их опускала – тоже! Прохожий, остановись!
Прочти – слепоты куриной И маков набрав букет, Что звали меня Мариной, И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь – могила, Что я появлюсь, грозя… Я слишком сама любила Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже, И кудри мои вились… Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий И ягоду ему вслед,– Кладбищенской земляники Крупнеё и слаще нет…
Когда мы пишем смерть и пишем о смерти – мы выживаем в виду смерти самой; мы проживаем её, а пережив, рождаемся вновь.
Меня не будет никогда. Во грудах шёлка – и ковров- Снегов; где хрусткая слюда – меж гулких, грубых сапогов.
Затянет ржою города. Народ – в потопе – жальче крыс. Но там, где двое обнялись, меня не будет никогда.
Где те швеи, что мне сошьют январский саван белизны? Меня осудят и убьют – за страшные, в полнеба, сны.
Горбатый странник на земле. Нога от странствия тверда. Пишу я звёздами – во мгле: «МЕНЯ НЕ БУДЕТ НИКОГДА».
Шуга, торосы на глазах. Меж ребер – тинная вода. Река мертва. И дикий страх: меня не будет никогда.
Ни Солнце-Лоб. Ни Лунный Рот. Ни Млечный, жадный Путь грудей – Уже ничто не оживёт ни Бога для, ни для людей.
Над гробом плача, не спасут, вопя, стеная, дух зари!
И лишь звонарь мой – Страшный Суд – Ударит в рёбра изнутри.
Стихи в тексте эссе: Марина Цветаева, Елена Крюкова
К списку номеров журнала «ЮЖНОЕ СИЯНИЕ» | К содержанию номера ![]() |
ГолосованиеВаш выбор в поэтической премии "Кочегар". С подборками номинантов на странице альманах "Кочегарка" №1ЖурналыКочегаркаСОТЫРусское вымяВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГОСОБНЯКМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЮЖНЫЙ УРАЛБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовТело ПоэзииГРАФИТБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗИНЗИВЕРВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕИЛЬЯАРГАМАК-ТатарстанИНФОРМПРОСТРАНСТВОДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬСВОЙ ВАРИАНТБАШНЯ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЗАПАСНИКЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33УРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |