Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Проект АРЕаЛ | ГЕОЛОГИЯ | Спонсоры | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ |
![]() Центр |
Юрий ШевчукОб авторе: Родился 16 мая 1957 г. в пос. Ягодное Магаданской области, с 1970 по 1984 г... |
Ян ШенкманОб авторе: Родился 5 января 1973 года в Москве. Журналист, литературный критик, поэт... |
Владимир ШпаковОб авторе: Прозаик, драматург, критик. Родился в 1960 году в Брянске. Автор четырех книг... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаСеверная АмерикаКанадаСШАЦентральная АзияКиргизстанУзбекистанСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Анастасия АфанасьеваТочки напряжения: заметка о стихах Аллы Горбуновой«Колодезное вино» Аллы Горбуновой: опыт медленного чтения ( серия «Русский Гулливер, М,: «Центр современной литературы», 2010) Начну с высказывания «в лоб»: Алла Горбунова – трагический поэт. Это – важно, поскольку определяет способы развертывания стихотворений (или способы того, как стихи сбываются) и пространство их существования. Именно об этом – о способах и пространстве – мне хотелось бы сказать несколько слов. Стихи развертываются из некоторых точек напряжения, которых (главных) у автора, мне кажется, две. Эти две точки, мне кажется, есть то, без чего поэта Аллы Горбуновой, не было бы. Открывающее книгу стихотворение – «Я лист взяла...» - почти манифестарное (в книге есть еще одно аналогичное - в том смысле, что тоже очень мировоззренческое, характеризующее и характерное, о нем еще будет сказано). В стихотворении «Я лист взяла» произносится: Смотри, листу на твоём письменном столе, легче сгореть, чем быть определённым. Это – первая точка напряжения: мир не может быть определен. Слово рождается в постоянном (и тщетном) поиске подлинного определения, которое могло бы точно отразить и тем самым упорядочить вещи, события, чувства – все то, что непосредственно поэта в его существовании касается. Это - движение напряженного и болезненного поиска определения и тем самым порядка. Движение действительно очень напряженное и насыщенное: герой стихотворения о листе берет его в руку – и руку сводит судорога – резкое мышечное напряжение. В то же время – это движение тщетное: лист, в конце концов, вспыхивает и исчезает. Но это усилие-стремление – и есть пространство\поле, в котором стихотворение разворачивается – поэтому оно самодостаточно и не предполагает достижение цели – искомого. Там, где определение найдено, стихотворение Аллы Горбуновой не состоялось бы. Итак, важно само усилие поиска смысла, определения – и то бытийное напряжение, которое оно порождает. Вокруг этой узловой точки движения и стремления выстраивается целая линия смыслов. В одном из стихотворений царь ждет, когда его имя будет названо: Но говорят, что песнь сейчас тверда, как лава, что остынет, извергнувшись. Песнь стала персть и кость, отбыв во время оно. Отбыв? — но песнь звучит и днесь, и Царь ждёт имени и трона. Еще одно стихотворение, где речь идет от лица кого-то, заключенного внутри консервной банки говорит примерно о том же: здесь все вот так, но в возможности – мир прекрасен и ждет реализации возможности. И снова происходит этот порыв, напряженный рывок – а реализация, понятно, не случается. Повторю: не может случиться, а если бы случилась, этого стихотворения (и этой поэтики в целом) не возникло бы. (Здесь я вступаю, наверное, в полемику с автором предисловия Сергеем Кругловым, говорящим о том, что Алла Горбунова стоит на пороге и вот-вот сделает шаг за дверь). Мне кажется, что нет, не сделает, не может сделать и не должна: потому что ее стихи рождаются из напряженного, подвижного стояния (не стояния вовсе по сути, а стремящегося движения, напряженного деятельного ожидания) на пороге. Если она его переступит – это будет уже какой-то другой поэт. Вторая точка – взаимопроникновение мифологического\архетипического и повседневного. Кроме общекультурного мифологического пласта, создается личная мифология на основании памяти детства и сновидений. (В этом смысле характерен цикл «Дачные дома. Улица вечная», или вот, прямым текстом – авторское примечание к миниатюре «Майя»: «Данная миниатюра не имеет отношения к реальной мифологии майя; в основу её, как и следующей, легли сюжеты и образы сновидений»). улица Вечная, 4а дом Романовых: кастрюли, шланги, ребристый шифер, клеёнки, тряпки, садовые перчатки, бельевые прищепки, дырявые вёдра, детские формочки и совочки уплывают в ржавом тазу среди яблок, огородное пугало стоит, как мачта, раскрыло дедовское пальто, как парус. они уплывают за стариковскую могилу, они уплывают во внучкино детство, исчезая всё дальше в жёлтом тумане. Мифологизируются детские страхи – их образы, проявления становятся основой окружающего мира – таков цикл «Огородная песнь». И что, эти крупные грозди цветов или ящериц, и лицо одутловатой королевы гороха нарисованы здесь в самом деле? Я их видела в детской постели, а они по-прежнему здесь, никуда не делись. Повседневная реальность пронизана мифами, определяется ими, нанизана на них. Но миф не предзадан, мифологическая прослойка может видоизменяться, а один и тот же предмет может стать явлением разных совершенно мифов, и здесь тоже нет никакого порядка. Теснейшее переплетение архетипического и повседневного – важная, по-моему, особенность поэтики Горбуновой. У нее везде, почти в каждом стихотворении, есть своя радуга, запечатленная в луже бензина (цитата). Тип взаимоотношения реальности повседневной и той, архетипической – именно такой: неразрывный. Без лужи радуга не видна, а без радуги – лужа только лужа, ничего из себя не представляющая. Лужа начинает говорить, когда ее пронизывает радуга. Это важно прочувствовать: радуга не отражается в луже, она ее пронизывает. И это, разумеется, не радуга как таковая, а радуга-символ, архетип. Итак, неразрывная связь архетипического и повседневного, род становления, возникающий при их взаимопроникновении, – вторая точка напряжения, из которой развертывается стихотворение. мир, —говорит ангел, — упавшая с неба и разбившаяся хрустальная чаша, собери её в сердце своём, и будешь свободен, ведь и сам ты — узор на чаше, небесный початок, в момент крещенья скреплённый Его печатью. Мотив несвободы – тоже важная и характерная деталь этих текстов, снова возвращает нас к уже описанной выше первой точке напряжения. Вокруг этих точек напряжения сбывается поэтический мир Аллы Горбуновой. Возвращаясь к цитате, приведенной выше: речь идет, должно быть, о только что разбившейся хрустальной чаше. От только что разбившегося предмета во все стороны разлетаются осколки. Они не пребывают статично и не перекладываются с места на места по воле человека, они именно разлетаются, а человек (тщетно) пытается их собрать в единое. Мир валится в поэта, но никак не складывается: взаимодействие с хаосом, борьба с ним, стремление упорядочить – и есть пространство, где разворачиваются эти стихи. Здесь любая попытка упорядочить хаос всегда проваливается. Алла Горбунова говорит о том, что происходит в процессе бытовании такой попытки. К списку номеров журнала «АЛЬТЕРНАЦИЯ» | К содержанию номера ![]() |
ГолосованиеПортал "Мегалит" приглашает вас выбрать автора месяца из поэтической серии "Только для своих", изданных в феврале 2016 года. С книгами и авторами серии вы можете ознакомиться в разделе "Книги" или в спецразделе "Только для своих (см. меню на любой странице портала)ЖурналыАРТИКЛЬЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГОСОБНЯКМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСТЕРЖЕНЬГРАФИТБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATНАШЕ ПОКОЛЕНИЕЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:ИНФОРМПРОСТРАНСТВОДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯТело ПоэзииСВОЙ ВАРИАНТБАШНЯ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРААРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПЗНАКИ11:33УРАЛ-ТРАНЗИТАЛЬТЕРНАЦИЯ |