Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Проект АРЕаЛ | ГЕОЛОГИЯ | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ | Спонсоры | Связь с координатором портала |
![]() Центр |
Игорь СоловьевОб авторе: Журналист, писатель, публицист и специалист по связям с общественностью... |
Наталья МалышОб авторе: ... |
Анна МихайловаОб авторе: Родилась в 1983 году в Ленинграде, проживает – в Санкт-Петербурге... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаСеверная АмерикаКанадаСШАЦентральная АзияКиргизстанУзбекистанСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Марина ГарберИндиговый и красный. Стихотворения*** Никогда не жалела, где бы я ни жила, коротая ночи, дни бесконечно для, что меня таранили вычурные слова, с высоты полета – я – Ханаан, земля. Будто мне, а не им, в офсетном гореть аду, будто – вор на выселках, биндюжник или изгой, из сырого воздуха свет у других краду вороватой жаброй, дырявой своей губой.
Сколько лет живу, столько во мне отчизн, я в сердцах родной называю любую даль, и когда-нибудь за лирический героизм сто лихих чертей пожалуют мне медаль. Ах, какие земли! И все они – на крови, мне бы медных труб, но столбы кругом, провода. Паспорта сжигай и vis-à-визы рви, – у меня под ногами не твердь горит, а вода.
У подводной жизни тоже суров устав: завывай, белуга, мечи серебро, минтай! Этот город-омут, словно француз, картав, По-немецки строг, по-русски шалтай-болтай. Петушок над храмом, магнолии, соловьи, безупречный сад, он тоже сегодня – храм. Поверти картинку: те, что вчера – свои, оказались дальше, чем те, что остались там.
Погадай на гуще: назавтра же быть беде, Дама пик и валет червонный, кремнистый путь, – но в конце остается столько меня в тебе, сколько смог осилить, а значит, совсем чуть-чуть. И опять, навешав цепочек на сундуки, в потолок вперяясь в надежде увидеть – что? – темноту в прихожей сжимаешь: плеча! руки! ледяной ладони!.. Но это – пола пальто.
А когда на рассвете – возницей на облучок – кот соседский проворно взбирается на капот, улови, как настырно зеленый его зрачок, загораясь, светит тебе в лососинный рот, будто вверх качнется шершавая голова, чешуя сверкнет, рыбий жир плеснет через край, и польются в небо ворованные слова – не про наш с тобой, так пусть про кошачий рай.
*** Наде Делаланд Смерть неизбежна. В первых числах марта судьба зимы висит на волоске. Ссутулившись, как двоечник за партой, я думаю о русском языке,
что мы живем на языке пропащем, меж волком и собакой, на черте между сказуемым и подлежащим: мы – сумерки, мы – ямы в темноте.
Живем за просто так, за ради Бога умрем от этой тяжести в ребре, жизнь – не театр, нет, она – дорога, короткая, как черточка тире.
Где – rolling stones наматывают мили, где – на латыни шелестят дубы, где – ангелы поют на суахили, где мы гадаем – если бы кабы...
Стучи – откроют, ищущий обрящет – кто медный грош, кто бронзовый обол. Быть иль не быть? – потом, а в настоящем нередко опускается глагол.
И я пишу, зависнув где-то между, соединяя запад и восток: смерть – наша родина, Россия неизбежна, чужбина – дерево, я – птица, ты – цветок.
*** Ничего не бойся, скоро-скоро Мы покинем гулкие просторы, Родину приемную свою, Полетим на карликовый остров, Станем очень маленького роста, В детском обоснуемся раю.
Там читают сказки про индейцев, Известью выбеливают тельце И узор выводят на лице, Обручи, браслеты, амулеты, В волосах струящиеся ленты, Как лучи на Золотом Тельце.
Материк чуть видимый отсюда, Хрупкий, как китайская посуда, Углями наполнен до краев. Резкими воздушными скачками Движемся, и длинными сачками Ловим перелетных соловьев.
Мы как дети – золото в остатке, Мы со взрослыми играем в прятки И парим над гиблою водой, Камешками полнятся карманы, Вечерами добрые шаманы Нас волшебной кормят резедой.
Кто из кущ глядит на наши игры – Муравьеды, носороги, тигры? – Как летим с пригорка кувырком. Ничего не бойся, сами, сами… Ангелы с мышиными хвостами Черным угощают молоком.
Нам, когда-то срубленным под корень, Проклятым и вытоптанным – вровень С мостовой, неведома тоска. И со всех сторон островитяне, Как тычинки в огненном тюльпане, Тянутся из жаркого песка.
Завтра будем мы неуязвимы, Будет праздник сердца, именины Мертвых душ, незнающих любви. А песок вдоль берега – что порох… Заводи считалку: «Молох, Молох, Где же руки сильные твои?»
*** Наш царь-полубог многоопытен и многорук, Силен, как докшит, и улыбчив, как благостный Шива, Он первой рукой собирает хрустящий бамбук, Второй – дирижерски по воздуху водит красиво.
У женщин династии – птицы на ярких платках, И веки опущены, рисовой тоньше бумаги, Молочная грудь о шести розоватых сосках К утру тяжелеет от всеоживляющей влаги.
А он, как дитя, улыбается даже во сне – Светло, широко, оголяя здоровые десны, Поскольку бессмертен и сердце его – на сосне, Но в наших краях не растут ни секвойи, ни сосны.
Он в третьей руке зажимает стальное перо, Четвертой ребенка сажает себе на колени, Мы к пятой руке припадаем – мы любим его! – И лбами неистово бьем о крутые ступени.
Ведь царь справедлив и чужого не жалует зла, Когтистые пальцы скребут на границе Ханоя, И если приходится, он выжигает дотла Кедровое, вечнозеленое и смоляное.
И если доносятся звуки из гущ тростника – Стучат молоточки, в живое вонзаются сверла – То это не ветер, не птицы – шестая рука Спокойно и властно ложится на мягкое горло.
Тяжелые свитки в вишневых лежат стеллажах – Чертежник державы, ловец расходящихся линий – Он правит как дышит, но в дымных его чертежах Виднеется небо и тонкие веточки пиний.
*** Мы опять уходим в подвалы и катакомбы, В ожиданье подвоха, Мессии, последней бомбы, Залезаем, дрожа, друг под друга, под одеяла, Простираем руки, как веточки краснотала.
Наш беззвучный язык – лоскуты остролистной ивы, И пупырышки эти – ожоги степной крапивы, Ты и аз – это вяз, неподъемен и прутьевиден, Потому под тобой – мне, всевидящей, путь не виден.
Только вижу, как голые почки растут на теле, Пробиваются листья в марте, плоды в апреле, Только – завязь, нектарник, у черенка прилистник, – Это райское дерево нашей подземной жизни.
А над нами дома задыхаются, стонут, рвутся, Слышишь, чьи-то глаза разбиваются, словно блюдца, Вперемешку – портреты, пейзажи и натюрморты, Чьи-то свадьбы, измены, похороны, аборты...
Нас никто не найдет – и не надо о них, не надо! – Даже хмурый садовник, что нас изгонял из сада, Всяк теперь в одиночку, захлопнулся и не ропщет, Даже самый последний сдуревший бомбардировщик.
Застывает планета, как голова на блюде, Я вдыхаю тебя: я-люблю-тебя, я-люблю-те… В темноте, наобум, вслепую и неумело, Только знаю, зачем мне ты и зачем мне тело:
Где последняя бомба буравит в земле воронку, Там любовь сквозь меня прорастает как сквозь щебенку.
*** Петух на крыше прокричит отбой, На западном витке качнется поезд И выпорхнет из подземелья. Но из Чужбин – какую выберем с тобой?
Ведь у меня в запасе есть слова, За пазухой, во внутреннем кармане, Они сквозь швы влетают в рукава И светятся, как лампочки в чулане.
Они теснятся птицами в ночи, И каждый взмах – тяжел, неповоротлив, Глазастые домóвые сычи Из глубины дремучей подворотни,
Когтями извлекают из того, Что мы с тобой назвать не можем сами, – Как вдоль стены плывет мое пальто И судорожно машет рукавами,
Как будто сыплет в теплый чернозем Деревни в европейском захолустье Вчерашний хлеб, исклеванный дождем, Дающий всходы в этом месте пусте:
«Смоковница», «крапива», «молочай», И «рокамболь» из чеснока и лука, В подкладке шелестящее «прощай», Под воротом – рукастое «разлука»,
Припрятанное тканью про запас, Стежком скрепленное, сквозное «или-или», А также «дом», но это – не про нас, Мы всё равно его не полюбили.
*** Уже весна зализывает раны и замолкает снег на полуслове, у всех ларьков девицам капитаны сулят неповторимые любови.
Здесь женщинам мерещатся обновы и обещанья всё начать сначала, и что с того, что город – не портовый и никогда не видевший причала?
Кто выключил цвета? Кто эти люди у кассы, на перроне, в электричке? Бесславный город, gloria и mundi – лишь имена, фамилии и клички.
В копилку дождь подбрасывает центы, вокзал одет в подсвеченные цацки, полощется река моя – с акцентом, назойливым, предательским, дурацким.
Белёсый лис катается на санках, и, черные от дыма и мороза, полозья-провода над полустанком – что нотоносцы в птицах «Lacrimosa».
Вхожу в вагон и расправляю плечи, как будто жить не страшно и не больно, на вдохе говорю «arrivederci», поспешно выдыхая на «buongiorno».
И контролер, красивый и беспечный, дырявящий искомканный билетик, на мой вопрос – далече до конечной? – не улыбнется мне и не ответит.
Я бы сама с такой, как я, не скрою, – непрошенной, чужой – не говорила, всё это блажь – любовь, тоска по морю, по бесполезным чайкам белокрылым.
Как поплывем вдоль серого забора, почти неразличимого в тумане, мне классик в предвкушенье разговора напомнит о себе – «дзенькую, пани», –
о том, что в небе нотные тетради перебирают юркие китайцы, – сама в себе, себя самой же ради играет цветомузыка сквозь пальцы,
что в поезде полупустом напрасно кого-то жду, нелепая как «здрасьте», а под пальто – индиговый и красный, или в какой там выкрашено счастье.
Марина Гарбер. Поэт, эссеист. Родилась в Киеве. Эмигрировала в США в 1989 году. Магистр искусств, преподаватель английского, итальянского и русского языков. Член редколлегии «Нового Журнала» (Нью-Йорк), член редакции ж-ла «Интерпоэзия» (Нью-Йорк). Автор 4-х книг стихотворений (последняя – «Каждый в своем раю», М.: «Водолей», 2015). Публикации в журналах «День и ночь», «Звезда», «Знамя», «Интерпоэзия», «Крещатик», «Лиterraтура», «Нева», «Новый Журнал», «Плавучий мост», «Слово/Word», «Стороны света», «Студия», «Эмигрантская лира», «Шо» и др. Живет в Люксембурге. ![]() |
ГолосованиеКак часто вы посещаете портал "Мегалит"?ЖурналыРусское вымяВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГОСОБНЯКМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЮЖНЫЙ УРАЛБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовТело ПоэзииГРАФИТБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗИНЗИВЕРВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕИЛЬЯАРГАМАК-ТатарстанИНФОРМПРОСТРАНСТВОДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬСВОЙ ВАРИАНТБАШНЯ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЗАПАСНИКЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33УРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |