Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Проект АРЕаЛ | ГЕОЛОГИЯ | Спонсоры |
![]() Центр |
Юрий ИзвековОб авторе: Родился в селе Брянск Кабанского района Бурят-Монгольской АССР. Окончил... |
Владимир БогомяковОб авторе: Родился в городе Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области. В 1961 году переехал в... |
Максим БатуринОб авторе: Поэт. Учился на историческом факультете Томского университета, работал... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаСеверная АмерикаКанадаСШАЦентральная АзияКиргизстанУзбекистанСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Алиса ГринькоКогда Господь. Отрывки
Мир Мой, мир Мой! О, если бы вечно пребывал ты таким же прекрасным и чистым в очах Моих, как в первые дни твоего существования! Агада, «Сотворение мира»
Когда Господь решил, что пришло время сотворить мир, то Он облачился в ослепительно белые ризы, от которых потоками хлынул свет, засиявший от края до края Вселенной. Мир был сотворен в урочное время, ранее которого ему не подобало быть созданным (Агада). Из-под своего престола Он вынул тяжелый камень и бросил его в бездну. Камень повис, одной стороной обращенный в бесконечное пространство, а другой край его выступал над землей. От этого камня, который называют краеугольным или еще камнем мироздания, распространилась Святая земля, Эрец, и весь остальной мир. О том, как были созданы земля и небо и звезды, растения, животные и человек, – рассказывается в Книге Бытия. Пятикнижие Моисея на иврите – Тора, а название первой книги: «Берешит» – «В начале». Первая буква этого названия: «?» – «бет» еврейского алфавита. И сказано в Агаде, что начертание этой буквы открыто «с одной стороны», а это означает, что «только то, что последовало после начала божественного миростроительства, может быть доступно человеческому разумению». На этом краеугольном камне Господь начертал Своё Имя. И еще говорит предание, что тот из иудеев, кто прочтет Его, сможет разрушить мир.
Глава 1. ЛЕГЕНДЫ И БЫЛИВ НАЧАЛЕ
Говорится в Книге Бытия: «На третий день Бог создал землю, Эрец, разлив вокруг нее море, и вызвал из земли растения и семена». Он устроил на востоке сад с растениями и деревьями, среди которых было «древо жизни», и в этом была великая тайна. Сад обтекала полноводная река, от которой отходили четыре рукава: Евфрат и Тигр, Ганг и Геон. И Он ввел в тот сад первых людей, чтобы ухаживали за растениями. Первому из людей, Адаму, Господь открыл, что мир погибнет от сильного огня, а также от огромного количества воды, которое обрушится на землю. Но ни дня того, ни часа не знает никто, лишь сам Господь. Когда же после грехопадения Адам и Хава были изгнаны из райского сада, то Господь определил в наказание мужчине, что отныне земля не будет доставлять ему даром ничего из своих творений, но в поте лица люди будут добывать хлеб свой. У Адама и Хавы было двое сыновей: Каин и Авель. Каин убил своего брата и, когда Господь спросил его: «Где брат твой?» – тот ответил: «Разве я сторож брату моему?» В свое оправдание Каин еще сказал, что никогда не видел раньше убитого человека и не знал, что нанося брату удары камнем, убьёт его. Каин и после изгнания не перестал вести порочный образ жизни. Он изобрел весы и меры и тем самым лишил людей доверчивости и простоты нравов, вместо этого появились лукавство, и хитрость, и обманы. Он также первым поставил разграничительные столбы, отгородив место для себя и своей семьи и укрепив его стенами. Так появился первый город. Каин назвал его в честь своего сына Генохией. Среди многочисленных потомков Каина не все были преступниками. Иовал, сын Ламеха, занимался скотоводством, а его родной брат Иувал любил занятия музыкой, он изобрел лютню и арфу. У Адама и Хавы были еще дети. Одним из них был Сиф. Его потомки вели благочестивый образ жизни. Они изобрели науку о небесных телах, и добытые ими многочисленные знания записали на двух столбах – один был сложен из кирпичей, а другой из камня.
СКАЗАНИЕ О ПОТОПЕ
Век человеческий вначале был долог. Но увидел Творец, что среди людей распространились пороки. Люди сделались надменными и полагались на свою силу, пренебрегая добродетелью. В это время жили на земле и исполины. А надо сказать, что еще до сотворения всего сущего у Творца был спор с ангелами: те отговаривали Его от этого дела, уверяя, что человек наполнит землю враждой и ложью, а Господь им возражал, говоря, что, напротив, человек украсит ее добрыми делами. И вот тут опять пришли к Нему два ангела, Шемхазай и Азаил, и говорили так: мы, мол, Тебя, Твое Всемогущество, предупреждали, что из этой затеи с людьми ничего путного не выйдет. А Господь им ответствовал: – Кабы вы были вместо людей на земле, то было б не лучше, а вовсе балаган. – Позволь же нам испытать! – взмолились ангелы. И вышло именно по-божески. Спустившись на землю, ангелы быстро прельстились красотой дочерей человеческих, стали входить к ним и брать их в жены. Одна из девиц, по имени Иштеар, которой домогался Шемхазай, поставила ему условие. Ей приспичило узнать Имя Всемогущего. Ангел вначале отговаривался, но потом согласился и открыл девице великую тайну бытия. Произнеся Святое Имя, Иштеар вознеслась на небо. Так она осталась беспорочной. Господь обратил ее в звезду, и она и сейчас сияет в созвездии Плеяд. Праведник Ноах из потомства Сифа, внук Мафусаила, огорчался, видя неблаговидные поступки ангелов, и по мере возможности убеждал их переменить поведение. Господь возлюбил Ноаха за справедливость. И, когда всё-таки решился Он уничтожить неудавшийся род людской, то Ноах, узнав от Господа о грядущей гибели, посадил кедры для постройки ковчега и ухаживал за ними, а народ смеялся над ним, не веря предсказанию. Ковчег получился вместительным, триста локтей в длину и пятьдесят в ширину. Вода поднялась на пятьдесят локтей, и всё живое погибло, кроме находящихся в ковчеге. В знак окончания своего гнева Всевышний воздвигнул над землей свой лук – гигантскую радугу. Невиданное доселе многоцветие засияло страшно и сильно в рваных лохмотьях черных туч, низко нависших над покрытой водой землей. Лишь на седьмом месяце вода начала спадать. Между тем ковчег пристал к вершине горы Карду в местности, именуемой Урарту, и Ноах, решив проверить, что там снаружи, выпустил из ковчега ворона. К вечеру ворон вернулся, не найдя нигде суши. Через неделю выпустил голубя, тот тоже вернулся в ковчег, но на этот раз птица принесла в клюве лист маслины. Эту легенду о потопе подтверждали впоследствии в своих трудах и живший в третьем веке до н.э. халдейский маг Бероэс, и египтянин Иероним, и Николай Дамасский. И Ноах молил Творца, чтобы не насылал больше всемирной гибели на людей, потому что вместе с грешниками погибнут невинные. И Господь с ним согласился, но поставил условием для нового поколения людей – не проливать крови собратьев, быть чистыми от убийства. Животных же отдал в распоряжение людям, но не велел употреблять в пищу крови, потому что в крови находится душа. Начался новый период земной жизни. Сыновья Ноаха вместе с ним спустились с гор на равнину, именуемую Сеннаар (????), что лежит в низовьях рек Тигра и Евфрата, а в клинописных текстах местность эта именуется: Sumer. И стали они возделывать землю и сажать на ней виноградники. Рассказывается в «Агаде», что в это самое время к Ноаху пришел Сатана и просил взять его в компаньоны. Несомненно, в этом была какая-то хитрость, и Ноаху не хотелось иметь с ним никакого дела, но отказать он не решился. А Сатана начал с того, что зарезал овцу, льва, обезьяну и свинью и их кровью полил виноградник. Говорят, что с тех пор человек, пьющий невоздержанно вино, становится сперва кротким, как овца, потом буйным и задиристым, как лев, потом кривляется, как обезьяна, и в конце концов выглядит совершенной свиньей. Люди же продолжали расселяться по земле; появлялись новые названья стран и городов. Менялись языки. Это была пора переселения народов. Иные переплывали на острова.
Глава 2. ПРАОТЦЫСЛЕДЫ ПТИЦ, ПРОБЕЖАВШИХ ПО МОКРОМУ ПЕСКУ
В Междуречье, недалеко от места впадения Тигра и Евфрата в залив, некогда стоял город Ур. Туда в незапамятные времена пришли люди, их называли «черноголовые», а язык их похож был на древнетурецкий. Позже этот народ получил свое названье от местности: Сумер (Шумер, Сеннаар). Черноголовые смешались с местными племенами, особенно многочисленным было семитское племя Аккад. Шумеры поклонялись небесным светилам. У них был бог солнца Шемеш и богиня луны Син. Они изобрели шестидесятеричную систему исчисления. Они придумали колесо, повозку, серп и соху. Высокого уровня у них достигло ювелирное искусство, о чем свидетельствовали раскопки «гробниц царей» Ура, которые проводились в конце 20-х гг. ХХ века. Гробницы эти со сводчатыми потолками были расположены на глубине двенадцати метров, а ниже, на глубине двадцати метров, был совершенно чистый, без остатков следов человеческой деятельности, слой глины толщиной в два с половиной метра. Предположили ученые, что именно этот слой относится к временам великого потопа. Вавилоняне, более поздние жители этих мест, произошедшие от слияния различных племен, составили где-то около 2000 года до н.э. список царей Ура. Они насчитывали десять династий, правивших до потопа, и семь – после. Подлинное имя одного из царей, Мес-анни-падда, было подтверждено надписью в гробнице. Клинопись тоже принесли с собой шумеры, черноголовые. Первые копии клинописи попали в Европу в XVII – XVIII вв. Упорядоченные, аккуратные ряды значков первым исследователям показались похожими на следы птиц, пробежавших по мокрому песку.
АВРААМ
Древний Ур – родина Авраама. Праотец жил в десятом поколении после Ноаха. Легенда рассказывает, что при его рождении на востоке загорелась звезда, затмившая свет четырех звезд на четырех сторонах небосвода. Правившему в те времена в стране царю предсказали звездочеты, что родится ребенок, который станет владеть миром, земным и загробным. К отцу гениального младенца Фарре пришли от царя послы с предложением богатого выкупа за жизнь сына, но Фарра им ответствовал, что его сын умер. Чтобы спасти младенца, его спрятали в темную пещеру, и несколько лет (есть разные версии, сколько именно) он буквально не видел света божьего. Но вот пришло время освобождения, и на впечатлительного от природы отрока внезапно обрушился многообразный и красочный мир, озаряемый дневным светилом. На смену свету дня пришла ночь с луной и мириадами звезд. Авраам был изумлен, оглушен, очарован. Потом заработала мысль. Мир был полон загадок. Отчего день сменяется ночью, что приводит в движение светила, кем созданы земля и небо и сам человек, кто управляет всеми делами и событиями, изменениями земли и моря и природными явлениями? Его озарила простая и гениальная мысль: всё это управляется Единой Силой. Рассказывает легенда, что отрок Авраам был необыкновенно понятливым, и речи его были убедительны. Он помогал своему отцу, который торговал на рынке языческими идолами, деревянными божками. Однажды в отсутствие отца подошёл человек и попросил продать ему бога-богатыря. – Тебе сколько лет? – спросил его Авраам. – Семьдесят. – Ты дожил до такого почтенного возраста, и не стыдно ли тебе воздавать почести деревянному идолу, сделанному человеческими руками? Тот человек подумал-подумал и отдал обратно идола, забрал свои деньги и ушёл. А Авраам перебил остальных божков. Когда же вернулся Фарра, Авраам сказал ему, что идолы завели между собой спор и самый большой из них разбил остальных. – Ты смеёшься надо мной! – в ярости вскричал отец. – Как могут эти… – Вдумайся сам, отец, в свои слова, что ты сейчас сказал! Но Фарра, поддавшись гневу, потащил сына к царю. Нимврод –таково было имя царя – повелел отроку смирить гордыню, признать божественную святость изображений и поклониться священному огню. А не то пригрозил ему казнью – сожжением. Открывшийся свет истины придал Аврааму сил и смелости, и он смиренно спросил царя: отчего он должен поклониться огню? Ведь вода могущественнее, она тушит огонь. – Тогда поклонись воде, – неизвестно откуда набравшись терпения, пробурчал Нимврод. – Однако не поклониться ли мне облаку, наполненному водой? – Можно и так, – согласился царь. – Но ветер сильнее, ибо он разгоняет облака. – Поклонись тогда ветру, придурок! – теряя терпение, вскричал царь. – Но человек, – возразил Авраам, – преодолевает и силу ветра. В конце концов, он добился-таки того, что его бросили в печь и обложили дровами. Но Господь и в этот раз спас его от смерти. И, убедившись на себе самом в справедливости истины, что нет пророка в своем отечестве, отправился в странствия Авраам со своей семьей, отцом Фаррой, своей женой Саррой, которая была дочерью умершего брата Авраама, еще он взял с собой Лота, родного брата Сарры. У самого Авраама детей не было, и племянник был ему вместо сына. Долго ли, коротко ли, кочевали они в долине Евфрата, прежде чем пришли в землю Ханаанскую, где жил благожелательный и незлобивый народ. Там и поселились в нагорной части страны, недалеко от Хеврона, его еще называли Кириаф Арбой или Мамре. А Лот занял равнинную местность вблизи Иордана, недалеко от процветающих городов Содома и Гоморры. Там, в земле Ханаанской, неподалеку от Хеврона, когда Авраам однажды сидел под дубом Огиг, – его еще называют Мамрийским дубом, что растет в дубраве Мамре от самого сотворения мира, – ему явились три ангела под видом путников, и Авраам привечал их. Двое вскоре ушли в Содом и Гоморру, а третий ангел остался, он и предсказал Сарре рождение сына. О жителях тех двух городов, Содома и Гоморры, шла неблагочестивая слава из-за их гордыни и многочисленных пороков. Там вскоре произошли ужасные события, известные из Торы. Оба города были сожжены, и жители их погибли, племянник же Авраама Лот вынужден был спасаться бегством вместе с женой и двумя дочерьми. По пути жена Лота обратилась в соляной столб, так силен был гнев Господень. А две девицы, дочери Лота, впоследствии оказавшись с отцом в пещере, додумались совершить мерзопакостный грех. Не желая оставаться девственницами, они устроили так, что отец, сам того не ведая, совокупился с ними обеими. От этого совокупления у них родились сыновья: у старшей родился Моав, что в переводе с древнееврейского означает «от отца», а сын младшей получил имя Амман, что означает: «сын племени». От первого пошел народ, называемый моавитяне, а от второго – аммонитяне. В те времена уже повсюду распространилась слава о познаниях и мудрости Авраама. Правители царств нередко обращались к нему за советом. Аврааму приписывают и древний источник исторических сведений и гениальных прозрений – «Книгу творения», «Сефер Йецира». Века спустя скажет о нем халдейский маг Бероэс: «В десятом поколении после потопа жил среди халдеев справедливый и великий человек, опытный в астрономии». Еще говорят, что со времен Ноаха Бог не говорил ни с кем, кроме Авраама.
ИСААК
Существуют древние сведения, глубочайшая мысль-догадка, что открывают знания о Вселенной, до которых еще не достигла современная наука. Еще в глубокой древности была определена роль чисел, исчисления, соразмерности в строении вещей и всей Вселенной. Сказано же в Книге Творения, что каждое тело и все его части находятся в таком соотношении, чтобы тело это соответствовало цели, для которой оно предназначено. Меры площади, сухости и влажности, соразмерность движений и строй музыки, - всё основано на исчислении. Говорится в Книге Творения и о трех категориях Единого, дающего всему строй и порядок. Это: Сфар, Сипур, Сефер. «Сотворил Он свой мир тремя книгами: сфар, сипур и сефер, все они одно во Всевышнем» (Иегуда Галеви, «Кузари»). Сфар показывает меру и строение вещей; Сипур – речь, «глас речений живого Бога» – форма и свойства всякого творения; Сефер – действие, письмо Всевышнего. И там же: «Все живое нуждается в противоречии, и только в их войне его спасение». Глас Божий приходил к Аврааму всегда неожиданно, был внятен и неслышим. Он открывал ему, во сне или бодрствовании, тайны бытия. «До создания твоего в чреве Я познал тебя», – так сказал однажды Господь Аврааму. Неслышно, но явственно прозвучал Глас Божий и в этот раз. Авраам привык повиноваться Ему. Он не сказал своей жене Сарре правду о том, куда собирается идти с мальчиком. Он выдумал ложь, что идут в известное ему место, где Исаак сможет получить хорошее воспитание. Сарра, поджав губы, наблюдала за сборами. Ох, не нравилось ей почему-то всё это. Но она ни о чём не догадалась. Только спросила подозрительно: – А нож и дрова тебе зачем? Авраам же отвечал со всей правдивостью, что собирается в неблизкой дороге совершить жертвоприношение. – Так ты возьмёшь с собой ягненка из скота? На это он отвечал невразумительно. Сарра собрала им в дорогу провизию и повязала на головку мальчику дорогую шаль с застежкой из драгоценного камня, чтобы не напекло солнцем. Потом долго стояла на кровле дома, приложив ладонь ко лбу, глядя им вслед. Беспокойство и благословение матери сопровождало их. Так они шли три дня глубокой долиной, и всё вокруг цвело и радовалось жизни. Но вот горы расступились перед ними, и открылась одна высокая гора дивных очертаний, и голос сказал Аврааму: «Это – здесь». Они взошли на вершину. Здесь тоже всё цвело, и пели птицы, перепархивая с ветки на ветку. Авраам молча складывал из камней жертвенник вблизи от разросшихся кустов. Разложил дрова. Тут только мальчик задал отцу вопрос: кого же собирается он принести в жертву Господу? Повисло оглушительное молчание. И не слышно стало пения птиц, и солнечный свет померк, словно распростерлась между землей и светилом черная пелена. Не так легко было осознать за несколько минут конец всего. Авраам не глядел в лицо сыну. Молчание длилось. Оно становилось невыносимым. Потом развязал Исаак повязанную матерью шаль, которая, скользнув, упала на землю. И услышал отец милый голос, слегка охрипший. Исаак сказал, чтобы тот связал его крепче по рукам и ногам. – Ибо я боюсь, – еще сказал Исаак, скрывая слезы, – чтобы я не пошевелился, увидя нож, занесенный надо мной, тогда жертва сделается несовершенной, и её не примет Господь. И еще Исаак заплакал о них, об отце и матери своих – как они будут стариться без него, осиротевшие и одинокие? И о матери сказал: если по возвращении Авраама она будет стоять на крыше или возле колодца, то не говорить ей сразу всей правды, потому что она упадет и разобьётся насмерть. Потом он лёг на жертвенник. И глядел в небо. Конец этой библейской истории известен. Тысячелетия спустя, в эпоху средневековья, много было богословских споров о названии того куста, в ветвях которого запутался рожками агнец, принесенный Авраамом в жертву вместо сына. Рассказывают также, что однажды в обитель прибежал монах с криком, что нашел тот самый куст. С тех пор творение причудницы природы с листьями, похожими на растопыренные пальцы, словно это были ладони, обращенные к небу, стали называть Авраамовым деревом. А Сарра так и не узнала ни о чём. И продолжали они жить там, у дубравы Мамре, Исаак – словно заново рожденный. Авраам выдал за него Ревекку, внучку своего брата, который жил в Месопотамии. По сообщению Иосифа Флавия, в его времена еще помнили в области, прилегающей к Дамаску, место, носившее название Обитель Авраама. К списку номеров журнала «Литературный Иерусалим» | К содержанию номера ![]() |
ГолосованиеПортал "Мегалит" приглашает вас выбрать автора месяца из поэтической серии "Только для своих", изданных в феврале 2016 года. С книгами и авторами серии вы можете ознакомиться в разделе "Книги" или в спецразделе "Только для своих (см. меню на любой странице портала)ЖурналыЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГОСОБНЯКМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АИНФОРМПРОСТРАНСТВОЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСТЕРЖЕНЬГРАФИТБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATНАШЕ ПОКОЛЕНИЕЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:ДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯТело ПоэзииСВОЙ ВАРИАНТБАШНЯ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРААРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПЗНАКИ11:33УРАЛ-ТРАНЗИТАЛЬТЕРНАЦИЯ |