Раиса Слободчикова

Загадочные портреты красавиц Нарышкиных

 

      Введение. Находясь в эмиграции, в я провела историко-поисковую работу по установлению генеалогических корней связи нашей семьи с семьей Льва Кирилловича Нарышкина и подтвердила семейное предание, передаваемое от поколения к поколению. Результат поиска оформлен в виде книги  "Романовы, Нарышкины и их потомки" и опубликован в издательстве Hermitage США (2007 г.).  

     После публикации книги я до сих пор получаю отзывы на книгу и вопросы по портретам. В поисках портретов интересующих меня персонажей просмотрела каталоги многих известных галерей России, Франции, Италии и других. К моему удивлению, больше всего вариантов портретов оказалось знаменитой красавицы Марии Антоновны Нарышкиной. Но самое неожиданное, все изображения Марии не одной женщины, а нескольких. Поэтому для окончательного выбора портрета персонажа приходилось учитывать реальность события, время жизни персонажа, время общения художника с персонажем.


    I. Кто же такая, Мария Антоновна Нарышкина?

    Первый раздел Польши между Пруссией, Австрией и Россией произошел  в 1772 году, но Польша продолжала существовать на политической карте Европы.  Польско-русская война, спровоцированная  реакционным союзом Польши, при поддержке Екатерины II уже в 1793 году привела ко второму разделу Польши. Некоторые земли достались России.

     В связи с этим Екатерина II провела "черту оседлости" и разрешила новым своим польским и еврейским подданным проживать только в западных губерниях, сделав исключение лишь для нескольких богатых и просвещенных польских семей.  В их числе оказалась семья  князя Святополк-Четвертинского.

     Польский князь Антон-Станислав Святополк-Четвертинский (принадлежавший к царской ветви Рюриковичей), служил верой и правдой императрице Екатерине II. В четверг на Страстной неделе 1794 года в Варшаве началось восстание против России, заговорщики внезапно набросились на отряды русских солдат, расставленные по городу далеко один от другого, — и началась неслыханная по жестокости бойня, толпа захватывала всех, кто был в русском мундире, и забивала их насмерть. Князь Антон-Станислав Святополк-Четвертинский,  советник польской конфедерации, был зверски  убит чернью в Варшаве 8 июня 1794 г. Учитывая его боевые заслуги и верность русскому престолу, по приказу императрицы Екатерины II его семья (вдова, две дочери и сын) была перевезена  в Россию.

      Младшая дочь князя, рожденная любовницей-еврейкой, очаровательная 15-летняя красавица Мария, даже становится фрейлиной императрицы Екатерины  II, а ее появление во дворце сразу  вызвало восхищение  высшего света.

В сентябре 1801 года по случаю коронации молодого императора Александра I  двор переселился в Москву, его жена, императрица Елизавета Алексеевна, тяготилась постоянными балами, обедами и ужинами и вернулась в Петербург, чувствуя себя крайне утомленной. Здесь ее ждала весть о несчастье – в Швеции скончался ее отец, маркграф Карл-Людвиг. В течение следующей зимы она из-за траура мало выезжала в свет. В это время начинается увлечение ее мужа, Александра I, Марией Антоновной Нарышкиной, и уже на исходе 1803 года в письмах Елизаветы Алексеевны  к матери начинают звучать грустные нотки, полунамеки и жалобы на тягостные предчувствия.

Юной красавицей, появившейся во дворце, -  княжной Марией Антоновной Святополк-Четвертинской (1779-1854 гг.), увлеклись не только фаворит Екатерины II,  Платон Зубов, и ее внук, великий князь Александр, но и известный вельможа Нарышкин Дмитрий Львович. Между ними завязался  дух соперничества.

Обладая благородными манерами, приятной внешностью и острым умом, аристократ Дмитрий Львович Нарышкин (1764-1838 гг.) покорил сердце княжны Марии. В 1795 году он женился на юной княжне, которая сразу заняла самое выдающееся положение в высшем обществе. Специально для этого события в Петербурге Д.Л. Нарышкин построил прекрасный дом, который знали все жители столицы. По этому поводу Дмитрий Львович заказал поэту Г. Державину стихотворение "Новоселье молодых".

 

                                     Примите вы благодаренье            

                                   Усердных вам своих детей!

                                   Сей праздник, пир и новоселье -

                                   Вы все, вы все нам в жизни сей.

                                   Хор. Гости милые, почтенны,

                             Нежна мать и отец

                             Зрите души восхищены

                             Нежных чад, восторг сердец;

                             Зрите их счастья творцы.

 

Но пожелания поэта не сбылись. Великий князь Александр и бывший фаворит Екатерины II Платон Зубов сразу после свадьбы стали оказывать Марии Антоновне Нарышкиной свое настойчивое  внимание, и хрупкое счастье семьи Дмитрия Львовича начало разрушаться. Молодые люди поделились друг с другом впечатлениями об этой красавице и пришли к соглашению, что счастливчик уступит сопернику место. Интрига была начата, сначала повезло Платону Зубову, и вскоре Мария родила дочь Марину. До Д.Л. Нарышкина доходили сплетни, что "Марина – не его дочь".

Великий князь Александр, отойдя в сторону, уступил красавицу Зубову. Но это продолжалось недолго.

Император Александр I. Став императором, Александр I (1801 г.) добился взаимности восхитительной Марии Антоновны; Мария Антоновна Нарышкина – любовница императора, а  Дмитрий Львович Нарышкин – обер-егермейстер.

По мнению мужа Екатерины Нарышкиной, графа Головкина, "Муж Нарышкиной был снисходительным,  смирился с тем, что красота очаровательной Марии,  ее прелести были достаточно привлекательны, чтобы пленить могущественного монарха, даже когда ее украшало лишь простенькое платье из белого крепа и гирлянда из тех голубых цветов, которые называют незабудками".

Наступил многолетний (15-летний) период близости императора с Марией Антоновной. По мнению Ф. Вигеля, "Молодая чета, одних лет, равной красоты покорилась могуществу всесильной любви, страсти, хотя с опасением общественного порицания. Но кто мог устоять против пленительного Александра и очаровательной Марии".

Блестящая партия в замужестве дала Марии Антоновне Нарышкиной выдающееся положение в придворном свете. Этому также способствовали ее такт и умение держать себя в обществе. При чарующей внешности Мария Антоновна обладала высокими качествами ума и сердца, ее доброта отражалась в ее взоре, голосе. Красоту восхитительной Марии воспел поэт  Г. Державин в стихотворении  "Аспазия":  "Черными очей огнями, грудью пышною своей она чувствует, вздыхает, нежная видна душа, и сама того не знает, чем всех больше хороша". Маршал М.И Кутузов, восхищаясь Марией Нарышкиной, говорил в шутливой форме, "что женщин стоит любить, раз среди них такая, как Мария Антоновна. Великолепие радужной красоты, плен, покой".

     Стоило ей только появиться в обществе, раздавался шепот восхищения. Ее величественность и уверенность дополняли неуравновешенную натуру Александра. В объятиях Марии Александр забывал все: пышные церемонии, строгость придворного этикета, залы императорского дворца, где его преследовала тень окровавленного отца, и жену, которая была с ним рядом в ночь убийства. Мария приносила ему то, что ему не могла дать его красавица жена.

В театре возлюбленная императора занимала центральную ложу. У нее собиралось изысканное общество. Все, кто был принят у М.А. Нарышкиной, имели доступ во все дома столицы. Ее скромные, но изящные наряды служили образцом, предметом зависти для всех знатных  дам Петербурга.

       В 1803, 1804, 1808 и 1810 годах Мария Антоновна родила от Александра I четырех дочерей, три из них умерли в младенчестве. Но император Александр не развелся со своей женой, страдающей в одиночестве, и не узаконил свою внебрачную дочь Софию, а Мария не настаивала на этом.

Под конец связи с императором Мария Антоновна стала, видимо, тяготиться своим исключительным положением; она, как говорит графиня Эделинг, "сама порвала те отношения, которых не умела ценить". Время, проведенное Марией Антоновной в Петербурге до 1813 г., было самым блестящим в ее жизни. Нарышкины жили зимой в своем доме на Фонтанке (ныне гр. Шуваловой), а летом на даче "Ma Folie" на Крестовском. Жили они с чрезвычайной роскошью, очень открыто, принимали у себя весь город и двор, давали блестящие праздники и балы.

      Болезнь младшей прелестной  дочери, единственно оставшейся в живых из детей императора, - Софии, взволновала и  побудила мать, Марию Антоновну, предпринять в 1811 г. путешествие на юг России, в Одессу, где они провели лето, а осенью объехали Крым.
      А в 1813 г. Нарышкина уехала за границу, где для здоровья дочери прожили долгое время во Франции, Швейцарии, Германии и Лондоне. В Россию они возвращались лишь изредка и не надолго. В 1818 г. в Петербурге Нарышкина выдала замуж свою старшую дочь, Марину, за графа Гурьева.        
      В 1824 г. скончалась в Петербурге, во цвете молодости и красоты, ее 16-летняя дочь София, будучи невестой графа А.П. Шувалова. Отец Софии, Александр I, послал императрице записку: "Она умерла. Я наказан за все мои грехи".

Подробное изложение о второй семье Александра I и его внебрачной дочери Софии приведено в изданных автором  книгах – "Романовы, Нарышкины и их потомки", а также – "Не родись красивой… или заложницы судьбы", изданных  в США, Филадельфии (2007).

 


Когда появились портреты М.А. Нарышкиной?

 

VFL.RU - ваш фотохостинг

 

      Но прежде всего, приведу интересное письмо, полученное в прошлом году (2009) из Вены и статью о художнике Ж. Грасси, заставившее меня снова пересмотреть портреты Марии Антоновны Нарышкиной, появившиеся в последнее время в интернете. Привожу некоторые фрагмента этого письма – "Josef Grassi (1758-1838)-Attrib., "Portrait of Princess Maria Antonovna Naryshkina" newly discovered! An Important discovery!! Важное открытие!      
Acquired several years ago from Gallery Amato, Nice (South  France) as a portrait of an unknown woman, painted by anonymous artist from the turn of 19th century, this wonderful portrait finally found its name! Несколько лет назад был найден неизвестный портрет неизвестного художника, как оказалось, княжны Марии Антоновны Нарышкиной (1779-1854 гг.) и  художника Жосефа Грасси (1758-1838 гг.). Этот портрет подписан художником 1807 годом". (Dan Konigsberg)

Как это можно прокомментировать?         
В 1797 году художник Грасси нанес визит в замок, где якобы в  Силезии  жила Мария Антоновна. Предположительно, портрет художником был написан в 1800 году. Также, предположительно, этот портрет в 1800-1808 гг. попал в Дрезденскую галерею от одной польской родственницы Марии  Антоновны.  Экспертиза показала, что портрет руки мастера  Грасси. Но не доказала, чей это точно портрет?

       Для сведения  читателя, Мария Антоновна в это время жила в Петербурге и уже была  замужем за Дмитрием Львовичем Нарышкиным. По историческим источникам она не могла находиться в Польше и России одновременно.

      Мой ответ в Вену: "Здравствуй, уважаемый Дан! Ваше письмо, особенно, новый портрет Марии Антоновны, взволновали меня. Когда я несколько лет тому назад разыскивала ее портрет, практически не было никакой информации. Я искала  портрет Марии Антоновны среди портретов художников-портретистов  конца 18 и начала 19 веков. Просмотрела портреты Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея, Музея Пушкина, Лувра, итальянских музеев и др. Сначала, к моей  радости,  среди портретов русского художника  Н.И. Аргунова  я  неожиданно обнаружила портрет Нарышкиной с инициалами М.А., который был расшифрован на интернете как портрет Марии Антоновны Нарышкиной. Написанный художником Аргуновым в 1789 году портрет М.А. Нарышкиной, возрастом персонажа не соответствовал  возрасту молоденькой 10-летней княжны... Кроме того, возникают также серьезные сомнения другого плана: семья  княжны бежала от преследующих повстанцев, так что вряд ли она смогла вернуться в Польшу, чтобы позировать художнику Грасси. Та  ли эта женщина или удачная модель?"

      А вот другие портреты, появившиеся два года назад на интернете художников Стролли, Тончи, Босси, Грасси и неизвестных художников, приведенные здесь, заслуживают пристального рассмотрения.

      Из исторических источников известно,  что Александр I был скуп, вероятно поэтому ему в голову не приходило – потратить деньги на портрет единственной внебрачной дочери Софии Нарышкиной и ее матери Марии Антоновны, хотя от его жены,  императрицы Елизаветы Алексеевны,  осталось много замечательных портретов. Все это вызывает недоумение.            
      Удивляет также и равнодушие Дмитрия Львовича Нарышкина, богатейшего человека империи, который много денег тратил на покупку и строительство дворцов, различные увеселительные мероприятия, но не оставил памяти об одной из красивейших женщин той эпохи.

        Теперь перейдем к рассмотрению портретов М.А Нарышкиной в черно-белом изображении, приведенных в воспоминаниях Великого князя Николая Михайловича.

 

     Нужно отметить похожесть всех трех черно-белых фотографий портретов. 

     Далее появляется цветной портрет Марии Антоновны придворного художника Сальвадора Тончи, который украсил императорский дворец в Павловске. В настоящее время портрет художника С. Тончи, или его копия, также содержится  и  в краеведческом музее г. Мурома. 

   Проведем сравнение этих портретов Марии Антоновны. Поза моделей, наряд, волосы и прическа подобны идеально, возраст одинаковый, но лица отличаются - нельзя утверждать абсолютного стопроцентного сходства.             

   Мои комментарии по поводу портрета неизвестного художника – удачно подобранная натурщица. Первая модель неизвестного художника ближе всего к портрету матери и дочери художника П.Э. Стролли, вторая модель художника  С. Тончи  – ближе к персонажу, дата написания портрета  С. Тончи совпадает с датой пребывания художника во дворце.

 

          А вот другие художники, жившие в это же время, –  Аргунов, Грасси  и др., тоже оставили нам загадки.  Кто же был  заказчиком этих портретов?

     Из литературных источников известно –  Александр обожал портреты Сальвадора Тончи, Босси и Стролли, которые будем считать реальными, все остальные портреты других художников отнесем к интересным и допустимым, они полны обаяния и красоты, и, рассматривая эти портреты в совокупности, мы получаем полную картину о красоте Марии Антоновны.                                                                                                                  

      Судьба Марии Антоновны до сих пор тревожит историков, и они пытаются ответить на загадочный вопрос: Как ей удалось долгие годы быть любимой женщиной самого неверного мужчины в то время? 

      После смерти дочери Софии Мария Антоновна с мужем Дмитрием Львовичем уехали из Петербурга. В 1825 г. умер император Александр I. В 1833 г. они поселились в Одессе. После смерти Д.Л. Нарышкина (1838 г.) последние годы жизни Мария Антоновна жила за границей, изредка лишь приезжая в Одессу. Скончалась она в 1854 г. на берегу Старенбергского озера и похоронена в Мюнхене, на кладбище Sudlicher Friedhof.

 

 

II. Кто же такая, Мария Алексеевна Нарышкина?

А теперь необходимо выяснить – кто же эта красавица известного художника

Н. Аргунова (крепостного графа Н.Б. Шереметева), портрет которой был обнаружен в Чувашской картинной галерее как портрет Марии Антоновны. Нарышкиной. Дата написания этого портрета, 1789 г., не соответствует возрасту реальной Марии Антоновны.

Интернетовская ошибка ввела в заблуждение многих читателей, интересующихся судьбой редкой красоты фаворитки императора Александра.

С появлением других портретов М.А. Нарышкиной загадку удалось разрешить, и  установить, что портрет Аргунова принадлежит совсем другой красавице, а именно жене Александра Львовича Нарышкина, Марии Алексеевне, тоже Нарышкиной.

Мария Алексеевна - младшая из дочерей адмирала Алексея Наумовича Сенявина, женатого на Анне-Елизавете фон-Брадке. Пяти лет (3 июля 1767 года) Мария была помещена в Смольный институт. По окончании обычного 12-летнего курса, в декабре 1781 года, была пожалована во фрейлины. Вскоре Мария Алексеевна вступила в брак с Александром Львовичем Нарышкиным, впоследствии обер-камергером и главным директором Императорских театров.        

Как при Екатерине II, так и при  Павле I и Александре I        супруги Нарышкины были                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       в числе самых близких ко Двору лиц. Чета Нарышкиных вела роскошный, открытый образ жизни, на их балах и приемах бывало все высшее столичное общество. По воспоминаниям графини В.Н. Головиной, "У Нарышкина собиралось многочисленное общество… Дочери хозяина суетились, жеманились; это был настоящий балаган. Дом Нарышкина вообще отличался тем, что его ежедневно посещало самое пестрое общество. Хозяин был доволен главным образом многолюдством гостей, хотя бы это и был разный сброд"

По воспоминаниям художника А.Х. Ритта, в 1799 году Мария Алексеевна была пожалована в кавалерственные дамы ордена Св. Екатерины Малого креста, а 1 января 1808 года — в статс-дамы. Вместе с мужем, назначенным состоять при Императрице Елизавете Алексеевне во время Венского конгресса, она сопровождала Императорскую чету в Вену в 1815 году. После этого Нарышкины провели несколько лет за границей. Их роскошный образ жизни во Флоренции, где они имели два палаццо и виллу за городом, немецкого барона в качестве управляющего, огромный штат прислуги, секретарей, компаньонов и компаньонок, калмыков и калмычек, поражал неслыханными причудами старого русского барства.

    Скончалась Мария Алексеевна 30 декабря 1822 года в С.-Петербурге и была похоронена в Александро-Невской лавре. В городе много говорили об ее кончине и высказанных ею перед смертью христианском смирении и твердости духа. Булгаков К.Я. писал 30 декабря 1822 г. брату: "…Только у нас и говорят о Нарышкиной. Со всеми домашними простилась, мужу и сыну дала наставления и так их тронула, что они беспрестанно рыдают. Исповедовалась и причастилась и успокоилась... Ей 62 года, с лишком сорок лет как замужем. Бриллианты свои все отдала внучкам, дочерям Суворовой. Их более, нежели на миллион".                                                                                                                                                                                                                                                   

 

В браке Мария Алексеевна Нарышкина имела двух сыновей и двух дочерей:

Лев Александрович (1785-1846 гг.), генерал-лейтенант, участник войны 1812 года, одесский знакомый А. С. Пушкина. Был женат на графине Ольге Станиславовне Потоцкой (1802-1861 гг.).

Кирилл Александрович (1786-1838 гг.), обер-гофмейстер, действительный тайный советник. Был женат на княжне М. Я. Лобановой-Ростовской (1789-1854 гг.).

Елена Александровна (1785-1855 гг.), в первом браке с 1800 года за А. А. Суворовым-Рымникским; во втором - за князем В. С. Голицыным (1792-1856), сыном княгини В. В. Голицыной.

       Мария Александровна (ум. 1800 г.).

Александр Львович Нарышкин во всех отношениях был выдающейся личностью. Щедрость, великодушие были главными чертами его характера. Огромное его состояние расстроилось под конец его жизни, но это его нисколько не беспокоило, и он часто над этим смеялся. Собрание анекдотов о нем составило бы несколько томов.

Управление театрами А.Л. Нарышкиным продолжалось почти 20 лет, и история должна отдать ему должное. Он состоял почетным членом Императорской Академии художеств. По мнению современников, он был рожден для театра.

В 1819 году  Александр Львович окончательно простился с театрами, и в 1820 году он уехал за границу в Париж, но Мария Алексеевна в последнюю минуту передумала уезжать; тогда ее муж отправился один.

Александр Львович Нарышкин  умер от водянки вдали от России, в Париже, 21 января 1826 года, на смертном одре произнес:

"В первый раз я отдаю долг – природе".

Он был ярким, добрым, щедрым человеком, государственным деятелем, который пользовался всеобщим расположением в Российской империи.

А.Л. Нарышкин похоронен в Петербурге в Александро-Невской Лавре при церкви Святого Духа,  рядом с женой,  умершей в 1822 году.

 

III. Кто же такая, Мария Павловна Нарышкина?

Когда я разыскивала портрет Марии Антоновны Нарышкиной, то наткнулась  еще на одну красавицу Нарышкину, тоже Марию. Ее портрет, написанный художником

 Д. Левицким, вместе с портретом Дидро, через Дидро был передан в картинную галерею Лувра, где я его и обнаружила. Оказалось, что этот портрет красавицы Нарышкиной Марии Павловны, принадлежал жене Семена Кирилловича Нарышкина.

Нарышкин Семен Кириллович. Один из членов семьи Нарышкиных, Семен Кириллович (1710-1775 гг.), получил превосходное домашнее образование, и, казалось, ничто не могло помешать его придворной карьере. Однако после смерти Петра I, когда на престол вступила Анна Иоанновна, он попал в опалу. Поскольку он считался официальным женихом принцессы Елизаветы Петровны, то  вынужден был покинуть ее и уехать из России за границу.

   Семен Кириллович поселился во Франции и принял вымышленную фамилию Темкин. В Россию он вернулся только в 1741 году с приходом к власти императрицы Елизаветы и был пожалован придворным чином камергера. Мария Павловна Нарышкина (1728-1793 гг.), дочь П.Ф. Балка-Полева от брака с М.Ф. Полевой, с 1746 г. жена С.К. Нарышкина.

     Императрица Елизавета не  простила Нарышкина за побег от нее и постаралась поскорее  отправить его  за пределы страны, назначив  посланником русского престола в Англии.

Однако на этом посту он пробыл всего семь месяцев. На обратном пути в Россию, проезжая через Германию, Нарышкин был представлен принцессе Фике, будущей императрице Екатерине II. В то время Нарышкин и не подозревал, что эта встреча изменит его судьбу. Всего через три года ему пришлось встречать принцессу Фике, приехавшую в Россию в качестве невесты будущего императора Петра III.              

Сопровождая Фике, Семен Кириллович учил ее даже тому, как нужно садиться в русские сани, поскольку этот экипаж в ту пору в Европе не был  известен.

И тем не менее, несмотря на почетное поручение, Нарышкин продолжал оставаться на грани опалы. Известен случай, когда императрица Елизавета во время бала подозвала к себе его жену Марию Павловну, которую все единодушно считали самой красивой придворной дамой, и срезала ножницами все украшения с ее платья. Подобные унижения не были  редкостью в поведении Елизаветы.

Сам Семен Кириллович, как и его жена, считался первым щеголем своего времени. Однако не менее чем его туалеты, был известен театр, который он организовал в Петербурге для увеселения двора. Это был второй в истории России придворный театр (первый был организован немецким актером при дворе царя Алексея Михайловича).

С именем Нарышкина связано и своеобразное нововведение в русском быту. Еще в начале пятидесятых годов XVIII века  он организовал в имении так называемый роговой оркестр. Он состоял из нескольких десятков музыкантов, каждый из которых мог сыграть на длинном роге только одну ноту.

В качестве руководителя такого уникального коллектива Семен Кириллович пригласил из Польши композитора и капельмейстера В. Мареша. Роговая музыка звучала в имении Нарышкина каждую субботу и, по мнению современников, была очень мелодичной, по  звучанию напоминая органную.

Когда же на престол вступил Петр III, Семен Кириллович Нарышкин оказался в числе самых приближенных к Петру и Екатерине Алексеевне людей. Он был пожалован званием генерал-аншефа и назначен обер-егермейстером. 16 августа 1760 года Нарышкин был награжден высшим российским орденом Андрея Первозванного.

     

IV. Кто же такая, Мария Львовна Нарышкина – последняя любовь Потемкина.

Положение фельдмаршала Григория Потемкина после овладения Очаковом упрочилось настолько, что он счел необходимым на зимние месяцы, когда военные действия затихли, отправиться в столицу для свидания с наставницей и благодетельницей, императрицей Екатериной II.

В Петербурге его встретили более чем прохладно, новый фаворит Платон Зубов боялся Потемкина и постарался, чтобы императрица отправила его поскорее из столицы. Екатерина бессильна была что-либо возразить, и судьба Потемкина была решена, он впал в "черную меланхолию".

 Узнав о  настроении фельдмаршала, Лев Александрович Нарышкин пригласил своего друга Потемкина  в свой дом развеяться в семейной обстановке, где Потемкин встретил  сердечное внимание всех членов семьи. 

 Мягкий характер и душевная доброта Льва Александровича Нарышкина создавали в доме дружескую обстановку. Здесь всегда было много бедных родственников, воспитанниц, приживальщиц, и молодежь общалась между собой свободно, без жеманства и кокетства. Девицы и молодые люди шутили, делали друг другу проказы, мистификации, чтобы похохотать вместе.

 Никто не мог сравниться с отцом семейства Львом Александровичем Нарышкиным. Он держался прямо, одевался щегольски и никогда не выглядел усталым. Он был умен, остроумен и находчив, на его лице всегда сияла улыбка, которой он освещал весь дом. Всеми этими качествами он наградил детей: сыновей Александра, Дмитрия и дочерей; особенный поэтический талант достался младшей дочери Марии. Все дочери переняли от матери ее миловидность, изящество и, конечно, музыкальность. Род Нарышкиных отличался не только телесной, но и душевной красотой, у детей была какая-то врожденная наклонность к искусству, каждый талант  находил свое развитие.

 Л.А. Нарышкин любил своих детей, дорожил их спокойствием и желал им всем счастья.

 Оба сына, Александр и Дмитрий, женились по любви. Дочерей, к сожалению, выдали по расчету, и они не все были счастливы в браке.

 После присоединения Белоруссии к России польские вельможи, князья, забросив свои имения, ринулись в Петербург в поисках милостей и должностей от императрицы Екатерины. Бракам поляков с русскими девицами и наоборот особенно покрови-тельствовала государыня.

Поэтому три польских богача женились на трех дочерях Льва Нарышкина: граф Соллогуб – на Наталье (1762-1819 гг.), князь Понинский – на Анне (1768-1826 гг.). Сын Дмитрий женился на польского происхождения княжне Марии Антоновне Четвертинской (см. Александр I), сын Александр женился на дочери адмирала Сенявина Марии Алексеевне, воспитаннице Смольного монастыря, организованного в 1764 году императрицей Екатериной II

      Младшая дочь Льва Александровича Нарышкина Мария Львовна (1773-1806 гг.) из всех дочерей была самой яркой и талантливой личностью. Она обладала обворожительной красотой, великолепным голосом, изящной фигуркой и своими танцами сводила с ума не одного мужчину.

       Самым ярким поклонником ее красоты  был выдающийся светлейший князь Г.А. Потемкин, прибывший в Петербург после блестящей победы в Крыму. Фельдмаршал Потемкин встретил в доме Нарышкиных теплое отношение семьи хозяина. Приезды светлейшего князя в дом Нарышкиных стали постоянными, князь ожил, помолодел, и в свете начали серьезно поговаривать о предстоящей свадьбе.

Поэт Державин Г.Р., попавший тоже под ее чары, посвятил ей стихи "К Евтерпе", пророча ей "светлейшее будущее".

                  Пой, Евтерпа, дорогая!

                  В струны арфы ударяй,

                 Ты, поколь, весна младая,

                 Пой, пляши и восклицай.

                       …..                          

                  Марс устанет – и любимец

                  Счастья возьмет свой покой;

                  У твоих ворот и крылец

                  Царедворец и герой,

                  Брякнут кольца золотые;

                  Ты с согласия отца

                  Бросишь взоры голубые

                  И зажжешь у них сердца.

                            

                  Качества твои любезны

                  Всей душою полюбя,

                  Опершись на щит железный,         

                  Он воздремлет близ тебя.

 

О серьезном увлечении фельдмаршала было тут же доложено императрице. В один из вечеров конца апреля 1789 года Екатерина II со своей свитой  навестила дом Нарышкина. После устроенного хозяйкой дома Мариной Осиповной обеда состоялась карточная игра Екатерины с Потемкиным, Сегюром и Нарышкиным.

Молодежь танцевала. Когда Екатерина уехала, началось настоящее веселье. По отзыву Сегюра, "Барышня Нарышкина сплясала казачка, затем русскую, чем привела всех в восторг. Как плавны ее движения, движение ее плеч и талии! Она способна воскресить умирающего мужчину!"

Светлейший князь, несомненно, разделял восхищение других мужчин талантами и обаянием этой девушки. Он часами беседовал тет-а-тет с юной Марией, излагая ей какую-то политическую проблему, которой был озадачен, а она, вздыхая, повторяла: "Если бы это было правдой!"

Потемкин на брачном ложе не "вздремал", и вскоре после посещения императрицей дома Нарышкиных и после разговора с императрицей 6 мая 1789 года фельдмаршал неожиданно покинул столицу. О дне отъезда знала только одна императрица, карета которой преградила ему путь. Он вышел к императрице, они отошли подальше от людей, чтобы попрощаться. Она всплакнула и сказала на прощание, что сердцем чувствует беду. Он успокоил ее, единственную женщину, которую любил больше всего на свете. По мнению современников, они состояли в тайном церковном браке, о котором, по всей вероятности, напомнила фельдмаршалу Екатерина, и до конца их жизни никто из "супругов" не нарушил этот союз.  Поэтому он бежал из Петербурга, и его надежда найти счастье рядом с очаровательной Марией лопнула. Он только на миг почувствовал себя свободным и счастливым.

Но этого не случилось.

Ночью 5 октября 1791 г. Потемкин скончался по дороге на Юг, тело покойного привезли в Яссы.

Марии Нарышкиной не было суждено стать женой столь "державного мужа".

Побег потенциального жениха без объяснения считался позором для невесты и их семьи, но об этом никто не думал. Только через несколько лет (1801  г.)  ее выдадут замуж без любви за богатого и старого польского  князя, дважды вдовца, Любомирского.

Свою судьбу Мария Львовна рассказала в сочиненных ею песнях:

 

      Ах, на что ж было, да к чему ж было по горам ходить,

      Ах, на что ж, да к чему ж было соловья будить?

      У соловьюшки, у соловьюшки одна песенка,

      У меня младой, у меня ж младой, один старый муж!

 

Мария росла в семье талантливых людей, где всегда были музыка, народные песни, поездки в дальние имения, где они слушали украинские и русские песни, особенно в Курской губернии, которая славилась своими "курскими соловьями".

Поэтесса грустила о том, что у нее старый муж, она ж мечтала встретить "друга милого". Ее народная поэзия получила широкую известность; например, в одной комической опере были использованы некоторые песни Нарышкиной Марии Львовны.

Поэт Державин был тоже влюблен в Марию Львовну и написал о своих чувствах в стихотворении "Анакреон у печки" (1795).

 

                  Случись Анакреону

                  Марию посещать;

                  Меж ними Купидону,

                  Как бабочке летать.           

                             ….                                          ….

                  Анакреон у печки

                  Вздохнул тогда сидя:

                  “Как бабочка от свечки

                  Сгорю, - сказал, - и я”.

                                        

Песни Марии Львовне Нарышкиной несут на себе печать большого таланта,  о котором писали П.А. Бессонов, И.Н. Розанов и другие исследователи. О ее красоте, уме и замечательном голосе сохранилось немало воспоминаний. К сожалению, портреты этой красавицы не обнаружены. Это тоже загадка.

Мария Львовна Нарышкина скончалась в 1806 году, потомства не оставила.

 

V. Портреты Наталии Кирилловны Нарышкиной – матери Петра I.

Рассказ о главной красавице Нарышкиных, матери императора Петра,  начну с письма из Киева, в котором был прислан портрет молодой женщины: 

"Уважаемая Раиса Ивановна!

К Вам обращаются из галереи "Боско", находящейся в столице Украины городе Киеве. В собрании галереи находится портрет, зарегистрированный как портрет молодой Наталии Кирилловны Нарышкиной.

Мы знаем, что Вы являетесь потомком знатного рода Нарышкиных и выпустили в 2007 году книгу " Романовы, Нарышкины и их потомки", где имеется портрет молодой Наталии Кирилловны Нарышкиной.

Несомненно, Вы являетесь знатоком истории Вашего знаменитого рода, поэтому мы посылаем Вам фотографию имеющегося у нас портрета, так как нам хотелось бы узнать Ваше мнение об этой работе.

К нашему большому сожалению, у нас нет возможности ознакомиться с Вашей книгой, для того чтобы увидеть опубликованный там портрет Наталии Кирилловны Нарышкиной.   С уважением  искусствовед галереи "Боско" Наталия Лысенко".

 Таким образом, я получила еще один портрет красавицы Натальи Нарышкиной, тоже неизвестного художника. Трудно оценить их идентичность, но визуально можно их принять за одну и ту же женщину. Сын Натальи Нарышкиной, Петр I, больше похож на женщину  второго портрета молодой Н.К Нарышкиной.

 

               Филадельфия

 

 

 

Слободчикова Раиса Ивановна, 1933 года рождения, Курская область. С 1936 года жила в Москве. Окончила Московский педагогический институт им. Потемкина по специальности математика. С 1955 г. работала в школе преподавателем математики, с 1960 по 1990 гг. – в Государственном  институте редких металлов и полупроводниковых материалов  (ГИРЕДМЕТ). Имеет около ста публикаций в научных  журналах, включая монографию и брошюры. В 1994 году переезжает в США. Выполняя устное завещание отца, рассказавшего ей перед смертью о происхождении семьи Слободчиковых  и  их связи с родом Нарышкиных (по линии Льва Кирилловича Нарышкина, брата матери Петра Великого Натальи Кирилловны), увлеклась историей России, научным поиском и доказательством принадлежности  семьи к этому известному роду. Издала две книги:  «Романовы, Нарышкины и их потомки»; сборник очерков "Не родись красивой… или заложницы судьбы".

 

 

К списку номеров журнала «Слово-Word» | К содержанию номера