Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Проект АРЕаЛ | ГЕОЛОГИЯ | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ | Спонсоры | Связь с координатором портала |
![]() Центр |
Олег ЗайончковскийОб авторе: Родился в Самаре. Работал на заводе, был слесарем-испытателем ракетных... |
Галина ЗаломкинаОб авторе: Окончила Тульский педагогический институт (факультет иностранных языков)... |
Сергей ЛейбградОб авторе: Окончил факультет культурологии Самарского института искусств и культуры. Стихи... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаСеверная АмерикаКанадаСШАЦентральная АзияКиргизстанУзбекистанСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Ирина ПавельеваНе жги последнего моста. Стихотворения«ПРОСТРАНСТВО СЛЕДУЮЩЕГО ШАГА...»
Ирина Павельева (1956-2015) Чем отличается типовая многоэтажка от собора? Они могут быть сложены из одних и тех же строительных материалов, но разница в чём? В том, что первая – сооружение, а второй – творение. Такова же дистанция между настоящей поэзией и пустым рифмоплётством. Потому что «строку диктует» не чувство и не разум, а дух един, а он дышит, где хочет и вбирает в себя всё – от былинки до Галактики. А значит и не спрашивайте истинного Поэта, о чём он пишет – слово «тема» отдает запрограммированной конъюнктурой... Ирина Павельева – истинный Поэт, её стихи многомерны и полифоничны и требуют от читателя наличия культурного слоя, развитого музыкального слуха и – безусловно! – неплоского ума. Её сложные образные ряды, яркие, как вспышка лазера, метафоры, ритмические эскапады, высокий эмоциональный накал стиха – всё это инструментарий мастера, который бережно и виртуозно творит свой поэтический Собор. В нём много сквозного света, где слово парит, то осиянное лучом Солнца, то опалённое огнём боли и скорби, то уходя в себя, то снова вырываясь в этот страшный и прекрасный мир. Ирина Павельева предельно откровенна и открыта, и заведомо чужда тесных рамок привычного бонтона и политкорректности. Поэтому её стихи, о чём бы в них ни говорилось – о бабочке лимоннице или падшем ангеле Абадонне, о любви или войне, об осеннем дожде или о судьбе России – всегда глубоко личностны, всегда от первого лица, которое – если действительно свободно – способно и на нежный шепот, и на страстную проповедь, и на гневную отповедь. Ну а если кому всё–таки хочется задать сакраментальный вопрос: зачем вообще поэт пишет стихи, и Вы, милостивая Ирина, в частности? Я позволю себе ответить за неё (и других собратьев по перу): очень просто – чтобы постичь смысл Бытия, а иначе и незачем сотрясать божественный эфир. Но и постижение – только половина цели, а вторая – следование этому смыслу. Как же следовать? А вот так – по Павельевой – «чтоб сердцем выстучать в скале пространство следующего шага...»
Александр Лизунов, член Союза российских писателей
* * *
Опять усталое «прости», И жалко вскрипнула калитка. – С собою может дом везти Лишь тихоходная улитка. Звезда кочевий над душой Висит холодною медузой... И чемоданчик небольшой Дорога делает обузой. Уводит завтра во вчера Звезды таинственная сила, Чтоб всех гостиниц номера Душа квартирами не мнила. И если цепи и узда Надеты где забвенным часом,– Слетают горе и беда, Срывают, отдирая с мясом. – Чтоб вновь вперёд, сбиваясь с ног, Не слыша стона под пятою, На страстью пышущий манок Над вороненой чернотою...
* * *
Я твоя прирученная кошка, Самая родная из зверей. Ты меня помучаешь немножко, – И к другим становишься добрей.
Если ты умрёшь, хозяин, если... И меня тогда простынет след. Я тебе придумываю песни, Я тебя люблю сто тысяч лет.
Если ты пришёл и хочешь плакать, Помни, я всё время под рукой,– Если не окажется любимой, Если не окажется другой.
Чтобы вдруг ты не схватил ангину, Шарфиком раскинусь по плечу. – Я тебя и в счастье не покину.
* * *
Россия, – Наталья, Татьяна, Мария: стихия. И тихие воды, и годы лихие, а очи! А мощи святые и дикие сечи, а плачи! –И свечи: Людмила, Матрена, Любовь, Евдокия.
Россия, – ракита, рябина, осина: лесина. – В хлеву животина, на сердце – кручина, а выше,– Вершина, судьбина, разгульное: «все это ваше!» А ниже скупое: житуха, кончина,– трясина.
Затем так желанно: цветочка б, щеночка, сыночка! И в клеточку, – точка! – В совместное рабство от соски. – Россия свет Вера Надеждина – мать одиночка. А кто б поступил по-мужски, рассудил по-отцовски...
* * *
Ты думаешь, створки железных дверей Нужны, чтоб людей отделять от зверей? – Но много надёжнее ямб и хорей Всегда отделяли людей от зверей. Не трогали звери, не путал и бес, Пока не пошли наши танки под пресс. – Тут бес и попутал: стучись головой В свой чёрный квадрат из брони лобовой. ...Ты трижды шестёрка при главной двери С лютующим зверем библейским внутри. Целуй его в жопу и будешь целей, Пока не отделят людей от нулей...
* * *
Что с нами сделал этот век – Истерик, брызжущий слюною! – Мы так и сяк, мы бек да мек Над разорённою страною... С лицом отравленной княжны Прильну к плечу,– на загорелом Так пальцы женские нежны, Но нежность пахнет лазаретом. Всё пахнет ужасом, кругом Следы невидимого барса. В себе провижу и в другом Пустыню будущего Марса. Но, больше не к кому,– к тебе, Негодная к боям и дракам, В такой ребяческой мольбе, Не веря очевидным знакам...
* * *
Смрад всех болот над градом у Невы. Костями его улицы мощёны. Живые там настолько не живы, Насколько мертвецы не отомщёны. Наш рок, Везувий в тихом уголке – Два имени: во тьме и в непокое. О, Нострадамус с шаром на руке, – На оба ль нагадал ты, на какое? – Непримиримо сшиблись имена, Одно – от камня, от воды – второе, И третьей смуты сеют семена, –Не надо столько камня и воды: Спасителен лишь только промежуток. Не надо столько веры и вражды – Пусть будет больше зелени и шуток. ...Я нынче по Пассажу покружу И тоже в шар хрустальный погляжу. Нет, лучше я на кошку погляжу И покружу тяжелой головою. И вытру слёзы тряпкой половою...
* * *
Когда увидишь: тьма густа, Лишь неба край малинов,– Не жги последнего моста – Последний мост – Калинов. Прямые все ведут пути Всегда сюда по ГОСТу. – Давай, кивай, шути, шути,– К Калиновому мосту! Ах, ты хотел бы с миром, но Заждались, ждут тебя давно, Кивают головами. И супротивной стороны Не краше лева с правой: Из туши страшной толщины – По шее огнеглавой! И тьмы исчадья голова Страшней, чем та и эта, Но всех страшнее булава В руке у Сына Света! ...Сожги мосты и гарь отри: Цена на небе – грош ей. И лишь Калинов мост – внутри,– Оставь для славы Божьей!
* * *
Солдаты фортуны – уходим в бега Затем, что не удалью пахнут снега, Размытые грязной водою,– Но пахнут позорной нуждою. Затем, что ни холодно, ни горячо, Годами – ни боя, ни схватки, Лишь игры в страшилки и прятки. И видится мне – наша рота в аду: Сложили оружие – в первом ряду, В середнем – гуляют с пальбою, В последнем – торгуют собою. ...Уходим в бега – ни за совесть и честь,– Прости же нас, Господи, если ты есть: Меняем не мутное – ясным,– Всю глупость – безумием частным. –Уходим в себя: ни души, ни огня. Земля моя, ты–то хоть любишь меня?! ...К подошвам всех ног прилипая, Глухая моя и слепая...
![]() |
ГолосованиеВаш выбор в поэтической премии "Кочегар". С подборками номинантов на странице альманах "Кочегарка" №1ЖурналыКочегаркаСОТЫРусское вымяВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГОСОБНЯКМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЮЖНЫЙ УРАЛБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовТело ПоэзииГРАФИТБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗИНЗИВЕРВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕИЛЬЯАРГАМАК-ТатарстанИНФОРМПРОСТРАНСТВОДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬСВОЙ ВАРИАНТБАШНЯ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЗАПАСНИКЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33УРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |