А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Стихотворения
Родился в 1955 году в Ленинграде. Выпускник исторического факультета ЛГУ. После учебы занимался в основном преподавательской работой в вузах и школах города. Писал стихи, занимался журналистикой. Стихи были опубликованы в журналах «Звезда», «Аврора», «Нева», «Шут». В 1991 году в издательстве «Современник» вышла книга стихов «Купель». Осенью 2014 года в Санкт-Петербурге была издана книга избранных стихотворений «Ангелы пространства».
В стихах Владимира Плющикова трагизм бытия и экзистенциальное одиночество являются чем-то вроде principium et fons – началом и источником поэтического творчества. Безупречное владение техникой, органичность и уникальность образов, «дыхательное», совершенно естественное движение речи придают текстам Плющикова весьма импрессивное звучание. Но в том, наверное, и отличие незаурядного поэта от поэта посредственного, что у первого, в отличие от второго, осмысление даже самых трагических моментов судьбы, пережитых и вновь проживаемых, в конечном счете, всё равно работает на утверждение жизни, на ощущение великой ценности каждого сущего мгновенья.
О.Г.
БОЖЬИ КОРОВКИ Посланник богов безымянных, увы, не промазал. На лазерный, видно, сменил допотопный прицел. И небо, которое только что было в алмазах, Свернулось в овчинку, и краешек чуть заалел. Лишь капельку крови поймал я ладонью неловко. Скатилась она в придорожную липкую грязь… …И крылья расправив, взлетела, как божья коровка, И мир накренился, позволив ей в небо упасть… Свет клином сошёлся, в тот свет отразившись наивно, Я богу молился, и тут же дерзил сгоряча. Звенящие капли июльского тёплого ливня, Обрывок пространства и время с чужого плеча. В чем мать родила, я стоял на коленях устало. Великая честь – превратиться в безликую часть… …Казалось, что небо на землю некстати упало, И мир накренился, позволив мне в небо упасть... Сбежать бы, исчезнуть, уйти подобру-поздорову. Презреть суету, и томление духа, и тлен. Десятки, и сотни, и тысячи божьих коровок, А, может быть, капелек крови из вспоротых вен С ладоней моих обречённо взлетали навстречу Заре восходящей грядущего судного дня… …Дробились минуты, пространство давило на плечи. И мир накренился, и небо упало в меня...
– А ворон с вороной? – спросила Герда.
– Лесной ворон умер; ручная ворона осталась вдовой, ходит с чёрной шерстинкой на ножке и жалуется на судьбу.
Г. Х. Андерсен «Снежная королева»
Ну, здравствуй, ошибка моя фатальная. Я тоже застрял в ледяной глуши и тщетно пытаюсь найти проталину в заснеженных дебрях твоей души.
Вчера я раскладывал карты веером, в пасьянсах на части судьбу дробя, безумно желая, чтоб ты поверила, что мир не обязан вокруг тебя вращаться, одаривать светом ласковым, скулить у твоих королевских ног, раскрашивать будни цветными красками…
Ты знаешь, а я бы, наверно, смог тебе подарить пусть не всю Вселенную, но свой уголок на её краю. Я даже согласен, пускай разменная монетка согреет ладонь твою. Из пальчиков выскользнет и покатится, легко затеряется где-нибудь. Ты снимешь корону и в белом платьице проводишь монетку в последний путь.
На все ледяные четыре стороны ты можешь отправить меня – пойду. А хочешь, я стану придворным вороном, как в сказке? Но только имей в виду, что воронам свойственно одиночество, во взгляде таится немой укор, а их потрясающий дар пророчества, как правило, сводится к «Nevermore!»
И всё б ничего, но уйти по-доброму уже не получится – злись, не злись. Зверёк, что от боли кричит под рёбрами, когтями стальными кромсает жизнь, судьбу изменяет по наущению той силы, что всякой другой сильней...
И пройдена точка невозвращения, и стимула нет возвращаться к ней.
Короткие тени скользят по комнате, луна безразлично глядит в окно. В моём беспокойном, но тихом омуте чертей разномастных полным-полно. Они на свободу рванут при случае, и всё это действо, как мир, старо. Потрёпанный бес, одолев излучину, уткнулся рогами в моё ребро. Увы, как бывает порой, не сразу я сумел догадаться, что он не враг. На ниточках, к пальцам твоим привязанным, душа моя пляшет не просто так. В экстазе порочном гремит оковами, звенит бубенцами, как верный шут.
Но, Ваше Величество, расколдовывать меня бесполезно – напрасный труд. Мы верим, упрямо творя грядущее, едва ли не каждому миражу.
Нарядная жизнь, как строка бегущая, мелькает, а я на неё гляжу. Поэтому пусть всё идет по-прежнему, своим чередом в суматохе дней…
…Искрится на солнце вершина снежная, и ворон устало кружит над ней…
ВРЕМЯ НА ВКУС Теперь-то всё просто, привычно, зеркально, знакомо. И сами с усами, и опыт мотаем на ус. Однако и мы из песка возводили хоромы, И жить ухитрялись, и пробовать время на вкус. Пьянящее, сладкое, вязкое, терпкое время, Судьбу примеряли к себе молодым на авось. Мы были никем, стали всем, а, конкретнее, всеми, Но, к счастью, за всех отдуваться не нам довелось. Всегда находился такой, кто сурово, но вкратце Внушал молодым – мол, покажут вам кузькину мать… …Мы слишком легко научились красиво прощаться, И так же легко разучились красиво прощать… А время бурлило, неслось и плескалось по венам. Но карты легли наконец-то как надо – не в масть. Когда отстоялась безликая, серая пена, Вся тяжесть похмелья по душам прошлась И пришлась Некстати, не вовремя… Время-то было эрзацем, Хотя и сегодня не лучше – «опять двадцать пять»… …И мы разучились изломам судьбы поражаться, Зато научились без промаха цель поражать… Пусть наши хоромы давно превратились в руины, И пусть непривычен и горек стал времени вкус, Титаник плывёт, и до боли знакомая льдина Давно откололась и выбрала правильный курс… DANCE MACABRE
Страданием и бессилием созданы все потусторонние миры, и тем коротким безумием счастья, которое испытывает только страдающий больше всех.
Ф. Ницше
Старый питерский двор. Вся компания в сборе. Кто-то тихо подсел, кто-то молча прошёл. А старушки сидят у подъезда и спорят О квартире моей – Нехорошая, мол… – Как жена померла, одичал мужичок-то. Всё один, да один, Видно спятил уже. Хоть бы окна открыл, так зашторены окна… – Заглянуть бы… – Ты что? На восьмом этаже Он живёт бобылём больше года… – Постой-ка, А давай постучимся. – Не лезь на рожон. Вот вчерась, говорят, образа на помойку Выносил, представляешь? С нечистым дружён… …А квартира моя в эту ночь приоткрыта, Голубые огни пляшут возле дверей… Все чудовища спят, только щерятся сыто, Если мимо проходит апостол Андрей. Символичен не он, а порог Ренессанса. Получилось у нас, или было дано? На чудной граммофон «Пляски смерти» Сен-Санса Ставит друг наш Андрей, наливает вино. Смерть танцует легко под мелодию смерти. Вариант оркестровый, и древко смычка Издаёт стук костей, и в ночной круговерти Закружились скелеты… А с нами пока Наш хранитель Андрей, возвращённая вера, Обречённая жить, несмотря на богов. Я целую тебя… Глаз открыла Химера, Уплывала куда-то основа основ Безраздельной любви… На душе стало пусто. И не скажешь ведь Господу: «Трогать не смей!» «…Нет, не надо мне их, – так сказал Заратустра – Этих спутанных сетью небесной зверей!» Никому не нужны… Разорвал бы подушку, Из кровати разжёг поминальный костёр… …Поседевший старик так любил бы старушку… Если бы, да кабы… Вот и весь разговор… ВО ИМЯ ВЕРЫ Ещё дробился колокольный звон, Хмелел народ... Смятением объятый, Санкт-Петербург давно был обречён На диктатуру пролетариата. И день, и ночь Была настороже Внезапно одичавшая столица. Грядущий Апокалипсис уже В кошмарных снах увидели провидцы. Ещё звенели лихо бубенцы, И в ресторанах подавали мидий... Неисправимых сыновей Отцы, Стыдясь, предпочитали ненавидеть. А сыновья смеялись им в лицо, Словам предпочитая револьверы, Чтоб разрядить их, Может быть, в отцов... Во имя веры всё... Во имя веры... КРОНШТАДТ, 1921 Мертвецов везли обозами, Шли живые в Питер пешими. Говорят, туман был розовым, На крови густой замешанным. Над Кронштадтом вились вороны, Над собором, да над башнями. Полыньи зрачками чёрными В глубину манили страшную. Кровь за кровь… Цвели подснежники Над могилами расстрелянных. На цветах клеймо мятежное – Тоже молоды и зелены. Сколько судеб исковеркано, По ночам рыдали матери. Вы в Кронштадтский лёд, Как в зеркало, Посмотрите повнимательней – Небо серое разостлано... Наступали дни пасхальные. По церквушкам над погостами Гасли свечи поминальные. Отгремело лето грозами, Шли невесты на венчание... ...А туман остался розовым, И вода хранит молчание...
К списку номеров журнала «ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРА» | К содержанию номера

|