А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Стихотворения
Выросла в Москве, в семье учёных. Псевдоним Юркевич взяла в честь прапрадеда, учёного-гуманиста, воспитывавшего детей Мамонтова. Из России уехала в возрасте 18 лет. Закончила консерваторию в немецком Детмольде и «Моцартеум», а также международную школу менеджмента в австрийском Зальцбурге, 8 лет проработала в ООН. Живёт в Берлине. Классический музыкант, поэт, переводчик. Печаталась в журналах «Гвидеон», «Плавучий мост», в поэтическом сборнике финалистов фестиваля «Эмигрантская лира – 2015», финалист конкурса «Поэт года» (2014), победитель фестиваля «Эмигрантская лира» (2015).
О стихах Анастасии Юркевич можно сказать коротко и исчерпывающе – лирика в её кристаллически чистом воплощении. По-женски мужественная исповедальность, не боящаяся никакого цинично-холодного стороннего взгляда. Вся, как есть, в радости и печали, она воплощена в нервной ткани своего искреннего лирического повествования, обращённого в себя самоё, но полного доверия к своему читателю-другу.
Д. Ч.
AD ALTERUM ME Так вот ты какая, жизнь во лжи, Вот какие в тебе межи, рубежи: Те же, вроде – ведь до чего похожи! – И всё же, веришь, совсем не те; Веришь ли, всё же Столь узнаваемые в своей пустоте. А ты, дружочек? Как живётся тебе в другой Жизни, в которую мне теперь – ни ногой, В жизни, которою мы с тобой Нé жили, где каждый шаг под твоей стопой Осмыслен, где время не рвётся вспять, Где есть, что терять? Saaremaa, август 2013 * * * Поговори, поговори со мной... Не пишется. Недели – словно годы. Меня тошнит от здешней непогоды, От их соседей за ночной стеной, От их чужой, нерадостной природы. Мне этот дождь их местный, затяжной, Так опостылел, что и жить не мило. Вот ком словесный: лепишь, что есть силы, А он тяжёлый, взрыхленный, больной, Как будто его влагой размочило. Поговори, со мной, поговори... Не пишется, не тянется, все рвётся, Не сеется, не пашется, не жнётся, То раздвоится, то в одно сольётся, То комаром назойливым завьётся В висок наметясь; маясь, до зари, Всё жилкою болезненною бьётся, Мигреневой... то хнычет, то смеётся, То, вроде, здесь, то эхом отдаётся, То мнётся, застеснявшись, у двери... Но не даётся, Боже, не даётся! О, не давай ему со мной играть! Скажи – нам мало времени даётся, Скажи ему – пусть больше не смеётся, Скажи ему – нам скоро умирать. Как нам даётся свыше благодать, Так слово нам оттуда же даётся, И наплевать, что не предугадать – Пусть перестанет, пусть ко мне вернётся! Пусть вернётся... Salzburg, 2005 СЧАСТЬЕ Андрюше
I К тёплому твоему затылочку лбом прильнуть, И ни о чём не думать: забыть, заснуть. К тёплому твоему затылочку прильнуть лицом, И ни о чём не надо. Потом. Потом… II Выходит, ножки тоненькие, говорит – не спится, Шелестит шажками, встаёт на цыпочки, суетится, Передо мной перетаптывается в разноцветной своей пижаме, А я ему – всё равно, говорю, нужно спать пытаться, ложиться. Иди в кроватку, говорю, не мешай, говорю, маме. Не мешай, говорю, маме, а он собирает лапкой Сосредоточенно в кучку ошмётки воска, Сгребает в ладошку… Где, ваще, говорю, твои тапки? А с лестницы после ремонта краской тянет, извёсткой. Загвоздка в жизни какая-то. Сбой. Неполадки. Топчется, не уходит. Ты, говорит, бабушке позвонила? А сам глазом косит – чтобы ещё придумать? Нет, говорю. Скорее всего, говорю, она забыла И, например, ушла. А на крыше, видать, всё-таки что-то сгнило: Третью неделю тянет падалью. Дунуть. Сплюнуть. А он опять мне –мамочка, ну, не спится! Ну что они мне по голове громыхают своим салютом! А я – если звёзды зажигаются, значит это, как известно, кому-то… На пижамке, вчера подаренной, Злые Птицы, Стреляют в заплаканных свинок. Иди, говорю, пусть тебе сон приснится. Дай, говорит, тогда хотя бы водички. Ну, глото-о-очек! Держит стакан лапками, а пить-то не хочется. Говорит: потом Допью, завтра, – и покорно скрывается. Где же наш дом, Сыночек, думаю, где же наш дом?.. Где же наш дом, заяц любимый, где, сыночек? III Всё, уходи в кровать, ну чего не спишь? Времени, видишь – час, досидела снова. Завтра с утра проснётся твой малыш, Будешь его одевать, пеленать другого. Будешь варить свой кофе, торчать в окне, В снеге нежданном угадывать знак судьбы, Будешь опять твердить о своей вине, Думать, как всё б сложилось бы, если бы… Думать будешь, гадать, время своё коротать. Ну а пока – быстро спать! Просто – спать. IV Стоя на перекрёстке в промозглой ноябрьской мгле, В мокром асфальте фиксируя сгустки запретных цифр, Смуглую лапку сжимая крепко в своей руке, Ты, как цветок, себя расправляешь в этом тепле, Ты, от всего на секунду как бы оказываясь вдалеке, Вдруг понимаешь: вот он, тот самый шифр, Столь до сих пор недоступный – тобой раскрыт, Выявлен, взломан, и так невозможно прост. Так из разрозненных карт слагается ясный пасьянс, Так в гармонию вдруг смещается диссонанс; Ты понимаешь, хоть всякий план вкруг тебя размыт: Это Счастье стоит в тебе в полный рост. Вот оно. Не вовне, не во сне и не где-то рядом: Вот оно... И тебе в этот миг от него Ровным счётом, веришь ли, ничего, Кроме него самого, Не надо. Москва, 2013 27 НОЯБРЯ 2014 (на день отъезда) Ах, сердце моё, ну зачем же так жалко и жалобно! Поедем, пожалуй, а там – понемножечку, заново. Чего уж, не первые: слюбится, стерпится, сладится, А то, что не сладится, – стихнет, уймётся, загладится. У рынка напротив слоняется сирая братия. Ползёт по периметру надпись, да не разобрать её. На ящиках шатких – чеснок, облепиха, смородина. А родина, Господи… В чём она, в сущности, родина? За окнами вечер. Беззвучно плывёт Новодевичий. Пройдись напоследок по улице, хоть бы и не за чем. Вглядись в эти лица, такие немыслимо разные: Любовь? – Ну, допустим… Куда теперь с ней, несуразною? Пойми, наконец: этой речи глухое журчание Созвучно тебе по рождению, по умолчанию... – Пожалуй. Но дом опустел, и дороги размечены. Всё правильно. Только лишь сердце предательски мечется, И силится вырваться, только над ним стена – да под ним стена. А истина?.. Да уж какая тут, Господи, истина… 19 апреля 2015 * * * О чём писать? – о лете, и о том, Как нам с террасы в дом нельзя входить без тапок. Вот дуб в лесу, вот кот на дубе том, Вот на террасе в солнечный бетон Впечатались навек следы кошачьих лапок. О том писать, как разомлевший сад Легчайшим был с утра и тяжелел к полудню, Как чёрный шмель который раз подряд Сердился, и гудел, и подавал назад, Описывая круг, медлительный и трудный. Как воздух был до дрожи разогрет; О розовом кусте и вкруг него тропинке, О том, как здесь орех и бересклет Живут бок о бок; как, почуявший обед, Кот улыбается и выгибает спинку. И лишь вчера так жалко бившееся о Бессмысленный излом пустых ночных кварталов, Здесь Слово, обретя заветное тепло, Новорожденной бабочкой легло У самых ног моих и крылья распростало. И ждёт доверчиво, блаженно и устало, Пока окрепнет влажное крыло. Dürrwien, 11 июня 2015 * * * Не ты ли, Господи, снова мне подставляешь своё плечо? Не ты ль в косое окно из дольних своих пределов Лукавый луч просовываешь несмело, Рассеянно, ласково, будто бы неумело? Не твоих ли, спрашиваю, рук дело? Не ты ли снова мне сочувствуешь горячо? А я? – всё ни шагу ступить, да ни слова молвить. Какой я тебе ученик? – трынь-трава, карандаш не точен. Молчать бы хоть, только стыдно, что нету мочи. Зачем ты, Господи, так далёк, так велик, так точен; Зрачок твой чёрен, сосредоточен. Могла б, говоришь? – Пожалуй. Да только вот ведь… Прости мне, Господи, что тут сказать ещё? Прости неловкую песнь мою, мою спесь. Прости меня, Господи, если ты только есть: Меня – такую, какая, покамест, здесь Вышла... И только останься чуть-чуть ещё. Сочувствуй мне горячо. Сочувствуй мне горячо... Берлин, сентябрь 2015
Нина Габриэлян¹. «В горах Армении». Холст, масло, 50х70 (частное собрание).
К списку номеров журнала «ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРА» | К содержанию номера

|