Юлий Ильющенко

Деревья. Цикл визуальных работ

Цикл визуальных работ «Деревья» создан при помощи поисковой системы  Google и теперь уже архаичной программы Paint, которая, на сегодняшний  день, соответствует эстетике самодельных книг ранних футуристов. Именно в  ней и обработаны результаты поиска по ключевому словосочетанию  «визуальное дерево». В «Деревьях» сочетается сразу несколько поэтических  направлений: визуальная поэзия, элементы конкретной поэзии, а также  поэзия, основанная на поиске в интернете. В США подобную поэзию именуют  «Flarf», но я умышленно использую словосочетание «поиск в интернете»,  потому как понятие «flarf» на сегодняшний день не способно достаточно  полно описать тот метод, который используется мной для создания тех или  иных произведений. «Flarf» - скорее говорит о том, что поэзия создана на  языке интернет-среды или, даже, интернет-сообществ. Для меня же, помимо  языка, не менее важны принципы и результаты работы поисковых систем. Я  использую поисковую систему, например Google, не только для нахождения  того или иного сайта, но и для обработки анонсируемого списка сайтов, а  часто и на уровне выкидного списка самых популярных запросов. В данном  же проекте мною просмотрен и обработан достаточно большой список сайтов,  прежде чем был найден требуемый для творчества материал.
Я пробую взглянуть на природу урбанизированного городского пространства  через призму своеобразной природы программного и компьютерного мира  (язык программирования, логику работы сайтов и пр.), и, наоборот.   Деревья в современном городе с развитой инфраструктурой, их строение и  расположение по отношению к другим городским объектам – все это  напоминает структуру и строение так называемых «визуальных деревьев»,  созданных на том или ином языке программирования. Например, даже в моем  набольшем городе Могилеве деревьям подрезают верхушки и ветви таким  образом, что они становятся похожими друг на друга, чем еще больше  походят на часть компьютерного кода, или завершенный фрагмент программы  на ее языковом уровне. Во многих работах из цикла можно заметить, как  этот фрагмент/высказывание на особом компьютерном языке обретает форму  либо отдельного дерева, либо группы деревьев в совокупности с другими  объектами, как природного, так и городского происхождения. Сохранение в  работах первоначального объекта (в верхнем левом квадрате) позволяет  зрителю вернуться в исходную авторскую точку восприятия, но уже с  несколько измененным фокусом этого восприятия. В проекте для меня важно  было не буквально (с сохранением логики и функциональности) пересадить  «деревья» из одного пространства в другое, а сымитировать их морфологию,  которая не столько функциональна (или совсем не функциональна), сколько  конкретна и орнаментальна. Потеряв логику и функциональность, «деревья»  обрели форму деревьев за окном. Таким образом, по своей сути, мой  проект - внелогический и антиутопический, всегда есть что-то неполное и  неоконченное. Технократическая утопия невозможна, так как код ее  написания – чистая структурная поэзия форм при потере функциональности.  Например, последняя работа цикла «Универсальное логическое дерево»  представляет собой, так называемый жизненный фундамент: каждый человек  должен посадить дерево, построить дом и т.д. Есть дерево, пруд с рыбами,  кот, собака… Я, словно маленький ребенок, выстраиваю из кубиков дом  своей мечты; или первая работа, в которой я из общеизвестных объектов  социального и личного пространства высаживаю сад и поливаю его дождем,  чтобы сад не завял.

10 забавных вещей


Дерево Павла Б..


Динамическое дерево


Концептуальное дерево


Логическое дерево


Сложные интерфейсы


Текстура дерева


Универсальное логическое дерево

К списку номеров журнала «ЧЕРНОВИК» | К содержанию номера