Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ | БАННЕРЫ |
![]() Нижегородская область |
Анна ГригОб авторе: Поэт, переводчик. Родилась в 1977 году в Тбилиси. До тринадцати лет росла и... |
Ян БруштейнОб авторе: Родился 10 ноября 1947 года в Ленинграде. 45 лет живёт в Иванове. Кандидат... |
Александр МаркинОб авторе: Родился в 1953 году в г. Бабушкин Московской области. Этого города больше... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Андрей ДмитриевОт этого останется точкаРедактор отдела экономики газеты «Земля нижегородская». Член Союза журналистов РФ. Автор сборников стихов «Рай для бездомных собак», «Орнитология воды» и «Африкаснег», участник коллективного сборника «Настоящие» из серии «Нижегородское собрание сочинений». Публиковал поэзию и прозу в газетах и журналах «Нева», «Гвидеон», «Новая газета», «Слово/Word», «Бельские Просторы», «Луч», «Новый свет», «Журнал ПОэтов», «Зарубежные Задворки», «Европейская словесность», «Нижний Новгород» и других. Лауреат премии имени Бориса Пильника (2010 г.). Шорт-лист XIV Открытого Международного Волошинского конкурса (2016 г.), шорт-лист IV Международного арт-фестиваля «Провинция у моря – 2014», шорт-лист международного интернет-конкурса «Эмигрантская лира-2016/2017», дипломант межрегионального конкурса «Наималы» (2014 г.) и международного конкурса «Мирсконца-2015», проводимых музеем В. Хлебникова в Астрахани, дипломант XVII фестиваля-конкурса «Решетовские встречи» (2017 г.).
* * * Говорили умными книгами, смотрели умными фильмами, но остались глиняными фигурками времён ига или эго. Из птиц здесь чаще встречаются филины – на то и чаща, которая дважды пишется через «а». Из архитектуры – выделяются статью казармы и мавзолеи – так закалялась кирза, дальше – многоэтажные и многоуровневые базары, но в большей же массе преобладают пчелиные ульи с набором различных функций. И вот ты сидишь у окна на стуле и смотришь, как все эти лопасти гнутся в бутоне пропеллера в условиях нашего зябкого севера.
Ни тебе книги, ни тебе фильма – даже хлебная корка весь ум воплотила в мышь в дырке за плинтусом. «Новый звонок. Вы – в эфире», и, вроде, много скопилось слов, а молчишь.
* * *
«Голова садовника – благоухает грядущими розами», – записал в блокнотик ровненько, сделал глоточек чая в задумчивой позе с ногами крест-накрест, увязший в кресле. А зима-то всё дуёт в ус ледяным сквозняком, а война-то всё точит слепое железо на каждую тонкую жилку, ведь гиблый закон умножения зла не отменяется с новой твоей строкой.
Однако – что-то всё-таки произошло. То ли воздуха стало больше в расшатанных бронхах, то ли река посеребрила русло лещом, то ли в чашке увидел на донце бога…
«Эй, садовник, земля будет долгой», – сделал новую запись и чая налил ещё.
* * *
«От этого – останется точка, от того – запятая, от третьего – дефис. А что останется от тебя?», - подумал ночью, лёжа на топчане, сторож в совхозе «Новая Жизнь». После – встал, налил вместо чая сурового первача, выдохнул в пустоту, горлом пустил плеск граммов. Небо, в которое петухи закричат ближе к рассвету, остекленело потухшим экраном, где только что вынесли сор из избы и снова внесли. На морщинистой коже луч фонаря споткнулся и скатился вглубь тёмной коморки. Трактор застыл в грязи перед самым окном – готовый стать грузной музой, если б первач подвигнул на поиск рифм – трах-тарарах – и дальше в таком же духе. Крепкою пробкой молча бутыль прикрыв, сторож вспомнил о море и нащупал жабры за ухом.
* * *
Это часто спасало. Вот и сейчас – вообрази рыбу, а лучше – птицу над скалами – там, где море – подобие города – но не Рима, ведь ты там ни разу не был – со всеми его водоворотами и рифами, со всей этой пеной дней, которую невод просеял ещё в сказке Пушкина – не оставив и рифмы, впрочем, это сейчас так модно. Вообрази себе что угодно – хотя бы зелёный поезд, несущийся в степь или в желток восходящего солнца, но не в те чёрные дыры, что ловят снег вместе с твоими стуками сердца, остро чувствующего в груди пустоту впереди…
Лучше представь себе воздушного змея, избежавшего плена в лапах распахнутых крон, успев довериться ветру. Видишь, в майке с Ленноном или даже с Лениным – в детстве идолы чище – мальчик держит тонкую нить и смотрит на змея, что путь на свободу ищет? Отпусти – стань тем ребёнком. Жить с небом в руке можно и без поводьев. Вообрази себе тележку с мороженным в советской Москве, куда ты приехал с мамой и тётей, не представляя, что мороженного может быть так волшебно много – прямо, как в журнале «Пионер». У тележки нет очереди, а продавщица сбоку похожа на фею из фильма «Золушка». Верь и дивись тем открытием так же искренне, и отступит рыскающая тоска со своим назойливым списком страхов, что тянет всегда дописать.
Представь себе парк – не тот – прозябающий в рыхлых сугробах в голом и жалостном виде, где собак выгуливать – повод толкнуть себя в прорубь, а тот – шелестящий листвой и манящий тайными тропами. Чувствуешь запах густой зелени? Так пахнет жизнь, освобождённая от картона.
Это часто спасало, когда в необъяснимой тревоге мёрзли руки и ноги, и воздуха было мало. Как сейчас. Закрываешь глаза, открываешь счёт: раз, два, три… Открыть бы глаза скорее – да пока что нельзя – свет придёт изнутри.
* * *
Астрономы нашли новые планеты, похожие на Землю – вот новость так новость. Задираешь голову – где-то есть шанс услышать далёкий голос, произносящий твоё имя с искренним любопытством. А здесь – внизу – всё взъерошено, всё пытается тебя подпустить на выстрел и отдать дремучему прошлому.
В магазинах – новые акции, на обывательском валуне сидишь – будто ящерка, которой некуда, знать, деваться от ловчего промысла. По волне целлофановой памяти плывёт бумажный кораблик с осознанием, что где-то – в ворохе звёзд держат жемчужины в клешнях крабы, чтоб ты сувенир из полёта привёз всем случайным соседям по нашей лестничной клетке, с которыми хоть и встречаешься редко, но вместе бытуешь на свете.
Там – на планете, похожей на Землю – звонит телефон. Играют с отцовским мобильником дети – в космос дозваниваясь легко.
* * *
Джазовым музыкантам не предлагать лететь в выхлопную трубу с отблеском меди – это каста брахманов. Тигру налив молока, они идут на священную реку, несущую пепел смерти с ритуальных костров. Вот и Пётр Ильич – нет, не Чайковский, а Чацкий – представьте, Чацкий – в Ганг кладёт саксофон – а, может, в Волгу – лишь всплеск возвещает о том. Рыбы быстрые мчатся над подводным вместилищем звука. Так субмарины ложатся на грунт, когда на поверхности – враг. Пётр Ильич пишет об этом сухо в маленький тощий блокнотик, борясь с соблазном приврать в интересах музыки и концертного смокинга. Сегодня вечером – в баре возле центральной площади он будет импровизировать – говорить о высоком на языке нот спонтанных, так – будто скачет на лошади мимо развалин старинного замка, некогда знавшего роскошь и славу побед. Кто-то будет пить в уголке кофе с сахаром, кто-то виски, стакан задерживая на губе.
Пётр Ильич выйдет в чёрную непогоду к вызванному такси, на ходу на шею бросая шарф, а тигр у миски положит пёструю морду и станет урчать – как обычный домашний кот, ни шиша не смыслящий в человеческих отношениях, но ведающий, где в комнате самое тёплое место. По Гангу – что-то вновь поплывёт, по Волге тоже – неужели это прах того, что завтра с утра воскреснет.
* * *
«Поживи, поживи, поживи», – то ли собачка на молнии кожаной куртки ходит в дрожащих пальцах, то ли в лесной глуши воет ручная пила, вгрызаясь в кору и волокна – как будто дерево – кровная пища, то ли птичка в сухих камышах жалобно кличет птенцов, оперившихся слишком рано… «Поживи, поживи, поживи», – ботинки по грязи спешат, издавая подобие хруста подкожного или хлюпанья раны при поступательном токе артерии. А что слышишь ты? Почти наступила весна. Теперь уже ясно, что снег – конечен. Скоро будет много земной и небесной воды. «Поживи, поживи, поживи», – словно точит косу под вечер утомлённая память у кромки луга. Детский калейдоскоп – ободрит возможностью всё повернуть и поправить. «Поживи, поживи, поживи», – тряпкой протрёшь стекло утром в оконной раме…
* * *
«Вот меня и накрыло, накрыло», - шепчет Бендер, а где-то белеет Рио в душном шорохе белых штанин среди пальм – настоящих или почти, среди чахлых кварталов, вползающих в тесный миф, что за жарким экватором камни стали людьми.
Здесь же – в распутице русских вёсен – автопробеги опять под вопросом – хоть памятен Гоголь и Салтыков-Щедрин, ответ на вопрос этот зреет изжогой внутри, как после обильного выпаса на хлебосольном лугу, где водка даст фору напыщенному коньяку, где клевер застрял меж зубов и щекочет нежное нёбо минотавра, что пару бутылок назад был дядей Вовой или дядей Серёжей. Сгонял бы в Одессу Остап – но и там вихрастый малец новый год проспал.
Милиция стала полицией – в остальном всё по-прежнему. Блещут спицы в колесе почтальона, на велосипедной цепи сквозь частный сектор, что тихий район нацедил, бегущего между улиц в границах участка. Бендер писем не ждёт, он у пригородной кассы ищет глазами в густом расписании то ли утреннюю электричку, то ли вечерние сани до Петушков – впрочем, это уже совсем другой текст, который не выпьешь в один присест.
Бендеру снится Рио, но во сне и этого мало – хорошо, что, узрев контролёров, разбудил Балаганов.
* * *
Наскальная живопись схематично говорит о том, что люди – наборы чисел, линий и знаков, что, если вдруг чиркнешь спичкой в забытой пещере, то станет понятен смысл сложного тела в яростном танце природы, длящегося столетия под дудочку неких сфер. Это не грубая графика – это первые коды для выхода в мир, где пронзённый дротиком зверь – рычит в каждом зримом контексте. Вот взял бы – сам распалил костёр, чтобы плясать вкруг огня, ощущая, что мы с ним вместе – хотя бы в вопросах времени – сырости грота наперекор.
* * *
Выудили пескаря – встревожили воду резиновым сапогом. Заря уже полыхала, вытолкнув на свободу спелое солнце. В розовом кулаке пахло сырой чешуёй и сорванною травою. Чайка – на ещё холодном песке – морскою походкой обхаживала территорию. В сумраке леса – хвоя дышала в лицо гостю, в чащу вошедшему в поисках дров и ягод. Много на нашей планете таких укромных лесов, но этот – только для нас, хотя априори – для всякого.
Танцы воды – стали белыми – манят тебя и ждут, в круг вовлекают – с руслом по эллипсу следуя за поворот крутой, где не провести баржу, а лишь пирогу индейскую с хворостом стрел на днище. Долгое эхо – будто бы диалог с воздухом и пространством, дающими разуму пищу – и это, возможно, бог…
Вспомнились песни – дикие песни – с воем да с клёкотом. Пение у костра – шанс языка дать самому себе версию происхождения. На мелководье коса – словно тропа пологая, шаг – но на ней не отпечатать след – только останется пена – как за лодкою, несущей себя на весле.
* * *
Не будет никаких бесплатных пирожков
* * *
Овцебык, овцекот, овцекрот, овцелошадь – у генетики широк оборот золотого руна, но вновь огорошен – мир подшивкой овечьих её партитур. Доктор Ниточкин – вызвал такси и стоит в чёрном холоде улицы на ветру возле плотно закрытых дверей под ливнем косым. В голове – отголосок Бетховена. Это вчера филармония грела озябшую душу. А сейчас кто согреет? Реалии – как очаг – заливает туманами, в которых опять ловят уши нервный шаг смоделированной пустоты. Кто-то блеет во тьме, ловко скрещенный с кем-то или с чем-то. Перед домом – забор, за забором – пустырь А такси всё не едет за озябшим клиентом.
Тот, в ком промысел – метод, кто в каждой строке вечной формулы точит иглу и сшивает материи – в этом видит, явно, не просто игру изощрённого разума – видит продрогшего сына на крылечке подъезда и включает там свет фонаря, чтобы сын не вылепливал зря в темноте злых волков из овечьего сыра…
Вот – две фары в ночи – будто пара плывущих на берег медуз, фосфорическим блеском доступный объём изучив, возвестили, что в хитросплетениях курс проложил-таки автомобиль. Доктор Ниточкин выпрямился словно костыль, предвкушая приятную мякоть сидения. Дверца хлопнула. Адрес водителю процедив сквозь дрожащие зубы, в зеркале через липкие тени генетик увидел: овцекрот, овцебык, овцелошадь, а, может быть, овцекот – крутит руль и копытом педаль уверенно достаёт.
* * *
Ползёт улитка Лидка и по склону горы Фудзи, и по улице имени Фрунзе, и по лестнице на родной этаж, где сосед-алкаш всё бормочет: стольник взаймы не дашь?
У улитки Лидки нет золотых слитков, да и пенсия – не ахти. Катись, колесо, катись отсюда – ободом приминай весь этот ласковый май. Раковина-катушка – тесна, но гораздо лучше ваших заплёванных тамбуров, ваших маршруток с утра и до вечера. Когда отцветает сакура, Лидка спускается с Фудзи вдоль по улице Фрунзе прямо на свой этаж, где и сосед-алкаш видит с балкона, что цвет сходит на нет…
Для улитки Лидки вдета в иголку нитка не так уж и медленно, как говорят, путая с пятницей среду, любители швейных машин. Сшит за аршином аршин пыльной материи мира. Раковина-квартира – где-то всегда за спиной. Так что есть тогда путь домой?
* * *
Кофе за бруствером с чёрной дырой в голове – это искусство, с которым лечь на лафет хочет всякий воитель. Метеосводка – скучна: снег, пасмурно, лёд. Вердикт врача – звучит убедительнее на санскрите.
Выйди во двор – покинь многоэтажный футляр. Здесь с давних пор лопнувший капилляр на голубом глазу делает красной нить, которой можно перетянуть слезу и перестать ныть…
Холодно. Стынет щека. Кофе за бруствером – горек. В белой дали длится смерть ямщика песней любви и горя.
* * *
Выучился на режиссёра – не став драматургом – взялся за Уильяма нашего, так сказать, Шекспира – вложил череп Гамлету в руку и заставил вести диалог о бренности мира с этой пустою костью, выкопанной из пепла прожитых дней. Что наша жизнь? Игра. А за окном – будто бы всё ослепло – то ли яркие фары грузовика на перекрёстке, то ли владычество снега переросло в амнезию пространства. И играет всё это какой-то актёр-калека, прерываясь на приступы астмы…
Старая гардеробщица мнёт в руке номерок последнего посетителя и тихо ропщет: в каком же ты из миров? Молча висит пальто, изображая труд виселицы. В кармане паспорт, где хозяин не то Юрик, не то Йорик – позже всё выяснится…
* * *
Не выходи из комнаты, а также из кухни, где эстетика происходит от чувства голода, из воды – даже, если на берегу сухо, а в воде – неуютно и сыро, из рыцарской цитадели – несмотря на то, что осада снята и цифры статистики убитых драконов успели заметно вырасти в окрестностях замка, из партии, в которой уже уплачены взносы, из полицейского автозака, потому что давно ночь и осень…
Считай, что тебя продуло, что ты оставлен на второй год в школе злословия, что невозможно со стула встать и уйти, если он электрический – вот, кстати, счёт за энергоносители, что ты – ослеп и видишь пространство лишь чёрным кубом, что ты живёшь верхом на осле, которому в душных теснинах любо.
Поймай босанову, поймай, в конце концов, моль у шкафа, что снова и снова забаррикадировал расу, и антресоль пусть символизирует планку, поднятую тобою. В общем, не выходи, гуляка – останься сливаться с обоями…
* * *
Когда земля стояла на трёх китах, и словом «зима» хотелось себя огибать звонче и крепче – росли в высоту города на костях человечьих, но так была молода матерь богов – белила и пудрила щёки, красила губы, с которых легко слетала воздушным шёлком небесная речь – прозрачная на свету. Всё лишнее решили отсечь – по нынешний день секут…
Сидишь с чашкой кофе в утренней простоте – без мыслей о катастрофе, без пламени на хвосте – а в дальнем углу пространства, где сбилась в остатке тень – уже тридевятое царство бросает себя на плетень.
Но тройка китов – эпична, и булка земли – свежа, пока не чиркнули спичкой, крича «пожар!».
* * *
Когда мы говорим друг о друге – слова похожи на рыбок в стеклянной банке – они плывут на свет, тычутся в стенки от трепетного испуга, что не успеют вернуться в свой океан, где такой ритуал, как рыбалка – просто попытка добыть хоть несколько слов, уловив их смысл в холодном движении вод – незаметном на берегу. Говоря друг о друге, мы обращаемся к мистике, и вот – в каком-то бреду речь ищет связующих фабул, а находит – причудливый мир отражений, где легко потеряться и рыбкам, идущим на свет этот слабый, в котором всяк говорящий уже по шею – и скоро обрыв. Но мы – говорим, говорим – изучаем границы возможного, вглядываемся в черты друг друга, что столь размыты водой изнутри – а рыбы в воде порой не свободней чем мы…
* * *
Из городских сумасшедших – в деревенские философы – и наоборот. Дорога соединяет центр и периферию. Шерстью покрывается этот остриженный наголо бок несимметричного мира, в шерсти – брызги искр вездесущего снега, выпавшего на долю здесь живущих статистов. Ветер – разящ и быстр, но и он оступится за высокий порог и упадёт в белое поле, где чернеют избушки и больные деревья. Всё это – навеял чай в озябшей руке, коснувшейся тёплой кружки, как куска остывающей лавы, что вышла на волю сейчас из потаённых глубин и одомашнилась, выйдя наружу…
Снег – продолжение снега – того, что – до, он уже формирует понятие «после» – кристаллизует. Умываешься из-под крана живой водой, не поминая об этом статусе всуе, а в телевизоре кто-то танцует, мотивируя тем, что пока молодой.
* * *
На твоём самолёте, на твоём пароходе, на твоём поезде – музыка, детский смех, прохладительные напитки и бутерброды. Вокруг часового пояса движется стрелка по карте. Лошади бьют копытами сонную землю – рвёт темноту экипаж, на рессорах – будто на скрипках – играя концерт Паганини хвойному залу, где каждый, кто сдал багаж – ворох опилок. Сидишь у окна, точишь спину о жёсткое кресло – сходит пернатый пух не пророщенных крыльев. За окном – строчку за строчкой время читает себя – и кажется, будто вслух – само же себя бранит за неразборчивый почерк…
![]() |