Авторы Мегалита региона г. Москва
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Вознесенский Андрей Андреевич
Дата рождения: 12 мая 1933 г.
Дата смерти: 1 июня 2010 г.
Место жительства: Москва, регион г. Москва
Один из самых известных поэтов-шестидесятников. Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. Отец — Андрей Николаевич Вознесенский (1903—1974), инженер-гидротехник, доктор технических наук, профессор, директор Гидропроекта, Института водных проблем АН СССР, участник строительства Братской и Ингурской гидроэлектростанций, заслуженный деятель науки и техники Узбекской ССР; мать — Антонина Сергеевна (1905—1983), урожд. Пастушихина была родом из Владимирской области. Прапрадед Андрея Андреевича, Андрей Полисадов был архимандритом, настоятелем Благовещенского муромского собора на Посаде. В Киржаче Владимирской области Вознесенский провел часть детства. Во время Великой Отечественной Андрей с матерью были эвакуированы из Москвы и жили в городе Кургане в семье машиниста. Андрей учился в 1941—1942 годах в школе № 30. Позднее, вспоминая эту пору, Андрей Андреевич написал: «В какую дыру забросила нас эвакуация, но какая добрая это была дыра». После возвращения из эвакуации учился в одной из старейших московских школ (ныне Школа № 1060). В четырнадцатилетнем возрасте послал свои стихи Борису Пастернаку, дружба с которым в дальнейшем оказала сильное влияние на его судьбу. Окончил в 1957 году Московский архитектурный институт. 46 лет прожил в браке с писательницей, кино- и театральным критиком Зоей Богуславской.
Первые стихи поэта, сразу отразившие его своеобразный стиль, были опубликованы в 1958 году. Его лирика отличалась стремлением «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации, экстравагантностью сравнений и метафор, усложнённостью ритмической системы, звуковыми эффектами. Он ученик не только Маяковского и Пастернака, но и одного из последних футуристов — Семёна Кирсанова. Вознесенский написал стихотворение «Похороны Кирсанова», позже положенное на музыку под названием «Памяти поэта» большим поклонником Кирсанова Давидом Тухмановым (песню исполнял Валерий Леонтьев).
Первый сборник Вознесенского — «Мозаика» — был издан во Владимире и навлёк на себя гнев властей. Редактора Капитолину Афанасьеву сняли с работы и даже хотели уничтожить тираж. Второй сборник — «Парабола» — вышел в Москве и сразу стал библиографической редкостью. Одно из лучших стихотворений этого периода — «Гойя», нестандартно отразившее трагедию Великой Отечественной войны, — было обвинено в формализме. В то время устраивались многочисленные встречи с поэтами. Проходили ставшие известными вечера в Политехническом музее, где звучали строки Вознесенского:
- Пожар в Архитектурном
- Пылайте широко
- Коровники в амурах
- Райклубы в рококо.
Вознесенский наряду с Евтушенко и Ахмадулиной вызывал резкое неприятие у некоторой части советской литературной общественности. Это неприятие выражалось и в стихах — например, в стихотворении Николая Ушакова «Модный поэт», 1961 (Он сменною модой недельной / когда-то пленял молодёжь. / Так что ж ты, цветок рукодельный, / сегодня не модно цветёшь?) или в стихотворении Игоря Кобзева «Комсомольским активистам», 1963 (Им служат оружьем трясучие джазы / И разный заморский абстрактный бред. / У них, говорят, появился даже / Собственный свой популярный поэт…). На улице Горького в «Окнах сатиры» уже в 60-х годах изображён рабочий, выметающий «нечисть» метлой, — и среди сора-нечисти был изображён Вознесенский со сборником «Треугольная груша». В марте 1963 года на встрече с интеллигенцией в Кремле Никита Хрущёв подверг поэта резкой критике. Под аплодисменты большей части зала он кричал: «Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам. Я прикажу Шелепину, и он подпишет вам заграничный паспорт!». Вознесенский неоднократно выезжал в различные зарубежные страны для выступлений: 1961 — Польша; 1961, 1966, 1968, 1971, 1974, 1977, 1984 — США; 1962, 1966, 1969, 1976, 1977, 1983 — Италия; 1962, 1963, 1973, 1982, 1984 — Франция; 1967, 1977, 1983 — ФРГ; 1971 —Канада; 1964, 1966, 1977, 1981 — Великобритания; 1973 — Австралия; 1968 — Болгария; 1981 — Мексика и мн. др. Он стал одним из самых популярныхрусских поэтов в США. Вознесенский сдружился с поэтом-битником Алленом Гинзбергом, стал другом семьи Артура Миллера. Его встреча с Мэрилин Монро позднее запечатлелась в строках: «Я Мэрлин, Мэрлин. / Я героиня / Самоубийства и героина». Другие стихи ещё более откровенны:
- В Америке, пропахшей мраком,
- Камелией и аммиаком.
- Пыхтя, как будто тягачи,
- За мною ходят стукачи…
- Невыносимо быть распятым,
- До каждой родинки сквозя,
- Когда в тебя от губ до пяток,
- Повсюду всажены глаза…
- Пусти, красавчик Квазимодо,
- Душа болит кровоточа
- От пристальных очей свободы
- И нежных взоров стукача.
Через год после сборника «Треугольная груша» вышла посвящённая Ленину поэма Вознесенского «Лонжюмо». Стихотворный сборник «Антимиры» послужил основой знаменитого спектакля Театра на Таганке в 1965 году. Для этого спектакля Владимир Высоцкий написал музыку и спел «Песню акына» на стихотворение Вознесенского.
В 1970-е Вознесенского стали издавать достаточно хорошо, он выступал по телевидению и получил в 1978 году Государственную премию СССР, но в том же году принял участие в неподцензурном альманахе «Метрополь» (1978). Вознесенский — автор архитектурной части монумента «Дружба навеки» в честь двухсотлетия присоединения Грузии к России на Тишинской площади в Москве. Скульптурная часть памятника выполнена З. Церетели.
На стихи поэта написаны популярные эстрадные песни: «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане», «Песня на „бис“» и главный хит «Миллион алых роз», где поэт в стихах пересказал новеллу Паустовского о любви художника Пиросмани к французской актрисе. С автором четырёх последних песен Раймондом Паулсом Вознесенский сотрудничал очень много. Рок-опера «„Юнона“ и „Авось“», написанная на либретто Вознесенского Алексеем Рыбниковым, была поставлена в 1981-м Марком Захаровым в Московском театре имени Ленинского комсомола и до сих пор не сходит со сцены. Наиболее известен романс «Я тебя никогда не забуду», основанный на стихотворении «Сага».
Жил и работал в подмосковном Переделкине, по соседству с дачей-музеем Бориса Пастернака, где два раза в год, 10 февраля (день рождения Пастернака) и 30 мая (день смерти поэта) проводил поэтические чтения. Встречам с Пастернаком посвящена книга Вознесенского «Мне четырнадцать лет».
Первый инсульт поэт пережил за 4 года до смерти . В 2010 году Андрей Вознесенский перенёс второй инсульт, после которого он окончательно не оправился. Андрей Андреевич Вознесенский скончался 1 июня 2010 года после продолжительной болезни на 78-м году жизни у себя дома в Москве[8]. Отпевание поэта по православному обряду состоялось в полдень 4 июня в церкви святой мученицы Татьяны при МГУ. Андрея Вознесенского похоронили 4 июня 2010 года на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с родителями.
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (5 мая 2008) — за выдающиеся заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность.
- В 1978 г. в Нью-Йорке Вознесенскому А. А. присуждена премия Международного форума поэтов за выдающиеся достижения в поэзии.
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (15 января 2004) — за большой вклад в развитие отечественной литературы.
- Орден Трудового Красного Знамени (1983).
- Премия Правительства Российской Федерации 2010 года в области культуры (17 декабря 2010) (посмертно) — за книгу "Тьмать".
- Государственная премия СССР (1978) — за сборник «Витражных дел мастер» (1976).
- Он является почётным членом десяти академий мира, в том числе Российской академии образования (1993), Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и других.
- Золотой Почетный знак «Общественное признание» (2003).
Библиография:
- «Мозаика» (1960)
- «Парабола» (1960)
- «Треугольная груша» (1962)
- «Антимиры» (1964)
- «Мой любовный дневник» (1965, Flegon, без ведома автора)
- «Ахиллесово сердце» (1966)
- «Тень звука» (1970)
- «Взгляд» (1972)
- «Выпусти птицу» (1974)
- «Дубовый лист виолончельный» (1975)
- «Витражных дел мастер» (1976) (Государственная премия СССР, 1978)
- «Соблазн» (1978)
- «Избранная лирика» (1979)
- «Безотчётное» (1981)
- «Иверский свет» (1984)
- «Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения» (1984)
- «Ров. Стихи и проза» (1987)
- «10, 9, 8, 7…» (1987)
- «Аксиома самоиска» (1990)
- «Россія, Poesia» (1991)
- «Видеомы» (1992)
- «Гадание по книге» (1994)
- «Не отрекусь» (1996)
- «Casino „Россия“» (1997)
- «На виртуальном ветру» (1998)
- «Страдивари сострадания» (1999)
- «Стихи. Поэмы. Переводы. Эссе» (1999)
- «Жуткий кризис „Суперстар“» (1999)
- «Стихотворения. Поэмы. Проза» (2000)
- «Девочка с пирсингом» (2000)
- «Лирика» (2000)
- «Моя Россия» (2001)
- «Лирика» (2003)
- «Избранное» (2003)
- «Возвратитесь в цветы!» (2004)
- «Избранное» (2006)
- «Стихотворения» (2006)
- Собрание сочинений в 3 томах. М., Художественная литература,1983—1984, 75 000 экз.
- Собрание сочинений в 7 томах. ВАГРИУС, М.,.
- «СтиXXI» (М.: Время, 2006)
- «Тьмать» (М.: Время, 2009)
- «Ямбы и блямбы» (М.: Время, 2010)
Публикации автора на Мегалите